г. Пермь |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А50-13328/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Печменская средняя общеобразовательная школа" Бардымского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025902117713, ИНН 5930004526) - не явились,
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бардымском районе Пермского края (ОГРН 1025902117713, ИНН 5930004526) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бардымском районе Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 октября 2013 года по делу N А50-13328/2013 принятое судьей Е.М. Трефиловой
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Печменская средняя общеобразовательная школа" Бардымского муниципального района Пермского края
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бардымском районе Пермского края
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Печменская средняя общеобразовательная школа" Бардымского муниципального района Пермского края (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бардымском районе Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 03.07.2013 г. N 069/020/212-2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.10.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что выплаты единовременных пособий педагогическим работникам производятся в целях их дополнительной социальной поддержки, и связаны непосредственно с трудовыми отношениями, а также носят стимулирующий характер; указанные выплаты не поименованы в ст.9 ФЗ N 212-ФЗ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщиком страховых взносов МБОУ "Печменская средняя общеобразовательная школа" Бардымского муниципального района Пермского края за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г., о чем составлен акт от 24.05.2013 г. N 069/020/212-2013 (л.д.16-25).
При проведении проверки Управлением установлен факт занижения плательщиком страховых взносов базы для начисления страховых взносов за расчетный период 2010-2012 гг. в результате невключения в нее суммы единовременной денежной выплаты для молодых специалистов - выпускников педагогического университета в сумме 69 000 руб. и единовременной выплаты педагогическим работникам при выходе на пенсию в сумме 31 500 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Управлением решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.07.2013 г. N 069/020/212-2013, которым учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 5699 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, начислены пени по состоянию на 03.07.2013 г. в общей сумме 4613,68 руб., учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 28 495 руб. (л.д.10-15).
Учреждение, не согласившись с решением Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассматривая заявление, признал оспариваемое решение незаконным, поскольку не установил, что пособия, выплаченные педагогическим работникам при выходе на пенсию, и единовременные выплаты молодым специалистам - выпускникам педагогического университета, прибывшим на работу в общеобразовательное учреждение, являются объектами обложения страховыми взносами.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что выплаты единовременных пособий педагогическим работникам производятся в целях их дополнительной социальной поддержки, и связаны непосредственно с трудовыми отношениями, а также носят стимулирующий характер; указанные выплаты не поименованы в ст.9 ФЗ N 212-ФЗ.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ приведены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В части 1 статьи 17 названного Закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет. Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в настоящем пункте образовательного учреждения (пункт 1 части 1 статьи 17 Закон Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Таким образом, Законом Пермского края, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам при выходе на пенсию и молодым специалистам - выпускникам педагогического университета, прибывшим на работу в общеобразовательное учреждение, установлены выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
По материалам дела судом первой инстанции установлено, что учреждением в проверяемый период с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. на основании пп. 1, 3 п. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК с учетом п. 8 указанной статьи произведены выплаты единовременных пособий трем молодым специалистам - выпускникам педагогического университета, прибывшим на работу в образовательное учреждение: Шариповой (Асбаутдиновой) О.А., Абрамовой (Гильмановой) М.А., Ведякиной Т.В. в размере 23 000 руб. каждому застрахованному лицу, и двум педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости: Люлиной Е.А. и Денисовой Л.А. в размере 15 750 руб. каждому застрахованному лицу.
Материалами дела подтверждено, что спорные суммы выплачены безвозмездно в соответствии с Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края, что Пенсионным фондом не оспаривается.
С учетом приведенной выше нормы, данные пособия, выплаченные школой физическим лицам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам согласно статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеназванные выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов, в связи с чем, у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для обложения страховыми взносами вышеназванных выплат, а также для начисления пеней и штрафа.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выплаты единовременных пособий педагогическим работникам производятся в целях их дополнительной социальной поддержки, и связаны непосредственно с трудовыми отношениями, а также носят стимулирующий характер, отклоняются в связи со следующим.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона).
Спорные выплаты не входят в заработную плату педагогического работника и молодого специалиста, т.е. не входят в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату.
Такие выплаты произведены также не по трудовому договору, а в силу требований Закона Пермского края, что не образует объекта обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае выплаты школа производила вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, а в силу закона.
Соответственно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные выплаты не поименованы в ст.9 ФЗ N 212-ФЗ, отклоняется, так как основан на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 октября 2013 года по делу N А50-13328/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13328/2013
Истец: МОУ "Печменская средняя общеобразовательная школа"
Ответчик: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бардымском районе Пермского Края, УПФР в Бардымском р-не ПК