г. Самара |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А65-16232/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот" - Христофоров Д.И., доверенность 09.01.2014 г. N 1;
от Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - Галимзянова Д.А., доверенность от 24.12.2013 г. N 18706/03;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 октября 2013 года по делу N А65-16232/2013 (судья Гилялов И.Т.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот" (ИНН 1627005000, ОГРН 1041603000999), г. Менделеевск, Республика Татарстан,
к Нижнекамскому территориальному отделу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот", г. Менделеевск, (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Нижнекамскому территориальному отделу Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г.Нижнекамск, (ответчик 1, административный орган), Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань, (ответчик 2) о признании постановления N 43 -20-71 от 06.06.2013 государственного инспектора Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Зайнутдиновой Е.С. и решения Приволжского управления Ростехнадзора об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения от 18.07.2013 незаконными и отмене.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.10.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в протоколе не указаны объяснения законного представителя юридического лица но поводу вменяемого правонарушения. Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении привлекаемому к ответственности представителю не разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1., 25.4, 25.5, что подтверждается отсутствием записи в протоколе (ч. 3 ст.28.2 КоАП РФ).
Податель жалобы ссылается на то, что кроме имеющихся существенных недостатков при составлении протокола, административным органом допущены существенные процессуальные нарушения при составлении постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка такому вменяемому Обществу правонарушению, как отсутствие резерва финансовых средств, а также созданию на предприятии нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников и их не оснащении.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 12.04.2013 N 1441 должностными лицами Нижнекамского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, энергетической безопасности при эксплуатации электрических установок, промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов системы газопотребления, о чем составлен акт проверки N 43-20-166-32-13 от 22.05.2013.
Должностным лицом административного органа по факту обнаружения выявленных нарушений составлен протокол N 43-20-71 от 27.05.2013 об административном правонарушении, в котором деяния Общества квалифицированы по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление N 43-20-71 от 06.06.2013 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. (далее - Постановление).
Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по результатам рассмотрения жалобы Общества на Постановление решением от 18.07.2013 (далее - Решение) данное Постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанных постановления и решения незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как усматривается из оспариваемого Постановления, Обществу в качестве административного правонарушения вменены в вину нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
1. отсутствует резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в нарушение требований абзаца 4 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности);
2. в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в Обществе, эксплуатирующем опасные производственные объекты:
- отсутствуют нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
- нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников не оснащены в соответствии с установленными требованиями, в нарушение требований части 1 статьи 9, статьи 10 Закона о промышленной безопасности, пункта 5.1 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61 -А;
3. не обеспечено выполнение основных задач производственного контроля в части контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятии, а также разработкой мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, выразившееся в следующем:
- не проведено техническое расследование инцидента, произошедшего в цехе производства неконцентрированной азотной кислоты 06.04.2013 (аварийный останов технологического агрегата N 1). Информация в органы Ростехнадзора не представлена. Расследование причин инцидента проведено без участия представителя Ростехнадзора в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 (далее- Порядок проведения расследования);
4. не пересмотрено и не согласовано с Приволжским управлением Ростехнадзора Положение "О порядке расследования причин инцидентов и на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях, их учета и анализа на ООО |"Менделеевсказот" П-01-2009, в связи с ведением нового Порядка проведения технического |расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480, в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 32 Порядка проведения расследования;
5. не проводится анализ службой производственного контроля и руководством предприятия результатов проверок, выполненных службой ПК, в нарушение требований части 1 статьи 9, статьи 11 Закона о промышленной безопасности, пункта 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ 10 марта 1999 г. N 263, подпункта "к" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 454 (далее - Положение о лицензировании);
6. в нарушение части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, п.п. "ж" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 454, подпункта "е" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2012 N 992 не обеспечена укомплектованность штата работников опасных производственных объектов в соответствии с установленными требованиями:
