г. Челябинск |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А07-16250/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Баканова В.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2013 года по делу N А07-16250/2013 (судья Гилязутдинова Р.Х.).
В заседании принял участие представитель Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Саяров В.А. (доверенность от 09.01.2014 N 08/4582).
Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" (далее - заявитель, ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Минлесхоз РБ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 29.08.2013 N 186-13 (далее - постановление от 29.08.2013 N 186-13, постановление о назначении административного наказания).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.09.2013 заявление ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" принято к производству арбитражного суда первой инстанции; данным судебным актом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен старший лесной инспектор РБ по Белорецкому лесничеству Ахметшин Наиль Узбекович (далее - должностное лицо, Ахметшин Н.У., третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.10.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания. По мнению административного органа, арбитражным судом первой инстанции допущены неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, при принятии решения, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, заявитель указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства:
- заинтересованным лицом не доказан факт нарушения обществом Правил пожарной безопасности в лесах, равно как, не доказан сам факт введения на соответствующей территории особого противопожарного режима;
- в нарушение требований ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) административным органом в постановлении о назначении административного наказания не указано, в чем именно заключается вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 15.01.2014 представитель Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а, в материалы дела N А07-15517/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан представлены все документы. свидетельствующие о совершении ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" вмененного ему административного правонарушения.
Третьим лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
С учетом мнения представителя Минлесхоза РБ, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, по результатам исследования материалов дела N А07-16250/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан пришел к выводу о доказанности административным органом факта совершения обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" вмененного ему административного правонарушения, и об отсутствии со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, а, потому, отказал обществу в удовлетворении заявления.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан 18.07.2013 было вынесено распоряжение N 142 о проведении плановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" (далее - распоряжение от 18.07.2013 N 142) (л.д. 29 - 32).
Пунктом 2 распоряжения от 18.07.2013 N 142 устанавливались в числе прочего следующие места осуществления деятельности общества:
Белорецкое лесничество (МР Белорецкий район РБ)
- по договору аренды лесного участка от 11.09.2009 N 31, рег. N 02-04-07/039/2009-302:
кварталы N N 43, 159 Журавлинского участкового лесничества;
кварталы N N 3 - 10, 13, 14, 17, 18, 21, 23 - 25, 27 - 29, 38 - 40, 43 - 46, 54, 57 - 59, 61, 68, 71, 73, 74, 80, 81, 84, 94, 97, 98, 100, 107 - 110, 113, 122 - 126, 128, 129, 132, 138, 147 - 150, 152, 155, 164, 165, 166, 167, 169, 183 Белорецкого участкового лесничества;
кварталы N N 1 - 7, 21 Ишлинского участкового лесничества;
кварталы N N 165 - 167, 154, 160 Семеновского участкового лесничества;
кварталы N N 4, 12, 19, 28, 35, 38, 63, 73, 85, 86 Сосновского участкового лесничества;
кварталы N N 47, 48, 49 Абзаковского участкового лесничества;
- по договору аренды лесного участка от 21.12.2009 N 06, рег. N 02-04-07/045/2010-329:
кварталы N N 3, 4, 10, 13, 14, 20, 28, 30, 112, 113, 114, 172, 173, 174, 176, 177, 181, 182, 183, 184 Серменевского участкового лесничества;
кварталы N N 3, 22, 30, 78, 80, 82, 83, 89, 94, 97, 102, 110 Сосновского участкового лесничества;
кварталы N N 5 - 9, 11, 15 - 18, 37, 38, 55 - 57 Абзаковского участкового лесничества;
кварталы N N 35 - 52, 55 - 60, 63 - 67, 174, 175, 183, 185 - 187, 207 Журавлинского участкового лесничества.
Лицами, назначенными уполномоченными на проведение проверки, в числе прочих, пунктом 3 распоряжения от 18.07.2013 N 142, определялись:
- Ахметшин Наиль Узбекович, начальник отдела ФГЛиПН по Белорецкому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Сулейманов Айдар Фаритович, ведущий специалист-эксперт отдела ФГЛиПН по Белорецкому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Шигапов Азамат Фиргатович, ведущий специалист-эксперт отдела ФГЛиПН по Белорецкому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Хасанов Ансар Фаритович, ведущий специалист-эксперт отдела ФГЛиПН по Белорецкому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Ахтямов Эмиль Салаватович, помощник лесничего ГБУ РБ "Белорецкое лесничество".
Пунктом 5 указанного распоряжения от 18.07.2013 N 142 устанавливалось, что плановая выездная проверка проводится с целью обеспечения соблюдения лесного законодательства, а также осуществления контроля за полнотой и качеством выполнения условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов, в том числе от 11.09.2009 N 31 (рег. N 02-04-07/045/2010-302 от 24.11.2009), от 21.12.2009 N 06 (рег. N 02-04-07/045/2010-108 от 13.01.2011) для заготовки древесины в Белорецком лесничестве и проектов освоения лесов, утвержденных приказами от 10.03.2010 N 133-ОД и от 30.11.2011 N 819-ОД.
Проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Минлесхоза РБ, утвержденного приказом министра лесного хозяйства РБ от 31.10.2012 N 854-ОД и согласованного с Прокуратурой РБ, размещенным на официальном сайте Минлесхоза РБ в сети "Интернет".
Задачами настоящей проверки являются оценка соответствия обязательным требованиям лесного законодательства на арендованных лесных участках деятельности лесопользователя утвержденным проектам освоения лесов и нормативным правовым актам в сфере лесных отношений, а также по организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины.
Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 6).
Срок проведения проверки - 50 рабочих часов, с 05.08.2013 по 30.08.2013 (не позднее) (п. 7 распоряжения от 18.07.2013 N 142).
Пунктом 8 распоряжения от 18.07.2013 N 142 устанавливались правовые основания проведения проверки: Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приказ Минсельхоза России от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов", постановление Правительства Российской Федерации N 414 "Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах", постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах", приказ Россельхоза от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении правил заготовки древесины", приказ Минприроды России от 16.07.2007 N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления", Закон Республики Башкортостан от 31.10.2011 N 449-з и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан в области лесных отношений.
Перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки приведен в пункте 9 распоряжения от 18.07.2013 N 142, а именно:
- рассмотрение документов, относящихся к предмету проверки;
- проверка выполнения условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов к ним;
- проведение обследования территорий арендованных лесных участков согласно договоров аренды и проектов освоения лесов, указанных в пункте 2 данного распоряжения;
- установление достоверности отчетных данных фактическим объемам выполненных работ по охране, защите и воспроизводству лесов;
- проведение проверки качества проведенных мероприятий, состояния лесосек и прилегающих к ним территорий;
- рассмотрение документов и проведение обследования территории по пункту приема и отгрузке древесины.
Перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, приведен в пункте 10 распоряжения от 18.07.2013 N 142: устав, свидетельство и выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет, реквизиты, учредительные документы; приказ о назначении руководителя предприятия; доверенности на право представления интересов юридического лица при проведении указанной проверки, приказы о назначении доверенных лиц, их должностные инструкции; договоры аренды лесного участка указанные в пункте N 5 данного распоряжения; проекты освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на каждый арендуемый участок; квитанции и другие расчетные документы по внесению арендной платы за 2010, 2011, 2012 и 1 полугодие 2013 гг. на каждый арендуемый участок; лесные декларации с приложением первичных материалов отвода лесосек на 2010, 2011, 2012 и 1 полугодие 2013 гг. и отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении за 2010, 2011, 2012, 1 полугодие 2013 г. на каждый арендуемый участок; журнал учета проверок; перечень пунктов приема, переработки и отгрузки древесины предприятия с указанием адресов и других реквизитов; иные документы, относящиеся к предмету проверки.
