город Омск |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А46-8034/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 204 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10654/2013) Государственной жилищной инспекции Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2013 по делу N А46-8034/2013 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161) о признании незаконным предписания от 09.04.2013 N 03-02-03/79,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Шатов Дмитрий Анатольевич по доверенности N 15/326 от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее по тексту - заявитель, ОАО "ОмскВодоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания от 09.04.2013 N 03-02-03/79 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятия по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.10.2013 по делу N А46-8034/2013 заявленное ОАО "ОмскВодоканал" требование удовлетворено в полном объеме.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания, указывающие на нарушение Обществом пункта 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354).
Кроме того, суд первой инстанции отклонил довод заинтересованного лица о том, что Обществом при расчёте размера платы за коммунальные услуги применялись неверные количественные значения площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также площади помещений, входящих в состав его общего имущества.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Госжилинспекция Омской области указывает, что ОАО "ОмскВодоканал" были применены неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 25 корп. 2 по ул. Харьковская в Октябрьском административном округе г. Омска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Госжилинспекция Омской области, надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Главным управлением жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (в связи с реорганизацией на основании Указа губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 правопреемником является Государственная жилищная инспекция Омской области) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "ОмскВодоканал", по результатам которой составлен акт проверки от 09.04.2013 N 03-03-03/227.
В указанном акте инспектором зафиксировано нарушение пункта 48 Правил N 354, выразившееся в расчёте платы за такую коммунальную услугу как холодное водоснабжение, предоставляемую на общедомовые нужды по многоквартирному дому N 25, корпус 2, по ул. Харьковская в Октябрьском административному округе г. Омска, с применением площади жилых помещений указанного многоквартирного дома 11056,83 кв.м., нежилых помещений 666,2 кв.м., общей площади помещений, входящих в состав общего имущества 3594,6 кв.м., тогда как согласно справке Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" от 19.03.2013 N 501258 площадь жилых помещений указанного многоквартирного дома составляет 11079,2 кв.м., нежилых помещений 922,3 кв.м., общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества 1491,9 кв.м., площадь тех. подвала 1349,0 кв.м.
Рассмотрев материалы проверки, государственным жилищным инспектором 09.04.2013 Обществу было выдано предписание N 03-02-03/81 об устранении нарушения законодательства, выявленного при проведении мероприятия по контролю, согласно которому ОАО "ОмскВодоканал" предписано в соответствии с пунктом 48 Правил N 354 произвести расчет размера платы за коммунальную услугу (холодное водоснабжение), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме N 25, корпус 2, расположенному по адресу: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. Харьковская, в срок до 01.07.2013.
Считая, что предписание от 09.04.2013 N 03-02-03/79 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
04.10.2013 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Деятельность Инспекции осуществляется на основании Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области" Инспекция осуществляет функции жилищного надзора, а именно: предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция для осуществления своих функций имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 4 пункта 11 Положения Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области").
При проведении проверок заинтересованное лицо также руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Размер платы за коммунальные услуги в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством Региональной энергетической комиссией Омской области утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды (Приказ РЭК от 15.08.2012 N 133/38).
На основании пункта 2 приказа РЭК Омской области от 15.08.2012 N 133/38 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории города Омска и Омской области" указанные нормативы введены в действие с 1 сентября 2012 года.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме
Пункт 48 Правил N 354 устанавливает порядок расчёта платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учёта, к каким многоквартирный дом N 25, корпус 2, находящийся по адресу: г. Омск, ул. Харьковская, и относится. В соответствии с указанным пунктом Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к Правилам N 354, чем и руководствовалось Общество при расчете размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения в указанном многоквартирном доме
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заинтересованного лица о том, что Общество при расчете размера платы за холодное водоснабжение на общедомовые нужды в вышеуказанном доме применяет неверные количественные значения общей площади жилых и нежилых помещений данного дома, вследствие чего заинтересованное лицо полагает, что Общество неверно начисляет гражданам плату за потребленную коммунальную услугу.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты третий, четвертый, пятый части 1.1).
Таким образом, обязанностью по представлению заявителю - ресурсоснабжающей организации и исполнителю коммунальных услуг в части рассматриваемых сведений наделены либо собственники помещений в многоквартирном доме, либо товарищество собственников жилья или жилищный (иной специализированный потребительский) кооператив, либо управляющая организация в зависимости от способа управления многоквартирным домом, выбранным собственниками помещений в нём.
Как установлено судом первой инстанции, Общество применяло при расчете размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, сведения о площадях жилых помещений, предоставленные собственниками данных помещений. Данные сведения предоставляются по каждому жилому и нежилому помещению в виде копии лицевых счетов, а также свидетельств о государственной регистрации права собственности.
Учитывая, что Инспекция ссылается на применение заявителем неверных сведений, используемых при определении им платы за коммунальные услуги, Госжилинспекцией Омской области должна была быть указана та норма права, которая обязывает ОАО "ОмскВодоканал" осуществлять действия, направленные на истребование таких сведений у лиц, от которых они должны быть получены им.
Однако заинтересованное лицо при проведении проверки данное обязательство не выполнило.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в доказательство применения Обществом неверных количественных значений общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома N 25, корпус 2, по ул. Харьковская заинтересованное лицо ссылается на своей позиции заинтересованное лицо ссылается на справку государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" 19.03.2013 N 501258 и справку 06.09.2013, предоставленную управляющей компанией (ЗАО "Сибирский коммунальник").
Однако в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекцией не доказана достоверность сведений, содержащихся в справке от 06.09.2013, предоставленной управляющей компанией ЗАО "Сибирский коммунальник" уже после выдачи оспариваемого предписания.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что у Инспекции отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания, в силу чего оно было правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленное ОАО "ОмскВодоканал" требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.10.2013 по делу N А46-8034/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8034/2013
Истец: ОАО "ОмскВодоканал"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Омской области