г. Ессентуки |
|
13 января 2014 г. |
Дело N А63-3243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алмазовой М.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 по делу N А63-3243/2013 (под председательством судьи Быкова А.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское", ст. Темнолесская, (ОГРН 1062645013518),
к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, г. Михайловск, (ОГРН 1042600631006),
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков; об обязании заключить договор купли-продажи,
при участии в заседании представителей:
от ООО "Темнолесское": Бычихин В.В. (доверенность от 01.01.2013),
в отсутствие администрации Шпаковского муниципального района, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Темнолесское" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом уточнения):
- признать отказ администрации в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51, незаконным;
- обязать администрацию заключить с обществом договор купли продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51.
Требования обоснованы ссылками на пункт 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и мотивированы наличием преимущественного права на приобретение земельных участков в собственность, поскольку до государственной регистрации права собственности муниципального района на эти земельные участки, общество использовало их для сельскохозяйственного производства.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 исковое заявление в части обязания администрации заключить договор купли-продажи земельных участков оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд установил, что отношения по использованию и охране земель в Ставропольском крае (земельные отношения) регулируются Законом Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", которым установлены ограничения в части приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Ставропольского края до 01 января 2052 года.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда от 05.08.2013 отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом положений пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзыв на жалобу суду не представлен.
Определением апелляционного суда от 03.12.2013 судебное разбирательство по делу откладывалось в целях предоставления сторонам возможности урегулировать возникший спор мирным путем.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 06.12.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20.06.2011 в счет невостребованных земельных долей за Шпаковским муниципальным районом в порядке статьи 12.1 Федерального Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" признано право собственности на 4553,46 га земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:491 площадью 79 032 314, расположенного на территории Шпаковского района Ставропольского края (том 1 л.д. 82-118).
В марте, апреле 2012 года администрация провела межевание данного земельного участка, образовав 7 участков с кадастровыми номерами: 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 (том 1 л.д. 156 -222)
Права муниципальной собственности Шпаковского муниципального района на вновь образованные земельные участки зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.09.2012 (том 1 л. д. 75-81).
14 сентября 2012 года в газете "Наша Жизнь" N 68 (10719) органом местного самоуправления в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) опубликовано сообщение о регистрации права муниципальной собственности Шпаковского муниципального района и предстоящем предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 для сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 124).
В сообщении также указано, что земельные участки предаются использующим такие земельные участки сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность или аренду без проведения торгов, в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратилось в орган местного самоуправления с заявление о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
15 октября 2012 года общество обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило предоставить в собственность земельные участки общей площадью 4553,46 га с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 (том 1 л.д. 11, 12).
Письмом от 14.12.2012 N 13-3518/12 администрация сообщила об отсутствии оснований для заключения договора купли-продажи, поскольку заявитель не подтвердил использования испрашиваемого в собственность земельного участка (том 1 л.д. 14).
Полагая отказ в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, противоречащим действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд первой инстанции исходил из наличие запрета, установленного Законом Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" до 2052 года на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Между тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов лица, обращающегося с соответствующим заявлением.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Порядок предоставления земельных участков регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и корреспондирует пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающий общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков.
Ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Таковыми ограничениями являются: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 5.1 настоящей статьи.
В силу пункта 5.1 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Пункт 5.1 статьи 10 устанавливающий исключительное право сельскохозяйственной организации, использующей земельный, на приобретение земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Тогда как статья 16 Закона Ставропольского края N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" была принята Государственной Думой Ставропольского края 25.03.2010.
Введение законодателем понятия "сельскохозяйственная организация, использующая земельный участок" обусловлено необходимостью гарантировать непрерывность осуществления сельскохозяйственной деятельности тем организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые реально обрабатывают земельные участки, находящиеся в общей собственности и не имеющих возможности приобрести эти участки в собственность.
Поэтому принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что норма пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения имеет специальный характер по отношению к статье 16 Закона Ставропольского края N 21-кз и в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации подлежит применению к рассматриваемому спору.
Вывод о возможности применения пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения к земельным правоотношениям в Ставропольском крае также содержится в судебной практике (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2013 N 63-91114/2012).
Таким образом, сельскохозяйственная организация, претендующая на приобретение доли, должна доказать факт использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований обществом представлены следующие документы: протокол собрания собственников земельных долей от 27.11.2008, публикация в газете "Наша жизнь" от 28.10.2008 о выделении земельного участка в натуре для передачи в аренду ООО "Темнолесское", справка Администрации муниципального образования Темнолесского сельсовета, договор аренды земельного участка от 27.11.2008 (том 1 л.д. 9-10, 19, том 2 л.д. 2, 3-8).
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что администрация в нарушение требований статьи 10 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" незаконно, без какого-либо обоснования отказала в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в собственность за выкуп.
В силу изложенного заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
При признании оспариваемого акта недействительным, суд апелляционной инстанции считает необходимым применить положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части восстановления нарушенного права заявителя, и обязать администрацию устранить допущенные нарушения прав путем принятия решения о предоставлении обществу в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51.
Решение суда первой инстанции в части оставления без рассмотрения требований общества об обязании заключить договоры аренды, отмене не подлежит.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Таким образом, требование о понуждении заключить договор аренды земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом органу государственной власти (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.
Доказательства направления (до обращения в суд) администрации оферты (проектов договоров купли-продажи земельных участков, содержащих существенные условия сделок) общество не представило. Следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
В силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. При указанных обстоятельствах суд обоснованно оставил требование общества о понуждении к заключению договоров без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Кодекса.
Расходы по уплате госпошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 по делу N А63-3243/2013 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Признать незаконным отказ администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51.
Обязать администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края в течение месяца с момента изготовления постановления в полном объеме принять решение о предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское" земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 в порядке пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В остальной части решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 по делу N А63-3243/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Темнолесское" из федерального бюджета 5 000 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по заявлению и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3243/2013
Истец: ООО "Темнолесское"
Ответчик: Администрация Шпаковского муниципального района, Администрация Шпаковского муниципального района СК, Администрация Шпаковского муниципального района СК в лице комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района СК
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1075/15
18.02.2015 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
19.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
07.08.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1288/14
13.01.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13