О необходимости реформирования алкогольного рынка
В настоящее время нелегальный оборот водки складывается из двух составляющих: более 93% - водка, произведенная на действующих ликероводочных заводах, то есть неплохого качества, но не учтенная в отчетности; менее 7% - водка, произведенная в подпольных условиях. Нелегальная водка легальных производителей (первая категория) наносит ущерб бюджету, а водка нелегальных производителей, кроме того, - жизни и здоровью людей. С производителями некачественной водки борются правоохранительные органы. Нас же интересуют причины существования неучтенной водки.
Прежде всего сложившаяся ситуация объясняется тем, что не реализуется базовый принцип ответственности - принцип неотвратимости наказания.
В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку акцизных марок и федеральных специальных марок (ст. 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Специальные марки свидетельствуют о легальности алкогольной продукции и об уплате акциза. Сумма налогов (НДС и акциза) в цене бутылки водки составляет 40-41 руб. Поэтому появление в розничной продаже водки по цене 45-50 руб. за бутылку с наклеенной маркой вызывает вопрос: как такое возможно? Ответ прост: налоги не уплачены, а марка является поддельной (но, как правило, качественной).
О том, что водка в розницу не может стоить 45-50 руб., знают все, в том числе и контролирующие органы. Однако такая водка по-прежнему появляется на прилавках магазинов.
Поэтому одна из основных причин, определяющих объемы нелегального рынка, - недостаточная работа контролирующих органов.
Другая причина - доходность нелегального водочного бизнеса.
Цена легальной продукции в розницу (даже с минимальными надбавками) не может быть ниже 70 руб., в то время как цена "левой" бутылки, включая все возможные надбавки и "откаты", - 50 руб.
В то же время в магазинах продается и водка по цене 90 руб. и более, но акциз и НДС с такой неучтенной продукции в бюджет не поступают.
Таким образом, нелегальный бизнес (работа в третью смену) действующих ликероводочных заводов является сверхдоходным и устраивает все стороны процесса - и производителя, и потребителя.
В настоящее время экономическая мотивация производить неучтенную нелегальную водку определяется также:
- распределением ставки акциза на спирт и водку;
- возможностью транспортировать неучтенный спирт;
- величиной суммарной ставки на безводный спирт.
Для снижения объемов нелегального производства водки, повышения собираемости акциза и снижения смертности населения от отравления суррогатами необходимо принять следующие меры:
- изменить схему взимания акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и ввести механизм обеспечения уплаты акциза банковской гарантией.
От общей ставки акциза на безводный спирт спиртзаводы уплачивают в бюджет 13% и производители алкогольной/спиртосодержащей продукции - 87%.
Завышенная ставка акциза и данное соотношение ставок создают экономическую мотивацию для приобретения и транспортировки спирта в целях промышленного производства не учтенной в отчетности завода водки.
Действующая схема взимания акциза
/--------------------\ /--------------------\
| Производитель | | Производитель |--\
| неспиртосодержащей | /---| спиртосодержащей |1 |-----
| продукции | | | продукции |--/
\--------------------/ | \--------------------/
|
/--\ /--\ |
|1 | |1 |----/
/--------------------+--\ /--------------------\
| |1 |-----| Производитель |--\
| Спиртзавод |--/ | алкогольной |1 |-----
| | | продукции |--/
\--------------------/ \--------------------/
Акциз начисляется по отгрузке спирта, алкогольной (спиртосодержащей) продукции.
Ставка акциза на спирт - 25,15 руб./л безводного спирта, на крепкую алкогольную продукцию - 173,5 руб./л безводного спирта. Производители уменьшают начисленный акциз на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию на сумму акциза, уплаченную в цене спирта при его приобретении: 173,5 руб. - 25,15 руб. = 148,35 руб.
Предлагаемая схема взимания акциза
/--------------------\ /--------------------\
| Производитель | | Производитель |--\
| неспиртосодержащей | /---| спиртосодержащей |1 |-----
| продукции | | | продукции |--/
\--------------------/ | \--------------------/
|
/--\ /--\ |
|1 | |2 |----/
/--------------------+--\ /--------------------\
| |2 |-----| Производитель |--\
| Спиртзавод |--/ | алкогольной |1 |-----
| | | продукции |--/
\--------------------/ \--------------------/
Начисление акциза по отгрузке спирта, алкогольной (спиртосодержащей) продукции.
Начисление акциза при получении спирта, при этом моментом получения является отгрузка спирта спиртзаводом в адрес производителя алкогольной/спиртосодержащей продукции.
Устанавливается единая ставка на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Учитывая вышеизложенное, предлагаем ввести единую (одинаковую) ставку на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Согласно действующему в настоящее время порядку обязанность по уплате акциза возникает у производителя алкогольной и спиртосодержащей продукции в момент отгрузки продукции оптовику. Именно на этапе продажи продукции возникают злоупотребления с уплатой акциза. Для того чтобы ликвидировать эти злоупотребления, надо перенести начисление акциза с момента отгрузки продукции оптовику на момент получения спирта на спиртзаводе предприятием - производителем алкогольной и спиртосодержащей продукции. Поскольку численность спиртзаводов в несколько раз меньше численности производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции, эта мера позволит оптимизировать (концентрировать) налоговый контроль. При этом моментом получения спирта (объектом налогообложения у производителя алкогольной/спиртосодержащей продукции) будет являться его отгрузка спиртзаводом в адрес производителя алкогольной/спиртосодержащей продукции. Необходимо обеспечить обязанность уплаты акциза банковской гарантией. Эта мера позволит жестко увязать возможность получения спирта с уплатой акцизов. Подакцизной продукцией остаются спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а плательщиками акциза являются предприятия - производители алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также спиртзаводы, если спирт приобретается предприятиями - производителями неспиртосодержащей продукции для технологических нужд.
