Самоконтроль и высокая стрессоустойчивость хорошего медиаменеджера.
Профессиограмма руководителя творческо-производственного
телевизионного коллектива
Войдя в глобальное информационное пространство, Россия перестала быть обособленной и в пространстве культурном, духовном, политическом. Встраиваемость в глобальный информационный мир - процесс не просто долгий и сложный, а требующий, прежде всего, наличия специалистов, готовых и способных его возглавить, внедрить в общественное сознание его духовные и материальные ценности. Поэтому одним из главных исполнителей, способных реализовать эту сверхзадачу, является медиаменеджер - руководитель многообразной, многофункциональной отрасли народного хозяйства - медиаотрасли.
Отметим, что в зависимости от вида телевизионного канала или компании основными творческо-производственными коллективами являются: дирекции (информационных и публицистических программ), студии (художественного вещания), редакции (научно-популярных программ). Иногда в структуру дирекции входят студии или редакции и творческие группы. Считается, что телевизионными медиаменеджерами являются руководители телевизионных каналов или компаний и их заместители, руководители дирекций, студий и редакций (и их заместители, если эти подразделения являются крупными), а также руководители специальных дирекций (по связям с общественностью, международным связям, программирования и др.).
Профессиограмма медиаменеджеров разрабатывалась с помощью профессиографического анализа.
Данный анализ проводился автором и под его непосредственным руководством на протяжении нескольких лет в различных телевизионных компаниях (ТВЦ, "Культура", ВГТРК). В процессе профессиографического анализа использовались следующие конкретные методы:
наблюдение;
изучение результатов деятельности, анализ ошибок;
экспертные оценки (экспертами являлись руководители дирекций, студий и редакций, всего 16 человек);
обобщались результаты исследований в этой области;
использовался собственный опыт работы в электронных СМИ, опыт коллег.
Полученные результаты анализа и информация структурировались по традиционным схемам, разработанным в психологии труда и управления. Представим обобщенный вариант профессиограммы медиаменеджера.
Роль и место в системе массмедиа. Медиаменеджер является ключевой фигурой в любой телевизионной компании, на любом телевизионном канале. Именно медиаменеджер определяет художественную или информационную политику дирекции, студии или редакции. Участвует в разработке политики или идеологии телевизионного канала или компании. Разрабатывает перспективные и оперативные планы работы или программы, осуществляет общее руководство и контроль исполнения. Разрабатывает принципы и направления кадровой политики, участвует в подборе кадров на ответственные должности. С точки зрения психологии управления медиаменеджер - это субъект управления, то есть управленец, отличающийся большой самостоятельностью в работе, несущий персональную ответственность за работу крупного структурного подразделения, принимающий во многих случаях окончательные решения. Именно проявления субъектности в управлении являются главными отличительными особенностями современного телевизионного медиаменеджера.
Медиаменеджер телевизионной компании или канала с точки зрения профессионального типа относится к классу "человек-человек" и "человек-коллектив", "человек-большие социальные группы" по классификации Е.А. Климова. Это накладывает высокие психологические требования к личностно-профессиональным качествам и умениям.
Должностные обязанности медиаменеджера. Медиаменеджер осуществляет управление деятельностью дирекции, студии или канала по широкому спектру функций, организует ее планирование и выполнение. Анализирует и решает творческие, организационно-технические, экономические, кадровые и психологические проблемы. Осуществляет подбор и расстановку кадров, обеспечивает трудовую мотивацию и мотивацию личностно-профессионального развития. Организует связи с деловыми партнерами. Осуществляет координацию деятельности в рамках своей компетенции. Принимает решения по наиболее эффективному использованию имеющихся ресурсов. Привлекает экспертов к решению возникающих задач и проблем. Осуществляет непосредственные творческие и деловые контакты (и руководит ими). В принципе у каждого медиаменеджера имеется должностная инструкция и перечень функциональных обязанностей, однако, по мнению экспертов, никто из них не работает, что называется "от" и "до". Спектр реальных дел и обязанностей намного шире, и это воспринимается как нормальное явление.