1) цех АС: категория руководители и специалисты - одного старшего мастера по эл. оборудованию, одного инженера-технолога смены 2 категории; категория рабочие - 1 аппаратчика гранулирования, 3 слесарей-ремонтников, 5 грузчиков, 3 машинистов расфасовочно-упаковочных машин, 2 транспортировщиков, 1 слесаря - ремонтника;
2) цех НАК: категория руководители и специалисты - 1 начальника отделения; категория рабочие - 1 оператора дистанционного пульта управления в хим. производстве, 2 машинистов компрессорных установок, 3 эл. монтеров но ремонту и обслуживанию эл. оборудования, 3 слесарей КИП и А, 1 слесаря-ремонтника;
3) склад жидкого аммиака: категория рабочие - 4 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска п/фабрикатов и продукции, 2 слесарей-ремонтников;
4) цех внутриплощадочного водоснабжения и очистки сточных вод: категория руководители и специалисты - 1 технолога, 1 инженера-микробиолога; по категории рабочие - 2 машинистов насосных установок, 2 эл. монтеров по ремонту и обслуживанию эл. оборудования, 3 слесарей АВР, 1 слесаря - ремонтника;
5) управление железнодорожного транспорта: категория руководители и специалисты - 1 машиниста-инструктора локомотивных бригад; по категории рабочие - 1 помощника машиниста тепловоза, 4 приемосдатчиков грузов, 1 электрогазосварщика, 1 плотника;
7. обозначение оборудования на технологических схемах хлораторных участка биологической очистки стоков и станции очистки воды, вывешенных на рабочих местах операторов, не соответствует проекту и регламенту, в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 2.14 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 48 (далее - Правила безопасности);
8. не установлен указатель направления ветра, видимый из любой точки территории
склада, в нарушение требований части 1 статьи 9, статьи 10 Закона о промышленной безопасности, пункта 6.11 Правил безопасности;
9. на территории склада хлора расположено оборудование и его элементы, конструкции, не относящиеся непосредственно к производственным процессам, осуществляемым на складах хлора, в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 6.13 Правил безопасности;
10. полы складских помещений биологической очистки стоков и станции очистки воды не имеют гладкую поверхность (разрушены), в нарушение требований части 1 статьи 9, статьи 10 Закона о промышленной безопасности, пункта 10.2.7 Правил безопасности;
11. отсутствует резервное воздушное отопление в помещении склада хлора, а именно вышел из строя калорифер системы приточной вентиляции П-1, в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной, пункта 10.2.9 Правил безопасности;
12. механический износ мягкой вставки системы аварийной вентиляции В-2 склада хлора с хлораторным отделением, в нарушение требований части 1 статьи 9, статьи 10 Закона о промышленной безопасности, п. 10.2.9 Правил безопасности;
13. вентиляционные системы, предусмотренные проектом для обслуживания помещений корпуса 203/6 в цехе по производству аммиачной селитры: поз. П-1, поз. П-2/1, поз. П-2/2, поз. П-3, поз. В-4 находятся в неработоспособном состоянии, в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной, пунктов 8.1, 8.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 N 29;
14. не осуществляется проверка вентиляционных систем в цехе по производству аммиачной селитры в порядке, определенном отраслевыми положениями и инструкциями по эксплуатации промышленной вентиляции, а именно не проведена инструментальная проверка на эффективность работы систем вентиляции после капитальных ремонтов и периодически (для помещений категории А, Б с периодичностью в 1 год, для указанных в Постановлении помещений категорий В, Г, Д с периодичностью в 2 года) специализированной организацией, в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункта 8.3 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 N 29;
15. не в полном объеме выполнены рекомендации экспертной организации, а также утвержденные и согласованные мероприятия по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений цеха по производству аммиачной селитры в установленные сроки до 31.05.2011: по заключению экспертизы промышленной безопасности ООО "ИЦ ВСТ" рег. N 43-ЗС-52892-2011 в отношении строительных конструкций корпуса 203/02 (отделение гранулирования и охлаждения продукта); по заключению экспертизы промышленной безопасности ООО "ИЦ ВСТ" per. N 43-3052894-2011 в отношении строительных конструкций корпуса 203/06 (отделение приготовления магнезиальной добавки); по заключению экспертизы промышленной безопасности ООО "ИЦ ВСТ" рег. N 43-ЗС-52893-2011 в отношении строительных конструкций корпуса 203/01, в нарушение требований части 1 статьи 9, части 3 и части 5 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, пункта 13.4 Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 г. N 584, пунктов 4.3.3.3, 4.4.3 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64;
16. нарушено антикоррозионное покрытие на строительных конструкциях, площадках обслуживания, части технологических трубопроводов СЖА, в нарушение требований части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пунктов 11.1, 11.2 Правил безопасности для наземных складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.03 N 62, подпункта "и" пункта 5 Положения о лицензировании;
17. склады жидкого аммиака не оборудованы средствами, предотвращающими распространение газового облака аммиака в случае пролива (ускоренное растворение его в дисперсной воде, применение водяных завес) и снижающими скорость испарения (покрытие пролива углекислотными. пенными составами), в нарушение части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 3.4 Правил безопасности для наземных складов жидкого аммиака, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 62, подпункта "и" пункта 5 Положения о лицензировании;
системы контроля, управления и ПАЗ, а также связи и оповещения не отмаркированы с внесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины установок защиты, критических значений контролируемых параметров, в нарушение части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 6.1.7 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 05.05.2003 N 29, подпункта "л" пункта 5 Положения о лицензировании;
19. не проведены мероприятия по выводу на длительную остановку (консервацию) площадки хранения мазутного топлива, длительно не эксплуатирующейся и выведенной на консервацию по приказу N 43 от 04.02.2009:
- отсутствует проектная документация по консервации и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации;
- не отглушено заглушками или видимыми разрывами оборудование площадки хранения мазутного топлива;
- отсутствует перечень работ по отключению аппаратов, коммуникаций или участков трубопроводов с установкой заглушек, демонтаж приборов;
- отсутствует перечень технической документации, журналов по установке и снятию заглушек, паспортов на оборудование и место их хранения;
- отсутствует перечень работ по обеспечению работы дежурного/аварийного освещения;
- в акте о консервации мазутного хозяйства от 12.03.2009 не отражены данные о штатном расписании оставшихся работников площадки хранения мазутного хозяйства и их обязанности;
- отсутствуют сметы на содержание законсервированного объекта и проведение периодического контроля за их состоянием,
в нарушение требований статьи 8, части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, пункта 11.15 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 N 29, пунктов 3.2, 3.6 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 N 61-А, пунктов 2.2, 2.7, 2.9, 2.13 Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и/или консервации химически опасных промышленных объектов, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000 N 64.
На основании ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 8 Закона о промышленной безопасности техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном данным Законом о промышленной безопасности, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона о промышленной безопасности); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Закона о промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В соответствии со ст. 10 Закона о промышленной безопасности в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В соответствии со ст. 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч. 1, ч. 3, ч. 5 ст. 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Закона о промышленной безопасности; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 3 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480, данный Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
В соответствии с п. 6 указанного Порядка организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия:
1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к данному Порядку, в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.); в вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых); в орган местного самоуправления; в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации; в профсоюзную организацию; в страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте; в соответствующий орган прокуратуры;
2) передает оперативное сообщение о случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к данному Порядку, в течение 24 часов с момента установления (выявления) факта утраты на поднадзорных Службе объектах в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом; в администрацию города (района); в территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации; в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации; в соответствующий орган прокуратуры;
3) при несчастном случае (тяжелом, групповом, а также со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном Службе объекте, сообщение включает в себя оперативное сообщение (информацию) об аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к данному Порядку, а также оперативное сообщение (информацию) о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к указанному Порядку. Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем;
4) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
5) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения и сохранению жизни и здоровья людей. В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись);
6) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объекте;
7) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, инцидента, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, инцидента, утрате взрывчатых материалов промышленного назначения.
Согласно п. 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, основными задачами производственного контроля являются:
а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;
в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;
г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.
В соответствии с подпунктами "ж", "и", "к", "л" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 454, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:
- обеспеченность укомплектованности штата работников взрывопожароопасных производственных объектов согласно требованиям, установленным в соответствии со статьей 9 Закона о промышленной безопасности;
- обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на взрывопожароопасных производственных объектах, в соответствии со статьей 9 Закона о промышленной безопасности;
-организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на эксплуатируемых взрывопожароопасных производственных объектах в соответствии со статьей 11 Закона о промышленной безопасности;
- наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на взрывопожароопасных производственных объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Законом о промышленной безопасности.