Распоряжение от 18.07.2013 N 142 содержит отметку о его получении 30.07.2013 (л.д. 32).
Обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" 01.08.2013 была выдана доверенность N ЛПК/1334 на имя Гущинского О.Н. и Криницкого С.И., - предоставляющая указанным лицам право представлять интересы общества при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения от 18.07.2013 N 142 в ГБУ РБ "Белорецкое лесничество".
Из содержания акта осмотра территории от 06.08.2013 N 1 (л.д. 34, 35) составленного государственным лесным инспектором Сулеймановым Айдаром Фаритовичем, действующим на основании распоряжения от 18.07.2013 N 142, в присутствии представителей ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Гущинского О.Н. и Криницкого С.И., при этом усматривается, что данным документом зафиксирован факт осмотра лесосеки в квартале N 85 выдела N 21, РПР-11г., делянка N 1, площадь 9,7 га ГБУ "Белорецкое лесничество" Сосновского участкового лесничества.
В акте осмотра территории от 06.08.2013 N 1 указано о применении технических средств - фотоаппарата Nikon S 6200.
Кроме того, в акте осмотра территории от 06.08.2013 N 1 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_На части лесосеки очистка мест рубок произведено неудовлетворительно. В юго-восточной части лесосеки порубочные остатки складированы в кучи, сжигание не производилось. Часть куч складированы в непосредственной близости у растущих деревьев к стене леса. В юго-западной части лесосеки на площади 3,0 га порубочные остатки сожжены. В полном объеме не приняты меры по очистке от сухостойной и валежной древесины и их складирования. По периметру делянки отсутствует минерализованная полоса. Имеется посадка лесных культур 2012 г. породы сосна в борозды_ Агротехнический уход за культурами не производился, заросшая древесиной и травянистой растительностью. Отсутствует противопожарный разрыв по периметру в юго-западной части лесопосадки. Минерализованная разделительная полоса вокруг посадки лесных культур не обновлена".
В акте проверки от 06.08.2013 N 1 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, измерение рулеткой (л.д. 35).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-16250/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (л.д. 36 - 38).
Из содержания акта осмотра территории от 06.08.2013 N 2 (л.д. 69, 70) составленного государственным лесным инспектором Сулеймановым Айдаром Фаритовичем, действующим на основании распоряжения от 18.07.2013 N 142, в присутствии представителей ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Гущинского О.Н. и Криницкого С.И., при этом усматривается, что данным документом зафиксирован факт осмотра лесосеки в квартале N 74 выдела N 62, РП-12г., делянка N 3, площадь 3,9 га ГБУ "Белорецкое лесничество" Сосновского участкового лесничества.
В акте осмотра территории от 06.08.2013 N 2 указано о применении технических средств - фотоаппарата Nikon S 6200.
Кроме того, в акте осмотра территории от 06.08.2013 N 2 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_Заготовителем своевременно не приняты меры по вывозке заготовленной древесины... Очистка места рубок произведена путем складирования порубочных остатков в небольшие кучи, сжигание не производилось. Частично кучи складированы за пределами лесосеки. По периметру делянки имеется минерализованная противопожарная полоса, ширина данной полосы составляет 60 см, что не соответствует требованиям правил пожарной безопасности в лесах".
В акте проверки от 06.08.2013 N 2 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка (л.д. 70).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-16250/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (л.д. 71 - 75).
Государственным лесным инспектором Сулеймановым Айдаром Фаритовичем 06.08.2013 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 43, 44), в отношении ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", по ст. ст. 8.25, 8.32, 8.31, 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном определении в числе прочего указано, что Сулейманов А.Ф. "Установил: 06 августа 2013 года при проведении плановой, выездной проверки на основании распоряжения (приказ) от 18 июля 2013 года N 142 МЛХ РБ обнаружены непосредственные признаки административного правонарушения. В квартале N 74 выдел N 9,10,11,62 делянка N 2,3,4 Сосновского участкового лесничества, ГБУ "Белорецкое лесничество" установлено, что при производстве работ по заготовке древесины, заготовителем своевременно не приняты меры по вывозке заготовленной древесины малоценных пород деревьев береза в бунтах. Оставленная древесина на лесосеке в весенне-летний период не обработана пестицидами и не окорена. В квартале N 74 выделе N 10, 11 делянка N 4 оставлен недоруб малоценных пород деревьев береза на площади более 2.5 га. Там же деревья породы сосна вырублены и вывезены заготовителем. Очистка мест рубок произведена неудовлетворительно, крупные сучья, валежник, вершинные части не раскряжеваны и не уложены в кучи. Часть порубочных остатков складированы в непосредственной близости у растущих деревьев, а также имеется захламление порубочными остатками и кучи складированные за пределами лесосеки. Противопожарная минерализованная полоса на лесосеках не соответствует требованиям правил пожарной безопасности в лесах. В квартале N 85 выделе N 21 делянка N 1 произведены работы по посадке лесных культур в борозды, агротехнические работы по уходу за лесными культурами не произведены_".
Заинтересованным лицом заявителю направлено извещение от 12.08.2013 N 343 (л.д. 45), которым ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 19.08.2012, в 10 час. 00 мин., отдел по Белорецкому лесничеству (РБ, г. Белорецк, ул. 50 лет Октября, 35 А, каб. N 1, 2 этаж.
Административным органом в присутствии уполномоченного представителя (защитника) ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Фартунина А.В., действовавшего на основании доверенности от 16.08.2013 N ЛПК/13-45 (л.д. 50), 19.08.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 23 - СА (л.д. 47 - 49), в котором заинтересованным лицом в числе прочего отражено, что "06 августа 2013 года при проведении плановой, выездной проверки на основании распоряжения МЛХ РБ N 142 от 18 июля 2013 года_ в квартале 74, 85 выделе 9,10,11,62,21 Сосновского участкового лесничества, ГБУ "Белорецкое лесничество" обнаружены непосредственные признаки административного правонарушения. Осмотром установлено, что при разработке делянок очистка мест рубок произведена неудовлетворительно, в квартале 74,85 выделе 10,11,21 складирование порубочных остатков произведено в непосредственной близости у растущих деревьев, а также за пределами делянок, сжигание не производилось. На части лесосеки укладка и раскряжевка порубочных остатков, вершинных частей и валежника в кучи не производилась, часть уложенных куч имеет ширину более 3 метров. На местах рубок в квартале 74,85 выделе 9,10,11,62,21 с оставленной заготовленной древесиной, а также оставленными порубочными остатками на период пожароопасного сезона проложена по границам лесосеки противопожарная минерализованная полоса не соответствует требованиям правил пожарной безопасности в лесах, ширина данной полосы менее 1,4 метра".
Заинтересованным лицом при этом сделан вывод о нарушении обществом требований раздела III п. п. 16, 17, 20 Правил пожарной безопасности в лесах от 30.06.2007 N 417, постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 N 343.
Административным органом 19.08.2013 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 52) - 29.08.2013, в 09 час. 00 мин., в помещении ГБУ "Белорецкое лесничество" г. Белорецк, ул. 50 лет Октября, 35 А.
Копия данного определения получена уполномоченным представителем (защитником) ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Фартуниным А.В.
Административным органом в присутствии уполномоченного представителя (защитника) ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Фартунина А.В., 29.08.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания N 186-13 (л.д. 53 - 55), содержащее в числе прочего описание нарушения, аналогичное приведенному ранее в протоколе об административном правонарушении (л.д. 53), а также выводы административного органа о нарушении заявителем требований п. п. 16, 17, 20 Правил пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Данное постановление о назначении административного наказания также содержит ссылку на проведение проверочных мероприятий на основании распоряжения от 18.07.2013 N 142 (л.д. 53).
