г. Хабаровск |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А37-1777/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" на решение от 22.11.2013 по делу N А37-1777/2013 Арбитражного суда Магаданской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (ОГРН 1024900954385, ИНН 4909047148)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области(ОГРН 1054900008811, ИНН 490925803)
об отмене постановления N 949 от 12.09.2013 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, административный орган) от 12.09.2013 N 949, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением от 22.11.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду доказанности факта совершения обществом административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Магаданэнерго" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области в представленном отзыве отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в Управление Роспотребнадзора по Магаданской области 17.07.2013 поступило коллективное обращение жильцов кв. 20, 70, 76 дома N 2 по пер. Ольскому, и кв. 28 дома N 11 по ул. Каширина в п. Ола, Ольского района, Магаданской области на предоставление недостоверной информации, выразившееся в том, что в платежных документах за май, июнь 2013, представленных потребителям, проживающим по адресу: Магаданская область, п. Ола, пер. Ольский, д. 2, кв. 20, 76, платежных документах за апрель, май 2013, представленных потребителю, проживающему по адресу: Магаданская область, п. Ола, пер. Ольский, д. 2, кв. 70, платежных документах за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2013, представленных потребителю, проживающему по адресу: Магаданская область, п. Ола, ул. Каширина, д. 11, кв. 28 (л.д. 58-68) ОАО "Магаданэнерго" представлена недостоверная информация об обязанности оплачивать коммунальную услугу за электроснабжение, потребляемое на ОДН непосредственно ресурсоснабжающей организации, а не управляющей организации, что является нарушением статей 4, 8, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
Определениями от 30.07.2013, возбуждено дело об административном правонарушении и истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Магаданэнерго".
Уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 20.08.2013 N 3641-ФС/10 составление протокола в отношении ОАО "Магаданэнерго" назначено на 27.08.2013 в 11 час. 00 мин. Указанное уведомление получено ОАО "Магаданэнерго" 20.08.2013 вх. N 2973.
27.08.2013 административным органом, в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ОАО "Магаданэнерго", составлен протокол об административном правонарушении.
В этот же день административным органом вынесено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, полученное обществом 28.08.2013 вх. N 3135.
12.09.2013 в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ОАО "Магаданэнерго", административным органом вынесено постановление N 949, которым ОАО "Магаданэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановление ОАО "Магаданэнерго" обжаловало его в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
Исполнитель это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с Правилами N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги, который зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом.
В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Из вышеуказанной нормы законодательства следует, что плата за коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений.
При этом право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено.
При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, проживающих в жилых домах по адресам: пер. Ольский д. N 2 и ул. Каширина д. N 11 в п. Ола, Ольского района, Магаданской области, а также по направлению в адрес потребителей платёжных документов в указанной части возложена на управляющую компанию - ООО "МиРемонта", которая является исполнителем коммунальных услуг.
Ресурсоснабжающие организации, в свою очередь не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
В соответствии с частью 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды, потери в сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом граждане также не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и ресурсоснабжающей организации по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды с граждан, проживающих в жилых домах по адресам: пер. Ольский д. N 2 и ул. Каширина д. N 11 в п. Ола, Ольского района, Магаданской области, а также по направлению в адрес потребителей платёжных документов, возложена на ООО "МиРемонта".
Вместе с тем, из материалов дела следует, что многоквартирные жилые дома по адресам: пер. Ольский д. N 2 и ул. Каширина д. N 11 в п. Ола, Ольского района, Магаданской области многоквартирный жилой дом N 6-А, находятся в управлении управляющей организации ООО "МиРемонта" по договорам управления от 14.11.2011.
Между ООО "МиРемонта" и ОАО "Магаданэнерго" договор поставки электроэнергии не заключен, заявка (оферта) о заключении названного договора ООО "МиРемонта" в ресурсоснабжающую организацию не направлялась.
При этом платежные документы на оплату коммунальной услуги за энергоснабжение, (в том числе на ОДН), направляет потребителям ОАО "Магаданэнерго".
Таким образом, поскольку обязанность по начислению и взиманию коммунальных платежей с населения, а также по направлению в адрес потребителей платёжных документов возложена на ООО "МиРемонта", являющееся исполнителем коммунальных услуг, действия ОАО "Магаданэнерго" по начислению и взиманию платы за потребленную электрическую энергию при использовании общего имущества многоквартирных жилых домов по адресам: пер. Ольский д. N 2 и ул. Каширина д. N 11 в п. Ола, Ольского района, Магаданской области, свидетельствуют о предоставлении ОАО "Магаданэнерго" недостоверной информации потребителям коммунальных услуг об оказываемых услугах, а именно об обязанности потребителя вносить плату непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, и нарушении требований пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
Следовательно, факт совершенного административного правонарушения нашел подтверждение и доказан материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО "Магаданэнерго" имелась реальная возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Вина ОАО "Магаданэнерго" заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, регулирующего отношения с потребителями услуг.
Установив фактические обстоятельства и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие в действиях ОАО "Магаданэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждается доказательствами по настоящему делу и отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 25.12.2012 N 923.
Ссылка общества на протокол N 4 заочного голосования собственников многоквартирного дома по адресу: п. Ола, пер. Ольский, дом 2 от 28.02.2013, правоомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанный протокол не имеет правового значения. Положения частей 4, 7, 7.1 статьи 155 ЖК РФ, носят императивный характер и не могут изменяться по своему усмотрению ни сторонами договора ресурсоснабжения, ни общим собранием собственников помещений.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги, в том числе на ОДН с граждан, проживающих в д. N 2 по пер. Ольский и д. N 11 по ул. Каширина в п. Ола, Ольского района, Магаданской области, а также по направлению в адрес потребителей платёжных документов, возложена на ООО "МиРемонта".
Судом также обоснованно отклонен довод общества о том, что у Управления Роспотребнадзора по Магаданской области отсутствуют правовые основания проводить проверки и применять меры административного воздействия с целью соблюдения прав собственников при оказании жилищно-коммунальных услуг со ссылкой на статью 20 ЖК РФ (в редакции ФЗ РФ N 242-ФЗ от 18.07.2011). ОАО "Магаданэнерго" привлечено к административной ответственности не по итогам осуществления государственного жилищного надзора, а за нарушение Закона о защите прав потребителей.
Наличие полномочий Управления Роспотребнадзора по Магаданской области в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка обществом не отрицаются.
Потребителем по смыслу Закона о защите прав потребителей является - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
Следовательно, охрана отношений в сфере предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируется законодательством о защите прав потребителей.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 22.11.2013 по делу N А37-1777/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1777/2013
Истец: ОАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по МО