Обзор грядущих перемен
В начале каждого года российское законодательство преподносит организациям очередные сюрпризы в виде вступающих в силу изменений. Именно обсуждению правовых новаций и был посвящен прошедший в Москве 18 марта 2008 года юридический форум под названием "Ключевые изменения российского законодательства". Организатором мероприятия выступила газета "The Moscow Times". В рамках данного форума были подробно рассмотрены основные вопросы, касающиеся нововведений и изменений в корпоративном, налоговом, коммерческом, международном и валютном законодательстве, ожидающие предпринимателей в наступившем году.
Проблемы регулирования корпоративных отношений в России в последнее время стоят довольно остро. В условиях всеобщей глобализации рынка растет число сделок, связанных с поглощением и объединением компаний. Поэтому к "корпоративной" теме прикованы взгляды как бизнеса, так и государства.
О наиболее значимых из предстоящих реформ в корпоративном законодательстве рассказал в своем выступлении Евгений Данилов, руководитель группы экспертов компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Он подробно осветил изменения, вносимые в законодательные акты РФ в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов, правового статуса ООО, регулирования акционерных соглашений, реорганизации коммерческих организаций.
Не менее интересной оказалась и тема о принудительном выкупе акций в ОАО, раскрытая в докладе Анастасии Лукьяновой, юриста компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Большое внимание к данному вопросу вызвано тем, что эти изменения законодательства вступили в силу относительно недавно, и пока нет четко сложившейся практики их применения. В своем выступлении спикер подробно рассмотрела вопрос, связанный с возникновением права выкупа акций у миноритарных акционеров. Она особо отметила, что мажоритарный акционер, обладающий таким правом, обязан выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции общества, по требованию их владельцев и что он вправе это сделать до 1 августа 2008 года. Причем цена выкупаемых акций должна быть не ниже:
рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;
наибольшей цены, по которой акции приобретались лицом или аффилированным лицом или же по которой они выкупались в случае, когда данные лица приняли на себя обязанность приобрести эти ценные бумаги по истечении срока предложения, в результате которого лицо стало владельцем более 95 процентов акций;
цены приобретения бумаги на основании добровольного или обязательного предложения, в результате которого лицо стало владельцем 95 процентов акций.
Кроме того, в ходе доклада были рассмотрены и такие аспекты, как: предварительные действия, которые необходимо произвести до направления требований о выкупе акций в ОАО; некоторые особенности определения цены выкупаемых акций; порядок осуществления их выкупа; основные требования при составлении списка владельцев выкупаемых акций и порядок оплаты этих ценных бумаг; ответственность за нарушение норм о принудительном выкупе акций и др.
Что касается основных изменений в налоговом законодательстве, то наиболее информативно о них рассказал Владимир Желтоногов, партнер компании Ernst & Young. В частности, он поведал о разработке проекта закона о трансфертном ценообразовании. Данный проект был подготовлен Министерством финансов в феврале прошлого года, однако недавно Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выдвинул альтернативный законопроект. При этом последний значительно отличается от предложения, подготовленного Минфином России. Альтернативный проект предполагает, что налоговый контроль должен быть сосредоточен на операциях резидентов с нерезидентами, а также операциях с взаимозависимыми лицами, при которых одной из сторон является налогоплательщик, уплачивающий пониженную ставку налога на прибыль, или в которых предметом сделки являются полезные ископаемые. Законопроект Минфина предусматривает более широкий круг сделок в качестве контролируемых: бартерные сделки, перепродажу товаров через нерезидентов, а также международную торговлю. К тому же Минфин предлагает включить в список взаимозависимых лиц сестринские компании, у которых общий владелец или контроль, материнские и дочерние компании, а также группы взаимозависимых компаний. Помимо прочего, документы различаются методами расчета интервала рыночных цен (чтобы сравнить инициативы РСПП и Минфина, см. схему).
Законодательные инициативы по определению рыночной цены
Действующее законодательство
1. ссылка на рыночную цену
2. налогоплательщики могут отклоняться в размере 20 процентов от
рыночной цены
- 20% безопасное отклонение
Х - 20% Х + 20%
/\ | /\
/----------------------- ----------------------\|/----------------------- -----------------------\
|
|--------------------------------------------------------------------------------------------------|
Р = Х
Предложение РСПП
(альтернативный законопроект)
1. выбрать все рыночные цены и упорядочить их по мере увеличения
2. максимальная и минимальная цены исключаются
3. распределение на четыре равные интервала:
/----------------------\
| Рыночные цены |
/-------\ \----------------------/ /-------\
|Min = A| /\ |Max = B|
\-------/ /------------ -------------\ \-------/
|----------------------------------------------------------------------------------------------|
|----------- ----------+----------- ----------+----------- ----------+---------- ----------|
\/ \/ \/ \/
/---\ /---\ /---\ /---\
| 1 | | 2 | | 3 | | 4 |
\---/ \---/ \---/ \---/
4. при неиспользовании метода сопоставимьк цен возможно отклонение
на 10 процентов
Предложение Минфина
Минфин предложил использование минимальных и максимальных цен для
определения интервала рыночные цен.
Интервал рыночных цен
/\
Min = A /------------------------- --------------------------\ Max = B
|--------------------+-----------------------------------------------------+-------------------|
X Y
X = (ЗА + В): 4 Y = (А + ЗВ): 4
Этот метод основан исключительно на предельных значениях, и вполне
вероятно, что результаты, полученные данным способом, могут не
соответствовать обычным рыночным ценам.
Ожидается, что базой для разработки нового законопроекта станет альтернативный проект.
В рамках программы мероприятия также был рассмотрен проект закона о регулировании налогообложения в контролируемых иностранных организациях (CFC). Концепцию для CFC предполагается построить на основе взаимозависимости компаний и стратегического владения (контроля) одной из них другой. При этом для определения налогового резиденства планируется использовать специальные критерии резиденства и местоположения менеджмента.
О принципах работы компании, получившей выход на рынки ЕС, поведала Наталия Мальгина, ведущий юрист компании Hedman Osbome Clarke. В связи с тем, что Россия планирует вступить в ЕС, данная тема является весьма актуальной для российских предпринимателей.
Итак, основными преимуществами выхода на рынки ЕС, обозначенными докладчиком, являются: расширение собственных рынков сбыта, оптимизация работы подразделений поставок и логистики, защита активов и инвестиций. Однако при этом компаниям придется публично раскрывать сведения о судебных и исполнительных производствах, о владельцах и лицах, управляющих компанией, о дотациях и субсидиях, получаемых от государства, о кредитоспособности компании, а также данные, содержащиеся в реестре акционеров, реестре недвижимого имущества, документах, относящихся к корпоративному праву, и др. Что касается антимонопольного регулирования, то компаниям необходимо будет придерживаться принципов как общеевропейского, так и внутригосударственного регулирования.
Кроме того, с интересными докладами выступили представители компаний Salans и "КЛИФФ". Основными вопросами, освещенными этими специалистами, явились изменения в законодательстве, касающиеся конкуренции и интеллектуальной собственности, а также особенности иностранных инвестиций в Россию.
Н. Разумова,
редактор-эксперт журнала "Консультант"
"Консультант", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.