Обосновывая вину ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Белорецкого лесничества в постановлении о назначении административного наказания указано следующее:
"Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре, Распоряжением Правительства РБ от 30.04.2013 г. N 508-р, Распоряжением администрации муниципального района Белорецкий район РБ N 298-р на территории МР Белорецкий район введен особый противопожарный режим с 30.04.2013 г. до особого распоряжения. Согласно ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет административную ответственность.
Таким образом, ООО "ЛПК Селена", не исполняя п.16,17, 20 Правил пожарной безопасности в лесах РФ N 417 от 30.06.2007 г., безразлично допуская наступление негативных последствий своих действий, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Представитель ООО "ЛПК Селена" для участия при составлении протокола об административном правонарушении от 19.08.2013 г. присутствовал.
Вина ООО "ЛПК Селена" подтверждается также актом осмотра территории N 2 от 06.08.2013 г.
Обстоятельством отягчающим административную ответственность является повторное нарушение однородного правонарушения. Ранее, 19.08.2013 г. было вынесено постановление N 174-13 за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах РФ.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "ЛПК Селена" извещен надлежащим образом, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручено 19.08.2013 г. представителю по доверенности N ЛПК/13-45 от 16.08.2013 года Фартунину А.В.".
Постановлением о назначении административного наказания от 29.08.2013 N 186-13 общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 111 000 рублей.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Особый противопожарный режим был введен на территории Республики Башкортостан с 30.04.2013 по 27.05.2013 распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.04.2013 N 508-р.
В последующем, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2013 N 700-р, особый противопожарный режим в лесном фонде на территории Республики Башкортостан был введен с 10.06.2013 до особого распоряжения.
На территории муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан особый противопожарный режим был введен с 14.05.2013 до особого распоряжения, распоряжением главы администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от 13.05.2013 N 298-р.
В то же время, в рассматриваемой ситуации имеют место быть, следующие обстоятельства.
Проведение соответствующих контрольных мероприятий регламентируется в данном случае нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ч. 2 ст. 96 ЛК РФ).
С учетом изложенного, использование определенных доказательств в деле об административном правонарушении, - полученных при проведении мероприятий, регулируемых нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, - может быть осуществлено, лишь в случае легитимности определенных действий, совершенных при проведении контрольных мероприятий, регламентированных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Как отмечено выше в настоящем судебном акте, в пункте 2 распоряжения от 18.07.2013 N 142 приведен конкретный перечень кварталов Сосновского участкового лесничества Белорецкого лесничества (лесхоза), подлежащих проверке, а именно:
- кварталы N N 4, 12, 19, 28, 35, 38, 63, 73, 85, 86 Сосновского участкового лесничества;
- кварталы N N 3, 22, 30, 78, 80, 82, 83, 89, 94, 97, 102, 110 Сосновского участкового лесничества.
В пункте 9 распоряжения от 18.07.2013 N 142 однозначно указано, что в числе прочих, в перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки включено проведение обследования территорий арендованных лесных участков согласно договоров аренды и проектов освоения лесов, указанных в пункте 2 данного распоряжения.
Таким образом, квартал 74 Сосновского участкового лесничества не был включен в число проверяемых объектов ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", тогда как, из содержания акта осмотра территории от 06.08.2013 N 2 следует, что соответствующее должностное лицо осуществило указанное процессуальное действие, на основании распоряжения от 18.07.2013 N 142.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации имеет место быть грубое нарушение относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а именно, проведение проверки общества в квартале 74 Сосновского участкового лесничества без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Акт проверки, составленный по ее результатам, административным органом в материалы дела N А07-16250/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан не представлен, соответственно заинтересованным лицом не доказано, что им не нарушены требования, предусмотренные частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, (непредставление заявителю акта проверки) (п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Между тем, в силу условий ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Учитывая нелегитимность в данном случае, доказательств, полученных заинтересованным лицом в ходе проведенной проверки, регламентируемой нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, соответствующие доказательства не могут быть использованы административным органом в деле об административном правонарушении.
Помимо изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом при любых обстоятельствах, не доказана вина общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" в совершении вмененного ему административного правонарушения, а, в ряде случаев, заявителю вменено совершение нарушений, в реальности не установленных и не выявленных при осуществлении осмотра территории.
В силу условий ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Применительно к рассматриваемой ситуации, каких-либо специальных условий, оговоренных в примечании к ст. 1.5 КоАП РФ, не имеется.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу условий ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Ссылка административного органа в постановлении о назначении административного наказания на то, что "Таким образом, ООО "ЛПК Селена", не исполняя п.16,17, 20 Правил пожарной безопасности в лесах РФ N 417 от 30.06.2007 г., безразлично допуская наступление негативных последствий своих действий, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ. Вина ООО "ЛПК Селена" подтверждается также актом осмотра территории N 2 от 06.08.2013 г.", - не может быть признана установлением административным органом вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Вопрос о наличии у ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" возможности соблюдения определенных требований Правил пожарной безопасности административным органом не выяснялся, равно как, не выяснялись обстоятельства, зафиксированные актом осмотра территории N 2 (при этом, если исходить из последовательности действий административного органа, то, какой-либо ссылки на акт осмотра территории от 06.08.2013 N 1, постановление о назначении административного наказания не содержит).
Ссылка заинтересованного лица на акт осмотра территории N 2 (квартала N 74 Сосновского лесничества), как на доказательство вины ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" в совершении административного правонарушения, вовсе является некорректной, так как актом осмотра территории фиксируются определенные обстоятельства, но не устанавливается наличие либо отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
В рассматриваемой ситуации административный орган ограничился констатацией факта определенных нарушений, вмененных ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", однако, не установил, имелась ли у заявителя возможность соблюдения требований нарушенных норм, и в чем конкретно выразилась вина общества в совершении вмененного административного правонарушения (ст. 29.10 КоАП РФ).
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, поскольку административный орган не исследовал и не установил наличие вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения таким образом не установлена.
Кроме того, при любых условиях является неправомерным вменение обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" нарушения п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 20 Правил пожарной безопасности в лесах предусматривается, что места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
В акте осмотра территории от 06.08.2013 N 2 должностное лицо Белорецкого лесничества указало на то, что "По периметру делянки имеется минерализованная противопожарная полоса, ширина данной полосы составляет 60 см, что не соответствует требованиям правил пожарной безопасности в лесах" (л.д. 70), однако, каким именно образом установлена ширина минерализованной противопожарной полосы, из акта осмотра территории N 2 установить не представляется возможным, так как в данном акте (в отличие от акта осмотра территории от 06.08.2013 N 1) указано о применении лишь такого технического средства, как "фотоаппарат Nikon S 6200", и проведении фотосъемки.
Сведений о применении каких-либо средств измерения акт осмотра территории от 06.08.2013 N 2 не содержит.
Соответственно, факт нарушения заявителем п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах, при любых обстоятельствах нельзя считать установленным.
Отсутствуют в актах осмотра территории, и воспроизведенные в последующем в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания, упоминания о том, что "На части лесосеки укладка и раскряжевка порубочных остатков, вершинных частей и валежника в кучи не производилась, часть уложенных куч имеет ширину более 3 метров".
Суд апелляционной инстанции не может также согласиться с доводами административного органа о наличии обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ установлено, что обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Постановление о назначении административного наказания от 19.08.2013 N 174-13, ссылка на которое содержится в постановлении о назначении административного наказания от 29.08.2013 N 186-13 в материалы дела N А07-16250/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан не представлено.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 октября 2013 года по делу N А07-16250/2013 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 29.08.2013 N 186-13, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА", должностным лицом Белорецкого лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16250/2013
Истец: ООО Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства РБ
Третье лицо: ст.лесного инспектора РБ по Белорецкому лесничеству - Ахметшин Н. У., Старший лесной инспектор РБ по Белорецкому лесничеству Ахметшин Н. У.