22 октября 2010 г. |
А43-10942/2009 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМаркетинг"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2010
по делу N А43-10942/2009,
принятое судей Мустафаевым Г.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМаркетинг" о признании незаконными действий и недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМаркетинг" (далее - Общество, ООО "ГоралСтройМаркетинг") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г.Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, регистрирующий орган) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности ООО "ГоралСтройМаркетинг", недействительным решения Инспекции от 01.04.2009 N 1577 об отказе в регистрации изменений юридического адреса Общества. В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просит суд обязать Инспекцию зарегистрировать необходимые изменения, аннулировать внесенные в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Общества и восстановить ранее имевшуюся запись.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее - Управление ФНС России), общество с ограниченной ответственностью "ГоралСтройКонсалтинг" (далее - ООО "ГоралСтройКонсалтинг").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2010 Обществу отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГоралСтройМаркетинг" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода в отзыве на апелляционную жалобы выражает несогласие с ее доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что решением Инспекции от 08.12.2008 N 6924 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица ООО "ГоралСтройМаркетинг" в связи с реорганизацией путем разделения, в результате которой создано два юридических лица: ООО "ГоралСтройМонтаж" (свидетельство о государственной регистрации серия 52 N 004350715) и ООО "ГоралСтройМаркетинг" (свидетельство о государственной регистрации серия 52 N 004350717). Данные сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
25.03.2009 ООО "ГоралСтройМаркетинг" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, связанных с внесением в учредительные документы Общества, в связи с изменением юридического адреса.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Инспекция решением от 01.04.2009 N 1577 отказала Обществу в государственной регистрации изменений ввиду непредставления последним необходимых для государственной регистрации документов (оформленных ненадлежащим образом), а также незаконного использования адреса.
15.04.2009 Управление ФНС, придя к выводу о том, что представленные Обществом документы на регистрацию вновь создаваемых юридических лиц путем реорганизации в форме разделения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приняло решение N 08-05/07-07840 о признании недействительной государственной регистрации юридического лица при его создании.
На основании решения вышестоящей инстанции Инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись N 2095260083752 о признании недействительной государственной регистрации создания юридических лиц ООО "ГоралСтройМаркетинг" и ООО "ГоралСтройМонтаж" путем реорганизации в форме разделения и прекращения деятельности юридического лица ООО "ГоралСтройКонсалтинг" при его создании.
Полагая, что действия регистрирующего органа по прекращению деятельности ООО "ГоралСтройМаркетинг", восстановлению правоспособности ООО "ГоралСтройКонсалтинг" и отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, нарушают его права и законные интересу в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ГоралСтройМаркетинг" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 69, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 57, 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 14, 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и исходил из того, что оспариваемые действия и решение Инспекции (регистрирующего органа) соответствовали положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Согласно статье 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
В силу статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Статья 51 Федерального закона от 08.12.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) регламентирует порядок реорганизации общества с ограниченной ответственностью:
общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (часть 1).
Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (часть 2).
Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляются в порядке, установленном федеральными законами (часть 4).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 2 указанного закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 14 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, к которому прикладывается в том числе передаточный акт или разделительный баланс.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов влечет отказ в государственной регистрации.
Следовательно, законодательство предусматривает отказ в государственной регистрации юридического лица в случае, если в регистрирующий орган не представлен необходимый и достаточный комплект документов, в число которых входит передаточный акт или разделительный баланс. При этом нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию, поэтому в этом случае для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Постановлениями Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.05.2010 по делу N А43-10940/2009 установлены следующие обстоятельства.
На государственную регистрацию Общество представило вместе с заявлением разделительный баланс по состоянию на 30.09.2008, из которого усматривается, что ООО "ГоралСтройМаркетинг" передавались активы в сумме 12 657 руб. и пассивы в сумме 12 657 руб., том числе кредиторская задолженность в сумме 4643 руб.; ООО ГоралСтройМонтаж" передавались активы в сумме 415 060 руб., пассивы сумме 415 060 руб., в том числе кредиторская задолженность в сумме 415 006 руб.
Фактически бухгалтерский баланс по состоянию на 30.09.2008 содержит иные сведения: так, у ООО "ГоралСтройМонтаж" активы составляют 415 060 руб., пассивы - 415 060 руб., в том числе кредиторская задолженность в сумме 415 006 руб.; у ООО "ГоралСтройМаркетинг" активы составляют 12 657 руб., пассивы - 12 657 руб., в том числе кредиторская задолженность в сумме 4643 руб.
Изложенное свидетельствует о противоречивости сведений в отношении прав и обязанностей правопреемников ООО "ГоралСтройКонсалтинг", отраженных в разделительном и бухгалтерском балансах. При этом выявленное обстоятельство не оспаривается ООО "ГоралСтройКонсалтинг" и ООО "ГоралСтройМаркетинг" и подтверждается письмом ООО "ГоралСтройКонсалтинг" от 06.02.2009, адресованным в Инспекцию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представление ненадлежащего разделительного баланса является основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
08.12.2008 Инспекция зарегистрировала прекращение деятельности ООО "ГоралСтройКонсалтинг" в связи с реорганизацией юридического лица путем разделения, а также внесла сведения о вновь созданных юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц.
После произведенной Инспекцией регистрации Управление ФНС, изучив представленные Обществом на государственную регистрацию документы, установив несоответствие разделительного баланса от 30.09.2008 требованиям статей 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, как вышестоящий орган отменило решение регистрирующего органа от 08.12.2008 и признало внесенные в связи с данной регистрацией записи в Единый государственный реестр юридических лиц недействительными.
На основании решения Управления ФНС от 15.04.2009 регистрирующий орган 22.04.2009 внес изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении записей о прекращении деятельности ООО "ГоралСтройКонсалтинг" и создании новых юридических лиц, восстановив тем самым правоспособность ООО "ГоралСтройКонсалтинг".
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно признал действия Инспекции по внесению 22.04.2009 в ЕГРЮЛ изменений в отношении записей о прекращении деятельности ООО "ГоралСтройКонсалтинг" и создании новых юридических лиц, восстановив тем самым правоспособность ООО "ГоралСтройКонсалтинг", правомерными и соответствующими действующему законодательству.
25.03.2009 ООО "ГоралСтройМаркетинг" обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в сведения об адресе юридического лица.
Осмотром (обследованием) нового местонахождения Общества по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Ижорская, 11 пом.2, проведенным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Нижнего Новгорода, установлено, что ООО "ГоралСтройМаркетинг" по данному адресу не располагается, что зафиксировано в протоколе осмотра (обследования) от 27.03.2009 N 208 518-13.
Таким образом, решение Инспекции от 01.04.2009 N 1577 об отказе в государственной регистрации ввиду непредставления Обществом документов, необходимых для государственной регистрации, к чему приравнивается ненадлежащее их оформление, указание в заявлении недостоверных сведений об адресе, является обоснованным и не противоречит положениям пункта 1 статьи 17 и подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые действия и решение совершены уполномоченным органом, соответствуют и не противоречат Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2010 по делу N А43-10942/2010 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения. Арбитражный суд Нижегородской области правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Одновременно судом не допущено
Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2010 по делу N А43-10942/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГоралСтройМаркетинг" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Е.А. Рубис |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10942/2009
Истец: ООО "ГоралСтройМаркетинг"
Ответчик: ИФНС России по Нижегородскому району г. Н. Новгорода
Третье лицо: ООО "ГОРАЛСтройКонсалтинг", УФНС по Нижегородской области, ИФНС РФ по Нижегородскому району, г. Нижний Новгород
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4254/10