Учет музейных экспонатов
Некоторые бухгалтеры считают, что приобретаемые музейные экспонаты и музейные коллекции следует классифицировать как объекты основных средств и учитывать на балансе учреждения. В данной статье мы расскажем, как правильно стоит учитывать музейные экспонаты, какими документами регламентирован учет музейных фондов на законодательном уровне и в каких случаях приобретенные музейные экспонаты можно учитывать как объекты основных средств.
Общие положения о музейном фонде
При учете музейных фондов следует руководствоваться:
- Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде РФ и музеях РФ" (далее - Закон N 54-ФЗ);
- Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 "Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о Государственном каталоге музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев в РФ" (далее - Постановление N 179);
- Приказом Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 "Об утверждении инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" (далее - Инструкция N 290).
Музейный фонд - это совокупность музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственной, муниципальной или иной собственности. Согласно ст. 8 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав музейного фонда РФ со дня регистрации в Государственном каталоге музейного фонда РФ. Этот каталог в соответствии с п. 2 Положения о государственном каталоге, утвержденного Постановлением N 179, представляет собой учетный документ в виде электронной базы данных, содержащей основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав музейного фонда РФ.
Полномочиями по ведению государственного каталога, а также отнесению музейных предметов к музейному фонду РФ наделено Министерство культуры РФ. Включение в состав музейного фонда происходит только после проведения специальной экспертизы музейного предмета или коллекции. Собственнику музейных предметов (коллекций), включенных в фонд музеев РФ, выдается соответствующее свидетельство.
Музейные предметы и коллекции, включенные в состав музейного фонда, вывозу из РФ не подлежат. Их временный вывоз возможен только в случаях, которые устанавливает ст. 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15.04.1993 N 4804-1:
- для организации выставок;
- для осуществления реставрационных работ и научных исследований;
- в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью;
- в иных необходимых случаях.
При принятии Федеральной службой по сохранению культурных ценностей решения о возможности временного вывоза выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей. Такое свидетельство является основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную и государственную границы РФ. Временный вывоз культурных ценностей без свидетельства запрещается.
Государственная часть музейного фонда
В состав государственной части музейного фонда РФ входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, независимо от того, в чьем владении они находятся.
Музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части музейного фонда РФ, на праве оперативного управления закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями. Они обязаны обеспечить (ст. 16 Закона N 54-ФЗ):
- физическую сохранность и безопасность музейных предметов;
- ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами;
- использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных и творческо-производственных целях.
В соответствии со ст. 15 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и коллекции, относящиеся к государственной части музейного фонда, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы.
Негосударственная часть музейного фонда
Те музейные предметы и коллекции, которые входят в состав музейного фонда РФ, но не относятся к его государственной части, составляют негосударственную часть музейного фонда.
Контроль за состоянием негосударственной части музейного фонда осуществляет Минкультуры в следующих формах (ст. 23 Закона N 54-ФЗ):
- проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и коллекций;
- постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов, переданных в управление негосударственным музеям;
- направление запросов и получение информации о музейных предметах и коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета музейного фонда РФ.
Согласно ст. 22 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и коллекции, входящие в состав негосударственной части музейного фонда, так же как и экспонаты, относящиеся к государственной части, подлежат учету и хранению в соответствии с правилами и условиями, установленными Постановлением N 179.
В отличие от государственной части музейного фонда, предметы и коллекции, входящие в негосударственную часть, могут участвовать в сделках дарения либо купли-продажи. Однако при этом должно выполняться условие, согласно которому получатель дара или покупатель обязан принять на себя все обязательства в отношении этих предметов, имевшиеся у дарителя или продавца. Следует учесть, что государство имеет преимущественное право покупки (ст. 25 Закона N 54-ФЗ).
Состав музейных фондов
Все музейные фонды делятся на основную и научно-вспомогательную части. К основному фонду относятся следующие музейные предметы (в зависимости от профессиональной направленности музея):
- уникальные объекты живой и неживой природы;
- археологические материалы;
- произведения художественной литературы;
- произведения изобразительного искусства и живописи;
- чертежи, фотографии, рукописи и др. (подробно состав основных музейных фондов представлен в п. 76 Инструкции N 290).
Из основного фонда может быть выделен обменный фонд, который состоит из музейных предметов, не отвечающих профилю музея, а также из лишних, дублетных экземпляров (если таких материалов свыше пяти). Данные предметы при поступлении в музей регистрируются как предметы основного фонда, а их принадлежность к обменному фонду фиксируется в специальной картотеке.
Особенностью естественнонаучных музеев является то, что в них можно выделить еще одну составную часть основных фондов - сырьевые фонды. К ним относятся объекты неорганической и органической природы, предназначенные для лабораторных исследований и препарирования (например, шкурки животных, влажные экспедиционные сборы, материалы, подготовленные для длительного хранения, и пр.).
К научно-вспомогательному фонду относятся предметы, разработанные или приобретенные в процессе комплектования, изучения и экспонирования музейных коллекций - например, различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), реконструкции, карты, диаграммы, схемы и планы и т.п.
Обязанности по отнесению музейных предметов к тому или иному фонду выполняет фондово-закупочная комиссия музея. Результаты данных операций оформляются протоколом, который утверждается директором и скрепляется печатью музея.
Государственный учет
Учет музейных экспонатов, входящих в состав музейного фонда РФ, осуществляется музеями, в оперативном управлении которых находятся экспонаты, в соответствии с едиными правилами и условиями, устанавливаемыми Инструкцией N 290, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций, содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Государственный учет музейных фондов предполагает определение и регистрацию музейных собраний, являющихся общенародным достоянием, и имеет две стадии:
- первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в музей предметов, нацеленную на их документальную охрану (актирование, краткая запись в книге поступлений);
- инвентаризацию, то есть научную регистрацию музейных предметов (классификация по типам источников, видам материалов, видам искусства, коллекциям, составление более развернутого и точного описания, уточнение атрибуции, запись в научный инвентарь) (п. 82 Инструкции N 290).
Учет в музеях проводится в натуральных показателях (предметах, единицах хранения). Согласно п. 13 Положения N 179 отражение музейных предметов и коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении которого они находятся, не допускается.
Документальное оформление музейных фондов
Целью учета музейных предметов и коллекций является определение их количества и состава, регистрация в специальной учетной документации для идентификации музейных предметов и коллекций, организация оптимального хранения, оперативное установление местонахождения, контроль за изменениями в составе и состоянием сохранности, научное изучение и эффективное использование.
Основными юридическими документами государственного учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь. Для характеристики музейного предмета научный инвентарь является наиболее полным документом, фиксирующим классификацию предмета и результаты его изучения. Акты, книги поступлений и инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений (п. 83, 84 Инструкции N 290).
Оформление приема и выдачи предметов музейных ценностей производится немедленно после их поступления или выдачи по соответствующим актам. Акты приема и выдачи являются первичными юридическими документами государственного учета музейных фондов. Хранение в музеях предметов, не оформленных актами приема, запрещено (п. 86 Инструкции N 290).
В актах приема или выдачи точно указывается место их составления, год, месяц, число, лицо, от которого (которому), по распоряжению которого принят или передан предмет, цели и срок такой передачи (если предмет принят или выдан временно для выставки, экспертизы и т.п.). При этом предметы точно перечисляются один за другим по наименованию, дается их краткая характеристика, указываются размер, материал, техника, отмечается сохранность предмета, монтировка (например, в раме, под стеклом), прежний номер предмета, если он поступил из другого музея (п. 87 Инструкции N 290).
Особенностью оформления музейных предметов, собранных в экспедициях, является то, что при их поступлении, перед тем как их рассмотрит фондово-закупочная комиссия (ФЗК), хранителем фондов составляется акт приема или квитанция на получение предметов от владельца на временное хранение. Хранитель фондов ведет журнал регистрации поступлений (в нем фиксируются документ и источник поступления, перечень поступивших предметов, решение ФЗК, сведения о возврате вещей владельцам или передаче их в научные отделы), а также картотеку на поступившие предметы (п. 93 Инструкции N 290).
В соответствии с протоколом ФЗК отдел учета или главный хранитель (заведующий фондами) оформляет акт приема предметов на постоянное хранение, на основании которого эти предметы вносятся в книгу поступлений музея. Данный акт является одновременно и актом передачи музейных предметов на материально ответственное хранение. Он подписывается главным хранителем (заведующим фондами), лицом, хранившим эти предметы до решения ФЗК, и лицом, принявшим их на материально ответственное хранение. После подписания и утверждения директором акты скрепляются печатью музея. Без такого оформления акты к исполнению не принимаются (п. 93 Инструкции N 290).
Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения ФЗК в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда. Предметы, поступившие в музей на временное хранение, регистрируются в книге временных поступлений (п. 100 Инструкции N 290).
Бухгалтерский учет
Бюджетный учет в музеях осуществляется в соответствии Инструкцией N 25н*(1).
Как уже было отмечено, музейные предметы и коллекции не учитываются на балансе учреждения и не являются объектами основных средств. Следовательно, согласно Указаниям N 74н*(2) расходы по приобретению таких предметов следует отражать по подстатье 226 "Прочие услуги" КОСГУ. Минфин также придерживается данной позиции в Письме от 23.05.2007 N 02-14-10/1240.
Согласно Инструкции N 25н приобретение музейных предметов и коллекций за счет бюджетного финансирования отражается так:
- начислены расходы за приобретенные музейные экспонаты:
Дебет счета 1 401 01 226 "Расходы по прочим услугам"
Кредит счета 1 302 09 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
- произведена оплата поставленных музейных экспонатов:
Дебет счета 1 302 09 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
Кредит счета 1 304 05 226 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг"
Приобретение музейных экспонатов за счет приносящей доход деятельности отражается следующим образом:
- оприходована накладная за поставленные ценности:
Дебет счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 2 302 09 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
- произведена оплата поставленных музейных предметов:
Дебет счета 2 302 09 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг"
Кредит счета 2 201 01 610 "Выбытие денежных средств с банковских счетов"
- доходы уменьшены на сумму затрат по закупке музейных предметов:
Дебет счета 2 401 01 100 "Доходы учреждения"
Кредит счета 2 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Учет музейных предметов, не входящих в состав музейного фонда РФ
Бухгалтерский учет таких музейных предметов будет несколько иным, так как их необходимо отражать на балансе учреждения и включать в состав основных средств. Рассмотрим на примере, как будут отражаться операции по приобретению музейных предметов, не входящих в состав музейного фонда.
В учреждении культуры создан выставочный зал. Для организации выставки закуплено 10 картин стоимостью 50 000 руб. (10 шт. x 5 000 руб.). Картины являются музейными экспонатами, не входящими в музейный фонд РФ.
В бухгалтерском учете операции по приобретению отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили в музей картины | 1 106 01 310 | 1 302 19 730 | 50 000 |
Уплачено поставщикам за приобретенные картины | 1 302 19 830 | 1 304 05 310 | 50 000 |
Картины приняты к учету | 1 101 09 310 | 1 106 01 410 | 50 000 |
Следует учесть, что на музейные ценности, состоящие на бухгалтерском учете, производится начисление амортизации. Расчет суммы амортизации производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости музейного экспоната и нормы амортизации, которая исчислена исходя из срока полезного использования. В течение этого срока начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода объекта на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период его восстановления, продолжительность которого превышает 12 месяцев. В течение отчетного года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Срок полезного использования музейного экспоната определяется при принятии его к бюджетному учету в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". На основании этого постановления музейные фонды входят в 7-ю группу, определяющую срок эксплуатации от 15 до 20 лет (код ОКОФ 19 0001000).
В соответствии с Письмом Минфина РФ от 13.04.2005 N 02-14-10а/721 "О начислении амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов" расчет суммы амортизации основных средств, входящих в первые девять амортизационных групп классификации, осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленного амортизационной группой.
Начисление амортизации на музейные экспонаты учитывается на счете 104 07 000 "Амортизация прочих основных средств". Операции по начислению амортизации отражаются так:
Дебет счетов 1 401 01 271 "Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов", 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 1 (2) 104 07 410 "Уменьшение стоимости прочих основных средств за счет амортизации"
В целях налогового учета амортизация на музейные экспонаты начисляется в соответствии с требованиями ст. 256-259 НК РФ.
Л. Ларцева,
зам. главного редактора журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
*(2) Приказ Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"