г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А56-42419/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: Пресняков О.Н. по доверенности от 27.12.2013 N 78/94
от заинтересованного лица: Прыгичев А.В. по доверенности от 08.07.2013 N 01-19/5842
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25559/2013) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2013 по делу N А56-42419/2013 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Открытого акционерного общества "Адмиралтейские верфи"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Адмиралтейские верфи" (ОГРН 1089848054339; 190121, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203; далее - ОАО "Адмиралтейские верфи", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 39; далее - Департамент, административный орган) от 09.07.2013 N 08-095/2013-ПО о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.07.2013 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, просит решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2013 по делу N А56-42419/2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что ОАО "Адмиралтейские верфи", являясь пользователем систем коммунальной канализации Санкт-Петербурга, нарушило установленные правила пользования водоохранными сооружениями, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 25.03.2013 N ПВ-27/08 и от 22.05.2013 N ПВ-27/08-Доп в период с 23.04.2013 по 25.06.2013 Департаментом проведена плановая выездная проверка ОАО "Адмиралтейские верфи".
Проверкой установлено и отражено в акте от 25.06.2013 N ПВ-27/08-А (л.д. 61-78) нарушение ОАО "Адмиралтейские верфи" правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств (сетей канализации), а именно: в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" через выпуск филиала общества "Медицинский центр" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения.
Административным органом установлено, что 31.01.2013 и 11.04.2013 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отобраны пробы, составлены акты отбора проб. Согласно представленным извещениям ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 15.02.2013 N 310, от 26.04.2013 N 1088 в сточных водах филиала "Медицинский центр" зафиксированы превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод по следующим веществам:
- 31.01.2013 (акт отбора проб ГУП "Водоканал СПб"): алюминий в 2,21 раза, железо общее в 3,44 раза, жиры в 2,6 раза, медь в 2,08 раза, нефтепродукты в 2,14 раза, ртуть в 2,8 раза, СПАВ (анионные) 4,93 раза, СПАВ (неионогенные) в 8,13 раза, фосфор фосфатов в 1,65 раз, цинк в 4,16 раза;
- 11.04.2013 (акт отбора проб ГУП "Водоканал СПб"): ртуть в 1,65 раза, СПАВ (анионные) 2,57 раза, СПАВ (неионогенные) в 3,25 раза, цинк в 1,16 раза.
02.07.2013 должностным лицом Департамента составлен протокол об административном правонарушении N 08-095/2013-П (л.д. 13-17), которым действия заявителя квалифицированы по статье 8.15 КоАП РФ. Обществу вменено в вину нарушение требований части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), пунктов 63, 88, 93 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167 (далее - Правила N 167).
Постановлением Департамента от 09.07.2013 N 08-095/2013-ПО общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 10 000 рублей штрафа (л.д. 8-12).
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В пункте 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 63 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
Из пункта 64 Правил N 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил N 167 также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил N 167 осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил N 167).
Статьей 8.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностными и юридическими лицами правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Субъектом вменяемого заявителю административного правонарушения является лицо, осуществляющее не пользование, а эксплуатацию водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
Приказом Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168).
Как следует из предисловия, целью настоящих Правил является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
Согласно пункту 1.1.1 Правила N 168 регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Пунктом 1.1.4 Правил установлено, что данные Правила обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм и действуют на всей территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Адмиралтейские верфи" к числу организаций ВКХ не относится, факт нарушения обществом Правил N 168 Департаментом не выявлен, при этом сам по себе сброс сточных вод в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с превышением установленных нормативов о неправильной эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств не свидетельствует, в связи с чем сделал правильный вывод о недоказанности в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.15 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано и правомерно удовлетворил требования заявителя, признав постановление Департамента от 09.07.2013 N 08-095/2013-ПО незаконным и подлежащим отмене.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2013 по делу N А56-42419/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42419/2013
Истец: ОАО "Адмиралтейские верфи"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу