город Омск |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А75-6215/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10513/2013) Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу N А75-6215/2013 (судья П.А. Сердюков),
по иску Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600514821) к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел" (ОГРН 1028600512830) о защите деловой репутации,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела,
установил:
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел" (далее - БУ "Центр ремесел", ответчик) о признании сведений, распространенных бюджетным учреждением о нарушении департаментом требований постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2010 N 229-п (утверждение государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел задним числом), совершения должностного подлога, нарушения прав соискателей и получателей премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выплачиваемой на основании постановления Губернатора Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2006 N 40 не соответствующими действительности, об обязании бюджетного учреждения опровергнуть порочащие деловую репутацию департамента сведения путем направления соответствующего заявления в адрес Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Требования мотивированы включением в обращение к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сведений, не соответствующих действительности, не подтвердившихся по результатам служебной проверки, порочащих деловую репутацию департамента.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - третье лицо, аппарат губернатора).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу N А75-6215/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доказана. В частности, ответом Руководителя Аппарата Губернатора - Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.А. Ермошина от 01.07.2013 N ВЕ-13288, в котором указано, что служебными проверками нарушений в действиях департамента при формировании и утверждении государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский драматический театр" на 2013 год, при формировании и утверждения государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел" на 2013 год, а также нарушений департаментом прав соискателей и получателей премии Губернатора автономного округа мастерам народных художественных промыслов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выплачиваемой на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2006 N 40, не установлено. По мнению заявителя, Судом оценка данному письму не дана.
Считает не соответствующим представленным в дело доказательствам вывод суда первой инстанции о том, что БУ "Центр ремесел" были приняты достаточные меры конфиденциальности. Злоупотребление правом подведомственными учреждениями (пункты 1, 2 статьи 10 ГК РФ) имело цель причинить вред другому лицу, а именно директору департамента, что повлекло его увольнение.
Ответчиком и третьим лицом отзывы на апелляционную жалобу в дело не представлены.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 АПК РФ в судебное заседание не явились.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя департамента.
На основании частей 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в соответствии со статьями 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и правильно.
БУ "Центр ремесел" обратилось к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением от 07.03.2013 N 127 о проведении проверки по фактам нарушения Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требований постановления Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2010 N 229-п (утверждение государственного задания бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел задним числом), совершения должностного подлога, нарушения прав соискателей и получателей премии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выплачиваемой на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.04.2006 N 40.
Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издано распоряжение от 18.03.2013 N 165-рг "О проведении служебной проверки" (том 2 л.д. 6-7).
Проведение проверки поручено аппарату губернатора.
По результатам проверки составлено заключение от 30.04.2013 (том 2 л.д. 10-22), согласно которому нарушений законодательства со стороны департамента не установлено.
С результатами служебной проверки ознакомлен руководитель департамента.
Ссылаясь на то, что в обращении БУ "Центр ремесел" к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры содержатся сведения несоответствующие действительности, которые порочат и умаляют деловую репутацию, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает, что иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо - сведений, порочащих его деловую репутацию. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 24.05.2005 N 3) по делам данной категории обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК РФ значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств, иск не может быть удовлетворен судом.
В силу пункта 9 Постановления ВС РФ от 24.02.2005 N 3 бремя доказывания факта распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений, возлагается на истца.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам (абзац второй пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3).
То обстоятельство, что размещения и опубликования сведений о департаменте в печати, трансляции по радио и телевидению, демонстрации в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, не осуществлялось, не является предметом спора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что изложение спорных сведений в обращении к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проведение по ним служебной проверки не относится к факту распространения сведений, порочащих деловую репутацию, в том смысле, который придается данному аспекту положениями статьи 152 ГК РФ.
По мнению суда, обращение БУ "Центр ремесел" к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением от 07.03.2013 N 127, об опровержении которых обратился истец, касающиеся деятельности департамента, является реализацией его права на обращение в государственные органы с целью проверки деятельности вышестоящего государственного органа, а не распространением несоответствующих действительности порочащих сведений в случае, когда эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения.
Обращение БУ "Центр ремесел" не является распространением сведений, порочащих честь и достоинство истца, и потому, что обращено к должностному лицу, в полномочия которого входит проверка деятельности департамента, и не является доступным для ознакомления любым лицом документом.
Изложенное соотносится с позицией, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3, где судам рекомендовано иметь в виду, что в случае, когда гражданин обращается в названные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 152 ГК РФ, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.
Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (пункты 1, 2 статья 10 ГК РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что обращение ответчика к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было продиктовано исключительно намерением причинить вред департаменту (или его директору) и имело под собой цель распространение сведений порочащего характера в отношении департамента, не представлено.
Ответ Руководителя Аппарата Губернатора - Заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.А. Ермошина от 01.07.2013 N ВЕ-13288 таковым не является, поскольку лишь констатирует результаты проведенной проверки в отношении департамента.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о недоказанности факта распространения ответчиком сведений, порочащих честь и достоинство истца. Оснований для удовлетворения иска не имеется.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу N А75-6215/2013 принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако департамент в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 сентября 2013 года по делу N А75-6215/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6215/2013
Истец: Департамент культуры и искусства ХМАО, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Ответчик: БУ ХМАО-Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесл", Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр народных художественных промыслов и ремесел"
Третье лицо: Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Аппарат Губернатора ХМАО-Югры