"Best practices" финансового сообщества
В последнее время специалисты крупных и средних компаний все больше внимания уделяют вопросам эффективности и роста бизнеса, ведь акционеров и инвесторов в основном интересуют именно данные моменты. При этом оценивается абсолютно все: сотрудники, затраты, сделки. Однако стремление к анализу отдачи от того или иного процесса еще не гарантирует успех. Чтобы сделать правильные выводы и принять соответствующие решения, нужно не только обладать определенными знаниями, но и обмениваться опытом с коллегами из других успешных организаций. Отдел конференций газеты "Ведомости" решил помочь финансовым директорам российских компаний поделиться друг с другом своими наработками в области оценки и повышения эффективности бизнеса. 14 марта 2008 года состоялось заседание Клуба финансовых директоров, который является новым проектом "Ведомостей". Тема мероприятия была сформулирована так "Финансовая эффективность и рост бизнеса: взаимоисключающие ли это понятия?".
В ходе первой сессии докладчики рассмотрели вопрос о том, как финансовому директору обеспечить оптимальный баланс между эффективностью и ростом бизнеса. В частности, Всеволод Розанов, который является вице-президентом по финансам и инвестициям ОАО "МТС", рассказал, как обеспечить бизнесу рост, не выходя в своих тратах за пределы разумного в системные проекты и уменьшить затраты на маркетинг Кроме того, спикером было отмечено, что для достижения наилучших показателей финансовый отдел должен оказывать поддержку коммерческим подразделениям, помогать им в определении стратегии, в подготовке бюджета и в обеспечении соответствия финансовым KPI. Стоит отметить, что с высказыванием докладчика о том, что финотдел должен тесно взаимодействовать с другими подразделениями, согласились как последующие ораторы, так и гости Клуба финансовых директоров.
Вторая сессия конференции была посвящена вопросам, связанным с оценкой эффективности финансовой службы компании и со способами мотивации финансовых директоров. Очень ярким было выступление финансового директора компании News Outdoor Russia Андрея Кириллова. Он отметил, что наиболее приемлемой является именно долгосрочная мотивация CFO, которая включает поощрения за четкое выполнение текущих задач и вознаграждения за конечные результаты по конкретным проектам.
По мнению г-на Розанова, для того чтобы сократить расходы в компании, в первую очередь следует выявить и исключить дублирующие процессы. Возможно, понадобится также перераспределить персонал. Что касается конкретных проектов, то финансовый директор МТС рекомендовал постараться снизить расходы на основные средства, на развитие инфраструктуры, сократить инвестиции
Одним из ключевых способов стимулирования главы финансового подразделения г-н Кириллов назвал годовой бонус. С одной стороны, многие руководители либо уже применяют такой инструмент мотивации, либо планируют это делать. Однако, с другой стороны, не все четко понимают, как правильно рассчитывать сумму премий. Финансовый директор рассмотрел несколько вариантов расчета с описанием плюсов и минусов каждого из них.
Согласно первому способу, бонус выплачивается в виде процента от выручки. Рассчитывать премию в данном случае весьма просто, но, по мнению специалиста, CFO не может напрямую влиять на выручку компании, и этот факт ставит под вопрос эффективность подобного варианта. Стоит отметить, что такое высказывание докладчика вызвало бурные споры среди участников конференции, причем споры эти продолжились и после окончания мероприятия.
Схема 1. EVA (Economic value added)
/--------------\
|Чистая выручка|-\ /--------------\
\--------------/ \-----|EBIT (операци-|--\ /----------------------\
/-----|онная прибыль)| \---|NOPAT (чистая операци-|--\ /------------------\
/--------------\ | \--------------/ /---|онная прибыль) | \-----| EVA |
| Расходы |-/ /--------------\ | \----------------------/ /-----| |
\--------------/ | Налоги |--/ /----------------------\ | \------------------/
\--------------/ | Capital Charges |--/
\----------------------/
| |
/-----------------------\ /------------------\
|Инвестированный капитал| |Стоимость капитала|
\-----------------------/ \------------------/
EVA - операционная прибыль после налогов, уменьшенная на
альтернативную стоимость капитала
В качестве второго варианта расчета суммы премий было предложено выплачивать процент от прибыли. Его также легко посчитать, причем ни у кого не возникло сомнений в том, что как раз на этот показатель CFO оказывает непосредственное влияние. Но и тут нашлись свои минусы - при таком подходе сама компания не будет мотивирована к должному росту.
Учитывая положительные и отрицательные стороны указанных методов, г-н Кириллов предложил рассчитывать бонусы, отталкиваясь от такого показателя, как EVA (Economic value added). Если рассчитывать процент исходя из суммы EVA, то это, во-первых, будет способствовать
интенсификации менеджерских усилий, а во-вторых, позволит выделить и отследить KPIs. Сам расчет премиальных, конечно, несколько усложнится, однако сумма годового бонуса, вычисленная данным методом, наиболее полно будет показывать эффективность работы CFO и стимулировать на дальнейшее ее повышение.
После того как все животрепещущие вопросы эффективности были обсуждены, а споры о значимости финансового директора компании немного поутихли, все были приглашены на фуршет по случаю первого заседания Клуба финансовых директоров газеты "Ведомости". Эта часть мероприятия также хорошо рас полагала к общению между специалистами. Они продолжили обмениваться опытом и налаживать деловые контакты.
Схема 2. Три рычага улучшения EVA
/----------------\
/----------| EVA |----------\
| \----------------/ |
| |
/----------------\ | /----------------\
| EBIT | | | Инвестиции |
\----------------/ /----------------\ \----------------/
| Налоги |
| | \----------------/ | |
| \------\ /-------/ |
/ - - - - - - - - - - - - - - - - -+- -- - - - -+- - - - - - -+- - -- - - - -+- - - - - - - - - - -\
/------------------\ /----------------\ /----------------\ /--------------------------\
| | Рычаги стоимости | | Прибыльность | | Рост выручки | | Управление инвестициями | |
\------------------/ \----------------/ \----------------/ \--------------------------/
\ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -/
/ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -\
/------------------\ /-----------------\ /----------------\ /----------------------------\
| | KPI | |Прибыль от продаж| | Прирост выручки| |Возврат на вложенный капитал| |
\------------------/ \-----------------/ \----------------/ \----------------------------/
\ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -/
Е. Тихомирова,
ведущий эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.