С 01.07.2013 взамен данного Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов вступило в силу Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, при этом указанные выше требования подпунктов "ж", "и", "к", "л" пункта 5 утратившего силу Положения о лицензировании сохранены соответственно в подпунктах "д", "ж", "и", "к" пункта 5 нового Положения.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.09.2012 N 992, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия) являются: наличие соответствующих установленным Правительством Российской Федерации требованиям и согласованных соответствующими лицензирующими органами положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на химически опасных производственных объектах в соответствии со статьей 11 Закона о промышленной безопасности. С 01.07.2013 взамен данного Положения вступило в силу Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492, подпунктом "д" пункта 5 которого сохранены такие лицензионные требования к лицензиату как обеспеченность укомплектованности штата работников объектов согласно требованиям, установленным в соответствии со статьей 9 Закона о промышленной безопасности.
Согласно пунктам 6.13, 10.2.7, 10.2.9 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 48, к складу жидкого хлора должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей и автомобилей газоспасательной службы; полы складских помещений должны иметь гладкую поверхность и выполняться из кислотостойких материалов (асфальт, бетон, плитка); в складах жидкого хлора отопление, как правило, не предусматривается; при установке в расходном складе хлора, кроме тары с жидким хлором, технологического оборудования, связанного с эксплуатацией хлорного хозяйства, в помещении склада предусматривается воздушное отопление в соответствии с требованиями строительных норм и правил по отоплению, вентиляции и кондиционированию.
В соответствии с пунктами 8.1, 8.2, 8.3 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 05.05.2003 N 29 (далее - Общие правила), системы отопления и вентиляции по назначению, устройству, техническим характеристикам, исполнению, обслуживанию и условиям эксплуатации должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, санитарных норм проектирования промышленных предприятий, государственных стандартов и данных Правил. Устройство систем вентиляции, в том числе аварийной, кратность воздухообмена определяются необходимостью обеспечения надежного и эффективного проветривания. Для помещений с технологическими блоками любых категорий взрывоопасности оценка возможности использования всех видов вентиляции при аварийных, залповых максимально возможных выбросах горючих и токсичных продуктов из технологического оборудования в помещение осуществляется при проектировании и отражается в технологической и эксплуатационной документации. Порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки и проведения инструментальной проверки на эффективность работы систем вентиляции определяется отраслевыми положениями и инструкциями по эксплуатации промышленной вентиляции.
Согласно п. 6.1.7 Общих правил системы контроля, управления и ПАЗ, а также связи и оповещения маркируются с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины уставок защиты, критические значения контролируемых параметров.
Согласно п. 11.5 Общих правил оборудование к ремонту должно подготовляться технологическим персоналом и сдаваться руководителю ремонтных работ с записью в журнале или акте сдачи оборудования в ремонт о выполненных подготовительных работах и мероприятиях с оформлением наряда-допуска.
В соответствии с п. 13.4 Порядка осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.10.2012 N 584, на основании перечисленных в п.13.3 материалов проводится анализ и оформляется заключение экспертизы промышленной безопасности о техническом состоянии строительных конструкций, рекомендации и мероприятия по устранению выявленных при обследовании дефектов, повреждений и обеспечению безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
В соответствии с п. 4.3.3.3, 4.4.3 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64, проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности. В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам. При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику). Экспертиза на месте состоит из следующих этапов: - вводная часть; -непосредственно экспертиза на месте; - заключительная часть. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.
В соответствии с пунктами 11.1, 11.2 Правил безопасности для наземных складов жидкого аммиака, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 62, эксплуатация складов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией, технологическими регламентами, нормами технологического режима, другими требованиями нормативных документов; оборудование, трубопроводы и изоляция должны содержаться в исправном состоянии и ремонтироваться в соответствии с системой планово-предупредительного ремонта, разработанной организацией в соответствии с нормативной и технической документацией. Согласно п. 3.4 данных Правил склады жидкого аммиака следует оборудовать средствами, предотвращающими распространение газового облака аммиака в случае пролива (ускоренное растворение его в дисперсной воде, применение водяных завес) и снижающими скорость испарения (покрытие пролива углекислотными, пенными составами).