Таким образом, весь акциз будет взиматься с оборота (отгрузки) спирта, а импортная алкогольная продукция не будет выпадать из-под налогообложения.
При введении предлагаемого механизма взимания акциза с оборота спирта экономическая мотивация и сама возможность для нелегального производства неучтенного спирта и водки снижаются при принятии предлагаемых мер в комплексе;
- ввести госмонополию на транспортировку спирта.
Данная мера позволит контролировать базу по акцизу - оборот/отгрузку спирта;
- снизить ставки акциза на алкогольную продукцию, ликвидировать льготы на всю спиртосодержащую продукцию, за исключением денатурата, ввести единую ставку на спиртосодержащую продукцию.
По данным Росстата, за 2006 год объем производства водки и ликероводочных изделий составил 119,643 млн. декалитров, объем розничных продаж - 212,158 млн. декалитров, а в 2005 году - 132,383 и 212,146 млн. декалитров соответственно. Таким образом, объем нелегальной продукции увеличился с 37,6% в 2005 году до 43,61% в 2006 году. При прогнозном увеличении акцизных ставок на 21% за 2008-2010 годы с учетом отмены льгот по спиртосодержащей продукции с 2008 года фактический объем поступления в бюджет акцизов на спирт этиловый, произведенный из всех видов сырья, и алкогольную продукцию будет меньше 60% по сравнению с тем, что бюджет мог бы получить.
Ежегодно происходит снижение уровня поступления акцизов в бюджет:
Год | Расчетная сумма акцизов на водку и ликероводочные изделия на объем розничных продаж, млрд. руб. |
Фактический объем поступления акцизов в бюджет, % |
2003 | 84,656 | 56,72 |
2004 | 99,361 | 52,37 |
2005 | 110,51 | 47,68 |
2006 | 118,965 | 42,37 |
С 2001 года инициативы Правительства РФ по изменению акцизной политики на алкогольном рынке сводились к механической индексации уровня ставок без учета оценки уровня платежеспособного спроса со стороны населения. Это оказало крайне негативное влияние на рынок алкогольной продукции, выразившееся в традиционно низком уровне собираемости акцизов, массовом уходе легальных предприятий в "тень", отравлениях суррогатным алкоголем.
Снижение ставки акциза до 100 руб./л безводного спирта позволит снизить розничную цену легальной продукции до 49-50 руб., что в свою очередь сделает нерентабельным производство нелегальной продукции.
При налогообложении всего объема реализованной алкогольной продукции в 2006 году при ставке акциза 100 руб. за 1 литр безводного спирта объем поступлений в бюджет составил бы 84,8 млрд. руб., тогда как за 2006 год было собрано 55,4 млрд. руб.
Потенциальное сокращение доходов бюджета при предлагаемом снижении ставки акциза до 100 руб. за 1 литр безводного спирта будет компенсировано за счет повышения собираемости акцизов.
Акциз должен, по нашему мнению, начисляться по единой ставке в отношении любого вида спирта и для всех покупателей вне зависимости от профиля их деятельности и назначения использования спирта.
При этом по денатурированному спирту предлагается сохранить предоставляемый вычет. Не должно быть льгот только по этиловому питьевому спирту: спиртовая настойка боярышника занимает первое место по количеству проданных упаковок в аптеках. При этом корвалол/валокордин (принимаемый каплями, а не стаканами) подорожает всего на 2 руб.;
- ликвидировать пробелы законодательства и ведомственного толкования законодательства, позволяющие перемещать спирт без обязательного уведомления налоговых органов. Так, письмом Минфина России от 03.03.2006 N 03-01-14/1-77 разъяснено, что законом не предусматривается предоставление уведомлений в случаях перемещения этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции между обособленными подразделениями одной организации. Руководствуясь данным разъяснением, организация, имеющая спиртзавод в качестве обособленного подразделения, может перемещать легально спирт на ликероводочный завод в любой регион Российской Федерации без уведомления налоговых органов (ФНС России высказала по данному вопросу противоположную позицию в письме от 15.02.2006 N 07-2-03/0677);
- установить минимальную цену на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Это должно максимально затруднить продажу в легальных магазинах, в том числе в крупных сетях, водки по ценам ниже возможных (с учетом всех налогов, себестоимости производства, оптовой наценки). Необходимо лишить "теневиков" конкурентного преимущества в цене, достигнутого за счет уклонения от уплаты акцизов и НДС.
Применение минимальных цен сделает экономически нецелесообразной продажу продукции ниже рыночных цен, включающих налоги. Предполагается, что минимальная цена на спиртные напитки должна содержать сумму обязательных налоговых платежей на единицу продукции, надбавку оптового звена, надбавку розничной торговли и себестоимость (минимально возможную для производства продукта эконом-класса). В настоящее время минимальная себестоимость и наценка производителя бутылки объемом 0,5 л - 14 руб. 30 коп.; акциз - 34,7 руб., НДС - 8 руб. 82 коп. Итого 57,82 руб. составит минимальная отпускная цена производителя бутылки водки 0,5 литра; минимальная оптовая надбавка (логистика) - 10% от вышеуказанной цены; минимальная надбавка розницы - 15%, итого минимальная розничная цена - 73,05 руб.;
- ужесточить ответственность за производство и оборот нелегальной алкогольной продукции.
М.В. Блинов,
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
"Налоговый вестник", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1