Медиаменеджер должен знать профессиональные основы и специфику творческой деятельности возглавляемого им подразделения, законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность СМИ; профессиональную специфику в своей области; конъюнктуру медиа-рынка, специфику телевизионной аудитории; теорию и практику менеджмента и делового администрирования; порядок разработки планов, договоров, творческих и коммерческих предложений; психологию и социологию управления персоналом; психологию и социологию телевизионной аудитории; психологию общения и деловых коммуникаций; методы оценки деловых и личностных качеств работников и партнеров по совместной деятельности; основы делопроизводства; методы информационного обеспечения деятельности и взаимодействий; основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда; передовой и отечественный зарубежный опыт в сфере своей деятельности.
Требования к квалификации: высшее профессиональное образование. Желательна дополнительная профессиональная подготовка по специальным дисциплинам. Обязателен стаж работы по данному профилю и творческие достижения.
Этические проблемы деятельности медиаменеджеров. В виду того, что они работают в творческо-производственных организациях, имеют дело с неординарными творческими личностями, включенными в производственный процесс с жесткой регламентацией, их управленческая деятельность должна отличаться большой гибкостью, разнообразием стилей и коммуникаций. По мнению экспертов, это подтверждается анализом практической деятельности в деловых коммуникациях медиаменеджеров - должный эффект достигается за счет ориентации на "субъект-объектную" парадигму, то есть за счет применения манипулятивных психологических воздействий. В то же время такая ориентация может входить в противоречие со стратегическими целями развития организации, наносит ущерб ее деловой репутации и имиджу. Поэтому медиаменеджер в своей деятельности должен ориентироваться на идеологию паблик рилейшнз [2].
Условия деятельности медиаменеджеров. Деятельность осуществляется в основном в условиях офиса, поэтому эффективность зависит и от уровня функционального комфорта на рабочем месте. Имеют место частые (оперативные) перемещения в другие офисы (летучки, совещания и пр.) и студийные комплексы. Режим труда практически не нормирован. Отсутствует разделение времени работы на активную деятельность и отдых. Основной особенностью деятельности медиаменеджеров является частое возникновение экстремальных управленческих ситуаций, действие разнообразных экстремальных факторов различной силы и интенсивности, прогнозировать появление которых весьма сложно. Отсюда значительное время тратится на компенсацию их действия, урегулирования возникшего дисбаланса в работе. Это обусловливает не только частое возникновение производственных стрессов, но и неравномерность распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели, месяца и года. Темп работы также неравномерный в силу действия частых психоэмоциональных и психоэнергетических перегрузок. Отсутствуют факторы производственного травматизма. Возможны профессиональные заболевания, вызванные длящимся производственным психологическим стрессом и психическими перегрузками. Мероприятия по охране здоровья медиаменеджеров носят общий характер.
Социально-психологические факторы деятельности. Деятельность медиаме-неджера является весьма значимой, связана с реализацией больших возможностей влияния, поэтому очень престижной. Многими она рассматривается как важная ступень дальнейшего карьерного движения. Профессия медиаменеджера предусматривает сочетание индивидуальной и управленческой деятельности. Численность подразделения, управляемого медиа-менеджером, весьма велика (десятки и сотни человек), к тому же она может динамично изменяться как по количеству, так и составу. К работе привлекаются квалифицированные специалисты, творческие личности, в основном ориентированные на самореализацию, успех, профессиональные и иные достижения, поэтому велика вероятность внутренней конкуренции. Для таких субъектов деятельности характерна внешняя нормативность поведения, принятая в телевизионном сообществе, при частом сокрытии истинной мотивации деятельности. Поэтому коллектив требует постоянного контроля. Стили деятельности руководителей часто варьируются в зависимости от ситуации, но преобладают авторитарный и демократический. Ориентация на корпоративные отношения и корпоративный стиль управления колеблется в значительном диапазоне, но может сводиться лишь к внешним проявлениям. Поощряется инициатива, приносящая позитивный результат.
Практические психические (функциональные) состояния в процессе деятельности. В процессе выполнения деятельности медиаменеджер действует преимущественно в сложных негативных психических состояниях, имеющих различную степень выраженности в зависимости от условий деятельности и индивидуальных особенностей субъекта. В этих состояниях доминируют: высокая психическая напряженность, часто превышающая продуктивный уровень, и психическое и физическое утомление. Индивидуальная выраженность функциональных состояний различная, поэтому уровень функциональной готовности выше у тех медиаменеджеров, у которых природно обусловленный высокий уровень произвольной саморегуляции. Большинством медиаменеджеров произвольная саморегуляция негативных психических состояний осуществляется, главным образом, за счет волевых усилий, реже - с использованием психоэмоциональной словесно-образной саморегуляции. Применение специальных психотехнологий управления функциональным состоянием затруднено в силу специфики деятельности и необходимостью осуществлять постоянное деловое общение. Компенсация негативных психических состояний, кумулятивно накопляемых в процессе работы менеджера, осуществляется сугубо индивидуально.
Психограмма медиаменеджера. Разработка психограммы осуществлялась с опорой на традиционные методы, главными из которых в силу специфики деятельности медиаменеджеров были наблюдение, интервьюирование, экспертные оценки. В частности, в силу высокой занятости медиаменеджеров, необходимости частого решения оперативных вопросов не было возможности использовать методы инструментальной психологической диагностики. Применялись методы неинструментальной психологической диагностики [1]. Тем не менее, проведенные исследования позволяют сделать следующее заключение.
Профессиональная направленность медиаменеджера обусловлена действием комплекса причин - мотивами профессиональных достижений, карьерным ростом, направленностью на общение и взаимодействие, повышением уровня личной субъектности и др. С этим и связаны профессиональные и личные интересы. Профессиональные стандарты и эталоны определяются как особенностями направленности личности, так и опытом профессиональных взаимодействий, поэтому могут изменяться в широком диапазоне. Мировоззренческие позиции находятся под влиянием нацеленности на деятельность в условиях конкуренции и потребности в самореализации. Многих менеджеров отличает нацеленность на личностно-профессиональное развитие и совершенствование.
Требования к сенсорно-перцептивным свойствам, особенностям мышления и памяти обусловлены спецификой деятельности как управленческой. Преобладающий тип мышления - конкретно-рациональный, близкий по своему содержанию к мышлению типов личности ощущающего (по К. Юнгу) и эксплуататорскому (по Э. Фромму). У многих медиаменеджеров отмечена склонность к макиавеллизму. Интеллектуальные качества высокие. В структуре интеллектуальной деятельности преобладают креативные, аналитические и прогностические функции. Отмечена интеллектуальная активность и направленность на интеллектуальное развитие.
Способности отличаются разнообразием. Выделяются - интеллектуальные, творческие, коммуникативные, организаторские.
Характерологические особенности также обусловлены спецификой деятельности, преобладают волевые качества, активность, предприимчивость, настойчивость, решительность, артистизм. Характерологические особенности коррелируют с личностно-профессиональными качествами - целеустремленностью, инициативностью, ответственностью, сообразительностью, способностью принимать различные по своему характеру решения. Отмечены психические акцентуации, причем у успешных менеджеров они выступают и как психологические профессионально важные качества.
Медиаменеджеров высокого уровня отличает хороший самоконтроль, психическая устойчивость, высокий уровень эмоциональной саморегуляции, самообладание, у многих - высокая работоспособность.
Следует отметить общую коммуникабельность медиаменеджеров, направленность на взаимодействия и общение. Коммуникативные умения и свойства находятся на высоком уровне и под постоянным контролем.
У медиаменеджеров отмечена потребность в освоении и использовании передового опыта.
Нравственная регуляция поведения и отношений находится под большим влиянием профессиональных ценностей и норм, уровня корпоративной культуры организации.
Гендерные ограничения в деятельности медиаменеджеров практически отсутствуют, так как вырабатывается такой индивидуальный стиль деятельности и управления, когда проявляются компенсаторные психологические механизмы. Возрастные ограничения реально существуют, однако обусловлены соответствием критериям мобильности, опыта, общей эффективности деятельности.
Выявленные особенности деятельности и личностно-профессиональные свойства медиаменеджеров позволят выявить психологические корреляты коммуникативной и психологической компетентности и организовать ее успешное развитие.
