г. Самара |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А65-21013/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 13 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 15 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г. по делу N А65-21013/2013 (Хасанов А.Р.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Министерства здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Тонус+" (ИНН 1650222475, ОГРН 1111650005070), г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Республики Татарстан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тонус+" (далее - ответчик, Общество) о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 2, 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г. по делу N А65-21013/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает его не обоснованным и не законным.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27 июня 2013 г. Министерством здравоохранения Республики Татарстан было вынесено Распоряжение N 744 о проведении плановой выездной проверки ООО "Тонус +".
15.07.2013 г. по итогам проверки заявителем было обнаружено, что медицинская деятельность осуществляется Обществом с нарушением лицензионных требований и условий Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), а именно:
- отсутствует лицензия на работы и услуги, составляющие медицинскую деятельность по общественному здоровью и организации здравоохранения при наличии сотрудника у лицензиата, осуществляющего данные работы и услуги и имеющего сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" (п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 7 июля 2009 г. N 415-н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения");
- отсутствует соблюдение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт "и" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291);
- не в полном объеме оснащен оториноларингологический кабинет, а именно, отсутствует лупа бинокулярная, аудиометр, набор камертонов медицинских, комплект инструментов для осмотра ЛОР-органов, перечень которых утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 905-н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291);
- учетная и отчетная медицинская документация не ведется (учетная форма N 044/у "Карта лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете)"), форма которой утверждена Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291);
- отсутствует выданное в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг) (подпункт "г" пункта 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291).
Выявленные нарушения нашли отражение в акте проверки от 15.07.2013 г. N ЛО-16-01-000158-11. Также заявителем был составлен протокол об административном правонарушении от 15.07.2013 г.
На основании протокола об административном правонарушении от 15.07.2013 г. заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 2, 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинская деятельность предусматривает оказание первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (приложение к Положению о лицензировании), в том числе, включает в себя организацию здравоохранения и общественного здоровья.
Пунктом 3 названного Положение о лицензировании предусмотрено, что работы (услуги) при осуществлении медицинской деятельности в соответствии с утвержденным Перечнем могут осуществляться лишь при условии их включения в приложение к лицензии, выдаваемой на осуществление медицинской деятельности.
Осуществление организации здравоохранения и общественному здоровью без лицензии является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, обществу выдана лицензия от 12.05.2011 N ЛО-16-01-001474 на осуществление медицинской деятельности, а именно:
- осуществление доврачебной медицинской помощи по акушерскому делу, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому делу;
- осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по аллергологии и иммунологии, гастроэнтерологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, неврологии, общей врачебной практике (семейной медицине), оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, терапии, травматологии и ортопедии, урологии, физиотерапии, хирургии, ультразвуковой диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии;
- осуществление специализированной медицинской помощи по акушерству и гинекологии, дерматовенерологии, детской хирургии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), применению методов традиционной медицины, рефлексотерапии, экспертизе профпригодности.
Разрешение на организацию здравоохранения и общественного здоровья Обществу не выдавалось.
Из материалов дела усматривается, что общество заключило трудовой договор от 01.05.2013 г. о приеме на работу на должность заместителя генерального директора по медицинской части Харитонову И.Г., которая имеет диплом ПП - I N 807928 от 25.12.2010 по специальности "организация здравоохранения и общественному здоровью".
Наличие в штате медицинского учреждения работника, имеющего диплом по специальности "организация здравоохранения и общественному здоровью", не свидетельствует об осуществлении обществом лицензируемого вида деятельности - организация здравоохранения и общественному здоровью, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административным органом не представлено доказательств фактического осуществления обществом лицензируемого вида деятельности - организация здравоохранения и общественному здоровью.
Аналогичная правовая позиция суда изложена в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 N 06АП-3167/2013.
Ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ), лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ).
К лицензионным требованиям в силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.
Лицензия, как следует из пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ, предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (пункт 2 статьи 9 указанного Закона).
В силу п. 46 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" 04.05.2011 N 99-ФЗ медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (пп. "и" п. 4), соблюдение порядков оказания медицинской помощи (пп. "а" п. 5).
Заявителем при проведении проверки обнаружено, что у ответчика отсутствует соблюдение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункт "и" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291).
Кроме того, заявителем обнаружено, что ответчиком не в полном объеме оснащен оториноларингологический кабинет, а именно, отсутствует лупа бинокулярная, аудиометр, набор камертонов медицинских, комплект инструментов для осмотра ЛОР-органов, перечень которых утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2012 г. N 905-н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291);
Также заявителем обнаружено, что ответчиком учетная и отчетная медицинская документация не ведется (учетная форма N 044/у "Карта лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете)"), форма которой утверждена Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (подпункт "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291);
- отсутствует выданное в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг) (подпункт "г" пункта 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291).
Между тем, согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ именно осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность.
Однако, административным органом не представлено доказательств фактического осуществления обществом деятельности по оказанию платных медицинских услуг, поскольку наличие лицензии не свидетельствует об ее осуществлении.
Кроме того, ответчиком в отзыве указывается на то, что общество фактически медицинскую деятельность не осуществляет, а проводит работы по текущему косметическому ремонту помещения, набору штата медицинского и административного персонала, закупки медицинского оборудования, расходных материалов.
В качестве доказательства вышеперечисленному ответчик представил договор купли-продажи доли в уставном капитале общества от 13.07.2012, выписки из реестра, трудовой договор, трудовую книжку, положение о внутреннем контроле качества, регистрационное удостоверение от 23.06.2011 и приложение к нему, декларацию о соответствии, товарные накладные N 1039 от 31.10.2013, N 675 от 15.08.2013, сертификат соответствия.
Таким образом, в отсутствие доказательств фактического осуществления обществом лицензируемой деятельности, суд первой инстанции правильно сделал вывод об отсутствии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Обратное заявителем не опровергнуто.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, привлекаемому лицу предоставлена возможность воспользоваться процессуальными правами в полном объеме.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела - 18.11.2013 г. срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, по правонарушению, совершенному 15.07.2013 г., истек.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения.
На основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" данные сроки не подлежат восстановлению и суд, в случае их пропуска, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Из содержания имеющихся в материалах дела документов следует, что вменяемое обществу административное правонарушение обнаружено 15.07.2013 г. (дата окончания проверки), следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения общества к административной ответственности является 15.10.2013 г.
Таким образом, на момент рассмотрения спора судом предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 2, 3 ст. 14.1 КоАП РФ, истек, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция суда изложена в постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2013 г. по делу N А11-588/2011.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2013 г. по делу N А65-21013/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21013/2013
Истец: Министерство здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань
Ответчик: ООО "Тонус+", г. Набережные Челны
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара