г. Самара |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А65-18051/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Универсал плюс" Галдина А.И.,
от арбитражного управляющего Мясникова Сергея Владимировича - представитель не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Универсал плюс" Галдина А.И.
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2013 года по делу N А65-18051/2013 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Универсал плюс" Галдина А.И., Республика Татарстан, г. Казань,
к арбитражному управляющему Мясникову Сергею Владимировичу, Республика Татарстан, г. Казань,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительной регистрации и применении последствий недействительности регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Универсал плюс" Галдин А.И. (далее - конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к арбитражному управляющему Мясникову Сергею Владимировичу (далее - арбитражный управляющий Мясников С.В., арбитражный управляющий), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - МИФНС России N 18 по РТ, регистрирующий орган) о признании недействительной регистрации открытого акционерного общества "Ника" (далее - ОАО "Ника", общество) и применении последствий недействительности регистрации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой, указывая, что Мясников С.В., в силу положений ч.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ не мог являться заявителем при государственной регистрации юридического лица, просит отменить решение суда от 25.10.2013, принять по делу новый судебный акт.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором регистрирующий орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 14.06.2012 решением АС РТ по делу N А65-2633/2011 ОАО "Универсал Плюс" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Исполнение обязанностей (далее по тексту - И.О.) конкурсного управляющего возложено на Мясникова Сергея Владимировича.
Собранием кредиторов ОАО "Универсал Плюс" от 27.06.2012, в числе прочих вопросов повестки дня, рассмотрен вопрос определения порядка, сроков и условий продажи имущества должника и решено по данному вопросу создать открытое акционерное общество путем замещения активов, определена величина уставного капитала (протокол собрания кредиторов ОАО "Универсал Плюс" от 27.06.2012 - л.д. 7-9). Решения по вопросам повестки дня собрания кредиторов приняты кредиторами единогласно.
На основании данного решения собрания кредиторов И.О. конкурсного управляющего Мясниковым Сергеем Владимировичем принято решение от 03.07.2012 N 01/1 об учреждении открытого акционерного общества (л.д.10-11), в соответствии с п.1, 2 которого решено: на базе имущества должника ОАО "Универсал Плюс" создать одно акционерное общество (п.1 ст.141 ФЗ N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", определить наименование и место нахождения юридического лица -ОАО "Ника", РТ, 420051, г. Казань, ул. Химическая, д. 21.
Впоследствии, по заявлению представителя И.О. конкурсного управляющего Мясникова Сергея Владимировича по доверенности 15.08.2012 в МРИ ИФНС N 18 ОАО "Ника" было зарегистрировано с присвоением ОГРН 1121690060964.
Заявитель, считая регистрацию 15.08.2012 ОАО "Ника" недействительной, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ее незаконной.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статья 141 Закона о несостоятельности (банкротстве) предусматривает возможность проведения в ходе конкурсного производства замещения активов должника на основании решения собрания кредиторов.
Пунктом 1 статьи 4 ФЗ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в РФ ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального Закона N 129-ФЗ следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами и обязаны иметь достоверную и актуальную информацию. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Положениями Закона N 129-ФЗ установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 ст.8, п. 3 ст.23 Закона N 129-ФЗ установлено, что решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ установлен перечень лиц, которые могут выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица, а именно следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации создаваемого юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен статьей 23 Закона N 129-ФЗ.
На момент вынесения решения о государственной регистрации создания Открытого акционерного общества "Ника" от 15.08.2012 г. перечень оснований для отказа в государственной регистрации включал случаи:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением
предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона N 129- ФЗ;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ;
и) получения в соответствии с пп. "в" ст.21.2 настоящего ФЗ от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию 08 августа 2012 года от заявителя Мясникова Сергея Владимировича, в соответствии с решением АС РТ от 14.06.2012 (по доверенности Мирибян А.А.) для регистрации создания, поступили следующие документы:
- заявление по форме N Р11001 (вх.N29231А), подписанное Мясниковым Сергеем Владимировичем, при этом подпись нотариально удостоверена;
-документ об уплате государственной пошлины;
-устав юридического лица (в двух экземплярах);
- Решение N 01/12 от 03.07.2012 г. об учреждении открытого акционерного общества;
-приказ N 11-к от 15.06.2010 г.;
-приказ N 1 от 08.10.2007 г.;
-Журнал регистрации участников собрания кредиторов Открытого акционерного общества "Универсал Плюс" от 27.06.2012 г.;
-Бюллетень N 7 от 27.06.2012 г.;
-Бюллетень N 7 от 27.06.2012 г.;
-Протокол собрания кредиторов ОАО "Универсал Плюс" от 27.06.2012 г.;
-доверенность.
Предоставление соответствующих документов, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, указанных в п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ, порождает у регистрирующего органа не право, а обязанность в императивно установленный ст. 8 Закона N 129-ФЗ пятидневный срок произвести государственную регистрацию юридического лица, то есть налоговые органы уполномочены лишь внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Регистрирующие функции налоговых органов не могут носить разрешительного характера и не должны нарушать права и законные интересы организаций, приводить к ограничению и установлению препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать дополнительные обязанности.
Заявителем в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица при создании ОАО "Ника". При этом полномочия лица, подававшего заявление на регистрацию, были подтверждены в установленном законе порядке.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что МРИ N 18 по РТ обоснованно, при отсутствии оснований, установленных в ст. 23 Закона N 129-ФЗ для отказа в регистрации, было принято решение от 15.08.2012 года вх. N 29231А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на основании которых внесена в ЕГРЮЛ соответствующая запись. Данные действия полностью соответствуют нормам законодательства, регулирующим проведение государственной регистрации.
Довод заявителя о том, что И.О. конкурсного управляющего в соответствии с законом не имел полномочий, как конкурсный управляющий правомерно отклонен судом первой инстанции.
Определением суда от 10.11.2011 был утвержден временный управляющий Открытого акционерного общества "Универсал Плюс", г.Менделеевск - Мясников Сергей Владимирович. Так как, исполняющий обязанности конкурсного управляющего, назначенный по решению АС РТ по делу А65-2633/2011, обладает всеми полномочиями конкурсного управляющего в соответствии со ст. 129 Закона о банкротстве, поскольку на временного управляющего возложено исполнение обязанностей конкурсного управляющего, то временный управляющий обязан исполнять полномочия конкурсного управляющего в полном объеме, которые предусмотрены статьей 129 Закона о банкротстве. Закон о банкротстве не содержит каких-либо ограничений полномочий конкурсного управляющего при их возложении на временного управляющего, а также положений о том, что при возложении обязанностей конкурсного управляющего на временного управляющего суд должен определить перечень его полномочий. В связи с этим необходимость перечисления обязанностей конкурсного управляющего в судебном акте отсутствует.
Судом также отмечено, что сведений о наличии кандидатур иных лиц, кроме Мясникова Сергея Владимировича, на которых кредиторы хотели бы возложить исполнение обязанности конкурсного управляющего, в материалы дела не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент обращения в регистрирующий орган и выдачи доверенности на предоставление интересов, Мясников С.В. являлся единственным лицом, которое в силу действующего гражданского законодательства могло представлять интересы юридического лица без доверенности и осуществлять юридически значимые действия.
Также, как уже было сказано выше ОАО "Ника", в соответствии с п. 7 итогов голосования по вопросам повестки дня протокола собрания кредиторов ОАО "Универсал Плюс" от 27.06.2012, было создано путем реализации имущества путем замещения активов ОАО "Универсал Плюс" на основании решения АС РТ от 14.06.2013 по делу N А65-2633/2011.
Постановлением Одиннадцатого Апелляционного суда от 06.09.2012 решение АС РТ от 14.06.2012 по делу N А65-2633/2011 было отменено.
В ходе судебного разбирательства заявителем не было приведено доказательств наличия нарушения каких-либо прав и законных интересов действиями государственного органа.
Совокупность условий для признания недействительной регистрации открытого акционерного общества "Ника", произведенной регистрирующим органом, отсутствует.
Требования ко второму ответчику - Арбитражному управляющему Мясникову С.В. заявителем не сформулированы, фактически, заявитель оспаривая запись в ЕГРЮЛ указывает на незаконность действий государственного органа, также требования подлежат рассмотрению в порядке гл. 24 АПК РФ и не могут быть предъявлены к физическому лицу, не наделенному государственно - властными полномочиями, в связи с чем в требованиях ко второму ответчику надлежит отказать.
В судебном заседании на обозрение суда был представлен акт приема - передачи, на основании которого судом установлено, что все активы, списываемые с баланса ОАО "Ника" были переданы обратно в уставный капитал ОАО "Универсал Плюс" на основании акта приема-передачи. Данные обстоятельства подтверждены заявителем также и в суде апелляционной инстанции.
Это свидетельствует о наличии признаков недействующей организации у ОАО "Ника".
Судом отмечено, что заявитель не лишен права обратиться в налоговый орган с заявлением об исключении ОАО "Ника" из ЕГРЮЛ как недействующей организации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Ссылки в жалобе на отмену определением Арбитражного суда Республики Татарстан решения собрания кредиторов от 05.12.2012 и 19.12.2012 о замещении активов должника, об определении порядка, сроков и условий реализации имущества ОАО "Универсал Плюс", не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку регистрация ОАО "Ника" произведена регистрирующим органом на основании решения собрания кредиторов ОАО "Универсал Плюс" от 27.06.2012 и решения и.о. конкурсного управляющего N 01/12 от 03.07.2012 г., сведений об отмене или признании недействительными которых, в материалах дела не имеется.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2013 года по делу N А65-18051/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18051/2013
Истец: Конкурсный управляющий ООО "Универсал Плюс", Галдин А. И., г. Казань, ОАО "Универсал Плюс"
Ответчик: Арбитражный управляющий Мясников Сергей Владимирович, г. Казань, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань