г. Саратов |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А12-21932/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" (ИНН 3436115196, ОГРН 1113453000825, адрес местонахождения: 403877, Волгоградская область, г. Камышин, пр. Феоктистова, д. 53)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 октября 2013 года по делу N А12-21932/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" (ИНН 3436115196, ОГРН 1113453000825, адрес местонахождения: 403877, Волгоградская область, г. Камышин, пр. Феоктистова, д. 53)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580, адрес местонахождения: 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15)
о признании недействительным предписания от 13.06.2013 N 1565,
при участии в судебном заседании представителей:
ООО "РЭП N 4" - не явился, извещено,
Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" (далее - заявитель, ООО "РЭП N 4") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным пунктов 1, 2, 3 предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 13.06.2013 N 1565 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Решением от 30 октября 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 13.06.2013 N 1565 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований в части пунктов 1, 2, 3, отказал.
ООО "РЭП N 4" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ООО "РЭП N 4" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 94038 5 о вручении корреспонденции). Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области извещена о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 94039 2 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11 декабря 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и представленного на нее отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 28.05.2013 N 1565 Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведена документарная проверка в отношении ООО "РЭП N 4", в ходе которой выявлены нарушения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а именно:
при начислении платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за декабрь 2012 года, январь, февраль, март, апрель 2013 года по показаниям общедомового прибора учета холодного водоснабжения, учитывающего объем холодного водоснабжения на многоквартирный дом N 4А по переулку Московский, город Камышин Волгоградской области, и объем холодного водоснабжения на приготовление горячего водоснабжения на многоквартирные дома N 4 и N 4А по переулку Московский, город Камышин Волгоградской области, исполнителем коммунальной услуги не учитываются площади жилых помещений многоквартирного дома N 4 по переулку Московский, следовательно, не соблюдаются пункты 44, 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за декабрь 2012 года, январь, февраль, март, апрель 2013 года выявлено несоответствие пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При расчете платы за горячее водоснабжение применен тариф для открытой системы горячего водоснабжения;
расчет объема на общедомовые нужды по холодному водоснабжению за декабрь 2012 года, январь, февраль, март, апрель 2013 года произведен без учета коммунального ресурса холодного водоснабжения на производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По результатам проверки составлен акт 13.06.2013 N 1565, консультантом отдела надзора за начислением платежей ООО "РЭП N 4" выдано предписание от 13.06.2013 N 1565, пунктами 1-3 которого Обществу предписано:
- произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за декабрь 2012 года, январь, февраль, март, апрель 2013 года, учитывая площади жилых помещений многоквартирных домов N 4 и N 4А по переулку Московский, город Камышин Волгоградской области для всех потребителей, проживающих в многоквартирном доме N 4А по переулку Московский, город Камышин, Волгоградской области;
- произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за декабрь 2012 года, январь, февраль, март, апрель 2013 года в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 по формуле 20 приложения N 2 для потребителей, проживающих в многоквартирном доме 4А по переулку Московский, город Камышин, Волгоградской области. Указать в платежных документах основание производимого перерасчета в соответствии с подпунктом "ж" пункта 69 Правил N 354;
- произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды за декабрь 2012 года, январь, февраль, март, апрель 2013 года в соответствии с пунктом 48 Правил N 354 за период с декабря 2012 года по апрель 2013 года, то есть начислять плату по установленным нормативам на общедомовые нужды для потребителей, проживающих в многоквартирном доме 4А по переулку Московский, город Камышин, Волгоградской области. Указать в платежных документах основание производимого перерасчета в соответствии с подпунктом "ж" пункта 69 Правил N 354.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое предписание основано на фактических обстоятельствах, соответствует законодательству и не нарушает законные права заявителя.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, ООО "РЭП N 4" заключен договор управления многоквартирным домом N 4 "А" по переулку Московскому города Камышина от 19.10.2011.
Пунктами 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) определено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 4 "А" по переулку Московский, город Камышин оснащен закрытой системой горячего водоснабжения с водонагревателем для приготовления горячей воды с использованием холодной воды и тепловой энергии. Коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения введен в эксплуатацию с 04.10.2012.
Многоквартирный дом N 4 "А" не оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии и приготовленной горячей воды.
Согласно представленной информации общедомовой прибор учета холодной воды установлен на вводном трубопроводе холодной воды и одновременно учитывает холодную воду, потребленную многоквартирным жилым домом по адресу: переулок Московский, дом 4 "А" и холодную воду, потребленную для приготовления горячей воды на многоквартирный дом по адресу: переулок Московский, дом 4.
Вместе с тем, расчет объема на общедомовые нужды по холодному водоснабжению за декабрь 2012 года, январь, февраль, март, апрель 2013 года произведен без учета коммунального ресурса холодного водоснабжения на производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного пунктом 54 Правил N 354.
В соответствии с оспариваемы предписанием ООО "РЭП N 4" необходимо произвести перерасчет по оплате за коммунальную услугу по холодному водоснабжению на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 48 Правил N354 за период с декабря 2012 по апрель 2013, то есть начислять плату по установленным нормативам на общедомовые нужды.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ООО "РЭП N 4" о том, что бойлер, расположенный в многоквартирном доме N 4 "А" по переулку Московскому, не является общим имуществом собственников указанного многоквартирного дома, поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с представленной Обществом в ходе проверки информацией в многоквартирном доме N 4 "А" по переулку Московский, город Камышин, Волгоградская область, отсутствуют нежилые помещения.
Многоквартирный дом N 4 "А" по переулку Московскому оснащен закрытой системой горячего водоснабжения с водонагревателем для приготовления горячей воды с использованием холодной воды и тепловой энергии. Коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения введен в эксплуатацию с 04.10.2012. Указанный многоквартирный дом не оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии и приготовленной горячей воды.
Таким образом, поскольку бойлер приготавливает горячую воду на два дома, расчет начисления платы за горячее водоснабжение по пункту 54 Правил N 354 для многоквартирного дома N 4 по переулку Московский не может применяться в связи с тем, что бойлер не входит в состав общего имущества указанного многоквартирного дома. Тариф на горячее водоснабжение для этого многоквартирного дома должен устанавливаться Министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
В квартирах жильцов многоквартирного дома N 4 по переулку Московский индивидуальные приборы учета горячей воды частично отсутствуют.
Тариф на тепловую энергию в период с декабря 2012 по апрель 2013 года применялся согласно постановлению Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28.11.2012 N 27/19 "Об установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Камышин" для населения - 1226,49 руб./Гкал.
Исполнителем коммунальной услуги применялся тариф на горячее водоснабжение в размере 86,92 руб./куб.м., установленный согласно постановлению Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28.11.2012 N 27/19, приложение 2.
В силу положений пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что довод заявителя о том, что ООО "РЭП N 4" не является исполнителем коммунальной услуги и поэтому не производит расчет платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, является несостоятельным, поскольку опровергается имеющимися в материалах дела договорами от 19.10.2011 управления многоквартирным домом N 4 "А" по переулку Московский и от 17.10.2011 N 4 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод, заключенный ООО "РЭП N 4" (управляющая компания) и муниципальным унитарным предприятием города Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (ресурсоснабжающая организация).
В соответствии с пунктами 5.7. и 5.10. договора управления многоквартирным домом N 4-а по пер. Московский от 19.10.2011, оплата собственниками помещений коммунальных услуг осуществляется в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании выставленного управляющей организацией счета (квитанции), в котором указываются: размер оплаты за коммунальные услуги, сумма задолженности, по оплате услуг за предыдущие периоды, а также сумма пени. При расчете размера платы за коммунальные услуги применяются Правила N 354.
Согласно пункту 5.4. договора N 4 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод от 17.10.2011, управляющая компания производит потребителям ежемесячное начисление платежей за водоснабжение (по объемам питьевой воды, потребленной на нужды потребителей и на общедомовые нужды) и водоотведение.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое предписание основано на фактических обстоятельствах, соответствует законодательству и не нарушает законные права заявителя.
Допустив нарушение Правил N 354 ООО "РЭП N 4" обязано исполнить требования предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 13.06.2013 N 1565 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу ООО "РЭП N 4" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ООО "РЭП N 4" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Платежным поручением от 20.11.2013 N 949 ООО "РЭП N 4" за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Следовательно, ООО "РЭП N 4" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 октября 2013 года по делу N А12-21932/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной платежным поручением от 20.11.2013 N 949 государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21932/2013
Истец: ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4"
Ответчик: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области