Развитие трудовых ресурсов и регулирование
рынка труда в Таджикистане
В статье рассматриваются основные направления совершенствования трудовых ресурсов в соответствии со спросом на региональных рынках труда, в частности, возможности повышения мотивации к трудовой деятельности выпускников общеобразовательных учреждений и развития профессионального обучения безработных граждан.
Республика Таджикистан как независимое государство имеет ряд существенных, отличительных от других стран особенностей, влияющих на его экономическое и социальное развитие в целом. Стабилизация политической ситуации в Республике, смягчение остроты социально-экономического кризиса и последствий гражданской войны до сих пор не смогли решить сложную проблему бедности населения Таджикистана. Несмотря на сокращение процента населения, живущего за чертой бедности, с 83% (1999 г.) до 57% (2006 г.), Таджикистан до сих пор остается беднейшей страной Центральной Азии.
На проводимую государством социальную политику в стране, наряду с существующими традиционными общими факторами, существенное влияние оказывают ее региональные особенности. Эти особенности предопределяются характером развития и размещения производительных сил по территории Республики, степенью хозяйственного освоения, географическим расположением, климатическими условиями, демографией, достигнутым уровнем развития отдельных отраслей (сфер) экономики. Все это, в конечном счете, непосредственно влияет на особенности социальной политики, в том числе развитие рынка труда. Следует отметить, что за годы независимости рынок труда в Республике Таджикистан кардинально изменился.
Наиболее существенным последствием проявления кризисных факторов для рынка труда в Республике Таджикистан стало устойчивое сокращение спроса на рабочую силу. Трудности переходного периода, последствия гражданской войны, тяжелая экономическая ситуация и ограниченные возможности бюджета государства также послужили тому, что в стране образовался значительный бездействующий трудовой потенциал.
Динамика и структура занятости
Динамика занятости в 90-е годы ХХ в. во многом определяется изменениями физического объема валового внутреннего продукта. Однако эта зависимость была неодинаковой в течение прошедшего десятилетия. До 1996 года падение объемов ВВП было более значительным, чем сокращение занятости, а начиная с 1997 года происходит постепенное сближение темпов. Именно с 1997 года начался рост объемов промышленного производства. Так называемый коэффициент накопления труда (или индикатор трудовых ресурсов), исчисляемый как разница между уровнем сокращения объема ВВП и уровнем занятости, составляет в Таджикистане 45,8%. Этот показатель характеризует скорость адаптации рынка труда к спаду производства и на этой основе - воздействие макроэкономических реформ на спрос рабочей силы. Только за период с 1992 по 2000 год численность занятых в народном хозяйстве сократилось более чем на 260 тыс. чел., т.е. уровень занятости трудоспособного населения, снизился с 82% в 1994 году до 56% в 2000 году.
Известно, что Таджикистан традиционно является трудоизбыточной страной. Это, в первую очередь, обусловлено достаточно высоким уровнем рождаемости. Несмотря на развивающуюся тенденцию снижения рождаемости, она все еще остается высокой, и значительный удельный вес детей и подростков в современной структуре населения Таджикистана способствует усилению давления на рынок труда.
За период 1991-2005 гг. численность трудовых ресурсов увеличилось на 54,1%, численность занятого населения - на 7,1%. Тем временем, численность экономически активного населения возросла на 9,2%.
Наиболее кардинальным изменением в структуре занятости, связанным с переходом к новым условиям хозяйствования, является перелив рабочей силы из государственного в частный сектор. Все большую роль в занятости населения стал играть неформальный сектор.
Произошли существенные сдвиги в отраслевой занятости населения. Так вплоть до 2003 г. шел процесс сокращения абсолютной численности занятых в промышленности. Аналогичный процесс до 2002 г. наблюдался и в строительстве. К этому времени численность занятых в строительстве сократилась почти в 4,8 раза. За период после получения государственной независимости в промышленности произошло резкое снижение занятости в отраслях, связанных с научно-техническим прогрессом. В 2005 г. уровень занятости в промышленности составил 40,1% от соответствующего уровня 1991 года. В электроэнергетике этот показатель был равен 84,3%, в топливной промышленности - 54,8%, в цветной металлургии - 129,8%, в химической и нефтехимической промышленности - 30,6%, в машиностроении и металлообработке - 20,0%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 7,4%, в промышленности строительных материалов - 45,5%, в легкой промышленности - 32,5%, в пищевой промышленности - 51,4%, в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - 35,3%*(1).
В то же время в течение последних 16 лет после распада Советского Союза высокими темпами растет занятость в сельском хозяйстве и ее доля составляет 64%. Численность занятых в личном подсобном (ЛПХ) и фермерском хозяйстве по данным органов статистики возросла с 398,7 тыс. чел. в 1992 году до 670 тыс. в 2001 году. В подавляющем большинстве стран мира четко проявляют себя противоположные тенденции. Удельный вес промышленности, строительства, транспорта и связи в них неуклонно повышается, а удельный вес сельского хозяйства быстро снижается.
Серьезные сдвиги отмечаются в распределении работающих по статусу занятости. Происходит снижение численности и доли лиц, выполняющих работу по найму, и соответственно - увеличение самозанятости. Расширяется вторичная занятость, в основном среди тех, кто трудится в неформальном секторе. Распространяются гибкие формы занятости, как важнейший элемент развития рынка труда. Расширяется доля занятых по системе неполного рабочего времени. Наблюдается рост занятых на совместных предприятиях, хотя их доля в общей численности занятых пока незначительна. Важную роль в расширении занятости играет развитие малого предпринимательства, но пока в Таджикистане доля занятых в этой сфере незначительна.
В период 2000-2005 гг. трудовые ресурсы Таджикистана увеличились на 22,4% и составили 3,9 млн чел.; уровень занятости населения за этот период вырос на 14,6% и достиг 2,0 млн чел.; рост занятости отстает от роста трудовых ресурсов на 7,8%; численность экономически активной части населения за 9 месяцев 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличилась 114,7 тыс. чел. и составила 2045,8 тыс. чел.; из них 2000,2 тыс. чел. (97,8%) заняты в экономике и 45,6 тыс. чел. имеют официальный статус безработного; списочная численность работающих по найму на предприятиях всех форм собственности уменьшилась на 1,3% и составила 1059,8 тыс. чел.; по отраслям материального производства - уменьшилась на 0,3% и составила 731,3 тыс. чел., а по отраслям нематериального производства - снизилась на 2,8% и составила 304,4 тыс. чел.
Основные проблемы занятости населения
Проблематичным как для Таджикистана, так и для многих стран СНГ, является сохраняющееся в течение всего периода независимости напряженное положение на рынке труда наименее защищенных социальных групп населения - женщин, лиц пожилого возраста, молодежи. Так, в 1999 г. среди ищущих работу при содействии службы занятости женщины составили 53%, они находятся в невыгодном положении в связи с материнством и уходом за детьми. Кроме того, работодатели часто относятся к женщинам с предубеждением. В результате менее конкурентоспособные группы женщин уходят с рынка труда.
В стране особенно обострилась проблема молодежной занятости. Среди безработных около 70% составляют молодые люди. При этом значительная их часть проживает в сельской местности.
По числу трудоспособного населения, в процентном отношении к общему населению, Таджикистан, среди стран СНГ, занимает ведущее место. И это число из года в год растет. По предварительным подсчетам, для решения проблемы безработицы, в Таджикистане нужно создать один миллион новых рабочих мест. Но это практически неразрешимая задача.
Анализ состояния рынка труда за период с 2000 по 2005 гг. позволяет утверждать, что проблема занятости населения является острейшей социальной проблемой современного Таджикистана. Анализ складывающейся ситуации на рынке труда и общественно-политической ситуации позволяет сделать вывод о необходимости разработки комплекса мероприятий для решения проблем труда, базирующихся на сокращении безработицы, социальной защиты населения, повышения отраслевой, социальной и территориальной мобильности населения на основе роста эффективности труда.
Недостаточные темпы создания новых рабочих мест по сравнению с темпами роста трудовых ресурсов, очень низкий уровень заработной платы, их невыплаты, недостаточно эффективная политика занятости являются факторами, способствующими усилению миграционных процессов населения из мест проживания в поисках работы.
В Таджикистане низкий уровень занятости и высокий уровень безработицы сочетается с высокими темпами и широкими масштабами внешней трудовой миграции. Однако прямая связь между уровнем занятости и внешней трудовой миграцией не существует. В Республике низкий уровень занятости сочетается с низким уровнем заработной платы работников почти во всех отраслях экономики. В 2005 г. среднемесячная номинальная заработная плата в пересчете на российские рубли в Таджикистане составил 8,9% от соответствующего российского уровня. Заметим, что этот показатель составлял: в Азербайджане - 43,3%, в Армении - 34,8%, в Белоруссии - 68,7%, в Казахстане - 89,0%, на Украине - 47,3% от достигнутого российского уровня. Именно в низком уровне заработной платы нужно искать основную причину массового выезда трудоспособного населения Таджикистана на заработки в другие страны.
В этом плане обнаруживаются некоторые противоестественные явления в Таджикистане. Так, оплата труда составляет лишь 24,4% от всех денежных доходов населения. Это самый низкий уровень среди стран СНГ.
В то же самое время доходы лиц, не работающих по найму, составляют 32,6% от совокупных денежных доходов населения. По данному показателю Таджикистан занимает первое место в масштабе СНГ.
На первый взгляд парадоксальным выглядит то, что в структуре доходов доля поступлений от продажи продукции личного подсобного хозяйства составляет лишь 13,9%, несмотря на то, что подавляющая часть занятости в сельской сфере приходится на ЛПХ. Приведенные цифры намного ниже, по сравнению с данными 2000 г., когда удельный вес таких поступлений был равен 20,8% всей суммы доходов граждан. Такое явление выступает в качестве дополнительного доказательства того, что в Республике Таджикистан растут масштабы аграрной перенаселенности. Последняя выражается в том, что при быстром повышении удельного веса занятых в личном подсобном хозяйстве снижается удельный вес поступлений от приусадебных хозяйств в совокупных доходах населения.
Изложенные выше проблемы с неизбежностью подводят к вопросу о повышении уровня занятости до точки, совпадающей с естественным уровнем безработицы.
Такая возможность в стране существует и она может быть реализована в рамках действенной Программы повышения уровня занятости. Однако страна нуждается в экономически эффективной занятости. В ее интересах только такое повышение занятости, которое может способствовать росту квалификации работников производства, повышению их заработной платы до уровня обеспечивающих расширенное воспроизводство рабочей силы. Повышение занятости населения призвано способствовать развитию творчески мыслящей личности, а не деградировать ее. Оно должно быть ориентировано на повышение эффективности производства и снижение уровня инфляции.
Экономический рост является главным механизмом, способным обеспечить населениe достойной работой и благополучием. Такой рост обеспечивает проведение эффективной макроэкономической политики в Республике. Новые российские, иранские, китайские и турецкие инвестиции в экономику Республики являются конкретными результатами такой политики и заведомо обеспечат существенный рост экономики в ближайшие 3-4 года. На этой же орбите назревает настоятельная необходимость скорейшего принятия на государственном уровне комплекса решений, включающего, в частности, вопросы совершенствования механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и прогнозирования кадровых потребностей экономики.
На сегодняшний день в Республике существуют серьезные кадровые проблемы, к наиболее значимым из которых можно отнести: старение персонала на предприятиях реального сектора экономики, дефицит квалифицированных рабочих кадров при наличии в Республике мощного образовательного потенциала и почти 14 тыс. вакантных мест на рынке труда и др. Особенно вызывает тревогу продолжающееся снижение числа работников крупных и средних предприятий. Например, за 9 месяцев 2005 года на предприятия этой группы было принято 224 тыс. чел., а выбыло 253 тыс., из них 190 тыс. - по собственному желанию. В то же время возросла численность зарегистрированных безработных.
Необоснованный выбор молодежью будущей профессии, несоответствие процесса обучения профессиональным стандартам, незнание перспективной потребности экономики в кадрах и т.п. негативно влияют на ситуацию на рынке труда. Дефицит кадров может быть снижен путем прогнозирования рынка труда, совершенствования системы профессиональной ориентации молодежи, разработки и внедрения новых профессиональных и образовательных стандартов.
Качество трудового потенциала станет в ближайшие десятилетия решающим нематериальным фактором, определяющим конкурентоспособность компаний и экономики в целом. У бизнеса и государства возникает острая необходимость открывать новые возможности для экономического прорыва.
Государственное регулирование рынка труда
В сложившихся условиях роль государственного регулирования рынка труда имеет важнейшее значение. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основная роль государства заключается в создании условий для продуктивного труда и, через законодательно закрепленные механизмы воздействия, стимулировании более высокой занятости населения.
В Республике Таджикистан принят в новой редакции Закон "О содействии занятости населения" и разрабатывается пакет нормативно-правовых актов. Основным механизмом решения проблем занятости и регулирования рынка труда являются ежегодно разрабатываемые государственные и региональные программы занятости. Наряду с традиционными мерами, предусматривающими трудоустройство безработных, выплату пособий, изыскиваются новые формы привлечения к занятости, такие как организация "Молодежной практики", создание пунктов найма рабочей силы "Бозори мардикор", создаются биржи труда для женщин и молодежи, целая сеть социально-деловых центров. Оказывается содействие в создании НПО, занимающихся проблемами содействия занятости населения и координации их деятельности. Одной из важных мер активизации на рынке труда является расширение объемов общественных оплачиваемых работ.
Вместе с тем, не в полной мере используется потенциал такого инструмента регулирования рынка труда как органы службы занятости населения. Сфера охвата безработных этими службами очень ограничена, не налажена система мониторинга рынка труда и последующей выработки политики занятости на региональном уровне. Несмотря на то, что на рынке труда наблюдается рост потребности в специалистах с необходимым уровнем образования и трудовых навыков, низкий образовательный уровень трудовых ресурсов, особенно среди молодежи и женщин, является сдерживающим фактором участия трудоспособного населения в рабочей силе.
Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса в результате позитивных сдвигов в экономике, что не позволило решить проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров и диспропорций спроса и предложения на локальных рынках труда.
В настоящее время на политическом уровне признана проблема повышения конкурентоспособности молодого поколения в рынке труда.
Исходя из этого, президент Республики Э.Ш. Рахмонов 22 декабря 2005 года провел республиканское совещание руководителей государственных органов и работников системы образования, изложил основные проблемы качества системы образования и пути их решения. В связи с этим, в целях более эффективной организации мероприятий по профессиональной подготовке молодежи правительством принят курс на радикальную реформу системы начального профессионального образования и обучения Республики. В рамках реализации Национальной стратегии развития правительством принят Национальный план действий по реформированию системы начального профессионального образования и обучения на 2006-2015 гг. В рамках этих документов предусматривается формирование нового механизма профессионального образования взрослых, в частности трудовых мигрантов.
В этом основополагающем программном документе определены приоритетные направления реформы системы начального профессионального образования и обучения на среднесрочный период.
В частности, в целях развития качества рабочей силы и повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда предусматривается:
осуществлять разработку среднесрочного и долгосрочного прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики в целом и по группам профессий и специальностей;
разработать новый Классификатор профессий/занятий, который позволит гармонизировать системы кодирования профессиональной деятельности с международными классификаторами с целью интеграции экономики Таджикистана в мировую экономическую систему;
разработать систему профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в определенном виде экономической деятельности;
создать систему оценки качества рабочей силы, основанную на компетенциях и гибко реагирующую на непрерывные изменения в требованиях к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями международных профессиональных стандартов качества;
создать систему аттестации и контроля качества образования, которая позволит, в том числе, осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней и оптимизировать сеть образовательных учреждений с учетом потребностей рынка труда;
разработать механизм адаптации рынка образовательных услуг к рынку труда в интересах сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
развивать систему внутрифирменного обучения персонала предприятий, организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;
сформировать систему профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, как важнейшего средства развития профессиональной карьеры кадров;
разработать механизм обеспечения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования, а также критерии оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;
разработать меры, стимулирующие работодателей к развитию внутрипроизводственного обучения персонала.
Улучшение качества и конкурентоспособности рабочей силы позволит более эффективно использовать финансовые средства государственного бюджета, выделяемые на профессиональное образование, привести профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров в соответствие с прогнозом развития экономики, повысить качество трудовых ресурсов, подготовить трудовой потенциал в соответствии со спросом на региональных рынках труда путем повышения мотивации к трудовой деятельности выпускников общеобразовательных учреждений, развивать профессиональное обучение безработных граждан, как неотъемлемую составную часть непрерывного образования. Поэтому необходимо активизировать и совершенствовать деятельность по реализации государственной политике занятости населения. В связи с этим государственное регулирование рынка труда является необходимой составляющей социально-экономической политики страны, которое требует тщательного изучения и анализа.
Эффективное решение проблемы занятости в Республике Таджикистан возможно на пути существенного повышения роли государства в воспроизводстве трудовых ресурсов.
Государство должно решительно идти на реализацию следующих мер:
а) инвентаризации потенциального количества рабочих мест во всех отраслях и сферах экономики страны;
б) осуществления принципа "встроенности" политики занятости в программы развития отраслей экономики страны с учетом рыночных реформ;
в) всемерного стимулирования малого сектора экономики;
г) восстановления крупных трудоемких производств с высоким инновационным уровнем;
д) повышения роли специалистов и квалифицированных работников во всех сферах экономики;
е) последовательного претворения в жизнь концепции "экономики, основанной на знаниях".
Процесс развития и формирования рынка труда в Таджикистане, как отмечалось выше, специфичен, и эффективность решения проблем в этой сфере является приоритетной задачей государственной политики в области занятости. Заниматься проблемами занятости, создавать рабочие места сегодня - это, значит, способствовать развитию страны, ее экономики и, в конечном счете, вкладывать в социальную защиту ее населения и решения проблем бедности в стране.
Л. Ходжаева,
аспирант Московской академии
государственного и муниципального управления
"Кадровик. Кадровый менеджмент", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Промышленность Республики Таджикистан. Стат. сб., Душанбе, 2006, стр. 118.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107