Проведенный экспертный опрос по методике пяти качеств (Кроник А.А.) позволил определить главные, по мнению телевизионных профессионалов, личностно-профессиональные качества, необходимые медиаменеджерам для эффективной работы:
сила личности;
психологическая устойчивость;
высокая профессиональная эрудиция;
системность мышления;
креативность;
умение принимать эффективные и оперативные решения;
толерантность;
психологическая компетентность;
гибкость и решительность. Таковы основные особенности профессиограммы телевизионного медиаменеджера.
Медиаменеджер профессия малоизученная. Скажем, не вызывает сомнения, что в силу возложенных на него обязанностей, связанных с деятельностью медиаотрасли, медиаменеджер не может быть не включен в политическую и социальную проблематику. В то же время, как объект, он прямо связан с реальной жизнью, которая подчас расходится с ее трактовкой политическими и государственными деятелями. Формируя информационную направленность своего издания, медиаменеджер обязан выявить наиболее важные проблемы, поставленные обществом, и на их основе разработать программную политику.
Какие проблемы он должен выделить и отобрать для общественного обсуждения? Как совместить интересы хозяина своего издания с требованием общества? Наконец, насколько самостоятелен должен быть медиаменеджер в разработке собственной концепции деятельности издания? Вопросы, на которые нельзя сразу дать однозначный ответ.
Медиаменеджер - профессия не только особая, но, если так можно обозначить, штучная. В конгломерате решаемых им задач мы не найдем традиционных, стабильных, узаконенных норм поведения, принятия соответствующих решений. В его профессиональной деятельности, как ни у какого другого руководителя, переплелись, проникли друг в друга самые разнообразные обязанности. Здесь и умение подсчитать экономическую выгоду, и понять подчиненную тебе личность, найти ей соответствующую ее складу ума и характера загрузку, и предвидеть перспективы порученного дела.
И, конечно же, способность делать широкомасштабные прогнозы общественного развития. А для этого необходимо хорошо знать и социологию, и политику, и экономику, уметь ими пользоваться на практике.
А еще необходимо быть социальным аналитиком, не только понимать общие законы развития общества, но и уметь применять их ежедневно, ежечасно в конкретных делах на своем участке. Понимать, видеть их взаимосвязь, их взаимодействие, взаимозависимость друг от друга.
Ни одна другая профессия так прочно не привязана к личности человека, к обществу в целом, как медиаменеджер. Ни одна не оказывает на него такого воздействия. Поэтому естественная необходимость приобретения разнообразных знаний, потребность изучения различных наук - от экономики и истории до логики и психологии - должна у медиаменеджера неразрывно сочетаться с пониманием своей основной функции, первоочередных обязанностях, ради которых медиаменеджер осуществляет свою деятельность.
Приступая к исполнению своих обязанностей, медиаменеджер должен отчетливо представлять, что духовный уровень общества, состояние жизненного уровня в стране, наконец, имидж страны в мировом глобальном пространстве зависят, прежде всего, от того, как станут вещать средства массовой информации в целом по стране и на его конкретном участке, в частности. Понимание личной ответственности перед обществом должно сочетаться в сознании медиаменеджера с необходимостью постоянного изучения и анализа состояния общества, его первоочередных потребностей. Книги по обществознанию, политологии, социологии должны стать главными учебными пособиями медиаменеджера.
Сегодня существует огромный дефицит грамотных руководителей, способных в своей деятельности совмещать интересы собственного производства с общегосударственными.
СМИ оказывают огромное влияние на сознание масс, а потому необходимо разобраться в том, кому доверено формировать общественное сознание. Вместе с тем, следуя прикладным обязанностям социальной психологии, необходимо изучить, проанализировать и разработать для практиков производства рекомендации по выращиванию будущих медиаменеджеров с присущими им необходимыми личными и профессиональными качествами. Думается, что в этом заинтересовано и государство, и общество в целом.
Литература
1. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. - М.: РАГС, 2006.
2. Хейвуд Р. Все о паблик рилейшнз. Как добиться успеха в бизнесе, используя связи с общественностью. - М.: ЛБЗ, 1999.
3. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. - М.: Дело, 2001.
Е. Зиновьева,
доцент кафедры связи с общественностью
Государственного университета управления
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107