г. Вологда |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А05-6212/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа Мартынова Д.В. по доверенности от 10.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 сентября 2013 года по делу N А05-6212/2013 (судья Быстров И.В.),
установил:
Управление государственного имущества Ненецкого автономного округа (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Счетной палаты Ненецкого автономного округа (далее - ответчик, счетная палата) по проведению контрольного мероприятия "Обследование по вопросу эффективности и рациональности использования государственной собственности Ненецкого автономного округа в части формирования и выполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Ненецкого автономного округа за 2010 - 2011 год", а также о признании недействительным вынесенного по результатам указанного контрольного мероприятия представления ответчика от 06.06.2012 N 225.
Решением арбитражного суда от 19 сентября 2013 года управлению отказано в удовлетворении требований.
Заявитель с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на незаконность оспариваемых действий и представления ответчика, а также необоснованный вывод суда о пропуске срока, предусмотренного АПК РФ для обжалования указанных действия и ненормативного правового акта счетной палаты.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал жалобу по доводам и требованиям, в ней изложенным.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с пунктом 2 плана работы счетной палаты на 2012 год и программой, утвержденной 23.01.2012, ответчиком в период с 19.01.2012 по 15.03.2012 в отношении заявителя проведено контрольное мероприятие "Обследование по вопросу эффективности и рациональности использования государственной собственности Ненецкого автономного округа в части формирования и выполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Ненецкого автономного округа за 2010 - 2011 год" (далее - контрольное мероприятие), по результатам которого счетной палатой составлен акт от 27.04.2012 и вынесено представление от 06.06.2012 N 225.
Управление оспорило действия ответчика по проведению контрольного мероприятия и вынесенное по результатам его проведения представление.
Суд первой инстанции в удовлетворении указанных требований заявителя отказал, придя к выводу о том, что управлением пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок, установленный для обжалования названных действий и ненормативного правового акта ответчика.
Управление не согласилось с этими выводами суда первой инстанции, сославшись на то, что доводы заявителя о пропуске им указанного срока не оценены судом первой инстанции.
Вместе с тем, как следует из обжалуемого решения, суд первой инстанции оценил доводы заявителя в этой части и пришел к выводу о том, что причины пропуска указанного срока не являются уважительными, иной подход к разрешению спорной ситуации не будет отвечать принципу стабильности и определенности публичных правоотношений.
С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из части 2 статьи 117 АПК РФ следует, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
В обоснование того, что причины пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, являются уважительными, заявитель ссылался на то, что окончательные выводы счетной палаты по результатам контрольного мероприятия (с указанием общей суммы выявленных нарушений) доведены до сведения управления в феврале 2013 года. При этом податель жалобы указывал на наличие последующего обмена информацией между управлением и счетной палатой в отношении выявленных нарушений в ходе проведения контрольных мероприятий.
Так, управление указывало на то, что 06.02.2013 Управлением финансов Ненецкого автономного округа ему направлена копия отчета о деятельности счетной палаты в 2012 году, в котором в части 1 "Обследование по вопросу эффективности и рациональности использования государственной собственности Ненецкого автономного округа в части формирования и выполнения прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Ненецкого автономного округа за 2010 - 2011 год" раздела "Контрольная деятельность" указано на выявление различных нарушений, связанных с учетом объектов казны, на общую сумму 1 703 27,9 тыс. руб. (том 2, листы 110-111). По факту получения указанной информации заявитель направил в счетную палату письмо от 25.02.2013 N 568/03-06 с изложением своей позиции, которая ответчиком отклонена (том 2, лист 115).
Данные доводы управления правомерно отклонены судом первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается в материалах дела, контрольное мероприятие в отношении управления проводилось ответчиком в период с 19.01.2012 по 15.03.2012. Акт по результатам проведения этого мероприятия составлен счетной палатой 27.04.2012.
Названный акт вручен заявителю 28.04.2012, что подтверждается регистрационным штампом, проставленным на сопроводительном письме от 27.04.2012 N 149-сп, с которым данный акт предоставлен заявителю (том 3, лист 74).
Акт подписан начальником управления 22.05.2012 с пояснениями и замечаниями, о чем имеются соответствующие отметки на данном документе; указанный акт направлен ответчику 22.05.2012 (сопроводительное письмо от 22.05.2012 N 1146/03-06 (том 3, лист 72)).
Представление от 06.06.2012 N 225 вручено управлению 06.06.2012, что подтверждается регистрационным штампом, проставленным на этом документе (том 3, листы 82-84).
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об исполнении заявителем указанного представления (сопроводительное письмо от 02.07.2012 N 1531/03-06 о направлении ответчику информации об исполнении представления (том 3, листы 85, 86)).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что о действиях ответчика по проведению упомянутого контрольного мероприятия заявителю было известно в момент проведения этого мероприятия (в январе - марте 2012 года), об итогах этого мероприятия управление уведомлено 28.04.2012 по факту получения названного выше акта.
О вынесении счетной палатой оспариваемого представления заявитель извещен 06.06.2012.
Между тем в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением управление обратилось только 23.05.2013, то есть почти спустя год после того, как проводилось указанное контрольное мероприятие и оформлялись результаты его проведения.
Получение заявителем от Управления финансов Ненецкого автономного округа указанных выше документов и информации в феврале 2013 года, а также наличие переписки у управления и счетной палаты в этом месяце 2013 года не свидетельствуют об уважительности пропуска срока, установленного для обжалования действий ответчика по проведению названного выше контрольного мероприятия и вынесенного по его результатам представления от 06.06.2012 N 225, поскольку, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается подателем жалобы, информация о выявленных нарушениях отражена в акте от 27.04.2012, а также в оспариваемом представлении.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно сослался на то, что использование ответчиком содержащейся в указанных акте и представлении информации в дальнейшем, в том числе при формировании публичных отчетов счетной палаты, не свидетельствует о том, что только из названных отчетов и переписки управления и ответчика заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Каких-либо иных причин, которые препятствовали заявителю обратиться в установленный АПК РФ срок в суд с заявлением об оспаривании действий счетной палаты по проведению контрольных мероприятий и об оспаривании представления, вынесенного по итогам этого контрольного мероприятия, судом первой инстанции не установлено, в апелляционной жалобе ее подателем не приведено.
Таким образом, в данной ситуации отсутствуют основания полагать, что заявитель не имел возможности своевременно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением, если в таком обращении действительно имелась заинтересованность.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что в такой ситуации восстановление срока на подачу заявления о признании действий счетной палаты по проведению контрольных мероприятий незаконными и оспариваемого представления недействительным за переделами срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, не будет соответствовать принципу стабильности и определенности публично-правовых отношений, соблюдение которого обеспечивается в том числе установлением соответствующих процессуальных сроков.
Заявитель в жалобе, ссылаясь на длительный период рассмотрения дела (с 29.05.2013 по 19.09.2013), указывает на то, что суд уклонился от рассмотрения спора по существу, поскольку, по мнению управления, вопрос о пропуске срока мог быть разрешен в предварительном судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции считает эти доводы подателя жалобы необоснованными.
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 2006 года N 8837/06, при наличии ходатайства о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, причины пропуска этого срока могут быть выяснены как в предварительном судебном заседании, так и в судебном заседании.
Как усматривается в материалах дела, управление обратилось в суд 29.05.2013 с заявлением об оспаривании действий ответчика по проведению контрольного мероприятия и акта от 27.04.2012 (том 1, листы 4-9).
В определении от 31 мая 2013 года суд предложил управлению представить письменные пояснения и доказательства в отношении соблюдения установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд с указанным заявлением (том 1, листы 1-3).
Ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявитель обосновывал в предварительном судебном заседании 17.06.2013.
В ходе рассмотрения дела, 31.07.2013, управление уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия ответчика по проведению контрольного мероприятия и недействительным представление от 06.06.2012 N 225 (том 3, листы 6, 13-15).
Учитывая, что документальное обоснование причин пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, которые исследовались в ходе рассмотрения дела в суде, предъявлено заявителем в суд 17.06.2013, а также что 31.07.2013 управление уточнило заявленные требования, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении ходатайства о восстановлении срока судом первой инстанции не допущено нарушений процессуального характера, влекущих незаконность обжалуемого судебного решения.
Ссылки подателя жалобы на несоответствие оспариваемого представления нормам действующего законодательства и приведенным управлением доводам и доказательствам также подлежат отклонению, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обращение в суд и отказ суда в восстановлении этого срока являются основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Такой подход к разрешению спорной ситуации соответствует сложившейся судебной практике. Как следует из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 января 2006 года N 9316/05 и от 31 октября 2006 года N 8837/06, отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 сентября 2013 года по делу N А05-6212/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного имущества Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6212/2013
Истец: Управление государственного имущества Ненецкого автономного округа
Ответчик: Счетная палата Ненецкого автономного округа