В соответствии с пунктами 3.2, 3.6 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.10.2002 N 61-А, при разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (далее - проектная документация) в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами; проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, установленными Госгортехнадзором России. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в Госгортехнадзор России, рассматривается и утверждается в установленном им порядке.
Согласно п. 2.2 Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов, утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 04.11.2000 N 64, (далее - Типовое положение) среднесрочная и (или) длительная остановки объекта (оборудования) осуществляются на основании письменного распорядительного документа руководителя организации (приказ, решение совета директоров и т.п.) с указанием сроков и длительности остановки; объекта консервации или конкретного оборудования, входящего в технологическую схему; зданий и сооружений, подлежащих консервации; утвержденного комплекса необходимых мероприятий. Решение по остановке согласовывается остановочной комиссией с надзорными органами и подписывается руководителем организации (подразделения) не менее чем за 1 мес. до начала работ по остановке объекта на длительный период и (или) его консервации (для отдельных узлов или блоков не менее чем за 2 недели).
Согласно п. 2.7 Типового положения на весь период нахождения объектов в состоянии консервации составляются сметы на содержание законсервированных объектов и проведение периодического контроля за их состоянием.
Согласно п. 2.9 Типового положения в плане-графике отражаются основные мероприятия для данного объекта, служб, отделов и смежных цехов, с указанием фамилий исполнителей и сроков выполнения.
Согласно п. 2.13 Типового положения после проведения организационно-технических мероприятий по данному объекту и сдачи оборудования, зданий и сооружений на консервацию составляется акт, утверждаемый техническим руководителем организации (подразделения). При большом количестве видов выполненных работ составляются отдельные акты как по видам работ, так и по отдельным цехам (установкам), по усмотрению технического руководителя организации. Форма актов и порядок их оформления устанавливаются распорядительным документом в соответствии с п. 2.2 Типового положения.
Допущенные обществом нарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении N 43-20-71 от 27.05.2013, актом Целевого обследования цеха БОС отделом технадзора N 734 от 14.05.2013, фотоснимками.
Судом также обоснованно учтено, что представитель заявителя в судебном заседании частично признал вину общества по нарушениям, указанным в пунктах 4, 5, 6 и 15 Постановления N 43-20-71 от 06.06.2013, но считает их малозначительными ввиду их устранимости, отсутствия существенной угрозы общественным отношениям и отсутствия причинения вреда интересам граждан.
Такой же вывод следует и из текста апелляционной жалобы.
Судом также обоснованно указано на то, что представленные заявителем доказательства не подтверждают несовершение Обществом указанных в оспариваемом Постановлении нарушений, акт проверки от 22.05.2013 и предписание от 22.05.2013 (том 2 л.д.38-194) подписаны представителем заявителя без замечаний, равно как не поступили возражения и на протокол об административном правонарушении (таковые в материалах дела отсутствуют).
Судом правильно установлено, что порядок привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена, нарушений процессуальных прав заявителя не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, а также отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку допущенные Обществом нарушения создают угрозу жизни и здоровью работников этого предприятия.
Судом сделан правильный вывод о том, что административным органом представлены достаточные доказательства совершенного заявителем правонарушения.
Доводы подателя жалобы о допущенных административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к ответственности являются неосновательными.
При составлении протокола и при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал представитель по доверенности N 61 от 23.05.2013 Ф.К. Сингатуллин.
Ф.К. Сингатуллин подписывать протокол отказался, о чем государственным инспектором, в соответствии с ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ в случае отказа законного представителя юридического лица от подписания протокола, сделана соответствующая запись.
Дача объяснений законного представителя в соответствии с ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ является правом законного представителя юридического лица. Административный орган обязан указывать их в протоколе об административном правонарушении лишь в случае их поступления от законного представителя юридического лица, однако от Ф.К. Сингатуллина при составлении протокола никаких объяснений не поступило.
В соответствии с требованиями п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в Постановлении N 43-20-71 от 06.06.2013 г. указаны срок и порядок обжалования постановления. Помимо указания на ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ, в постановлении указано, что "постановление может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления".
Таким образом, существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности не допущено.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 октября 2013 года по делу N А65-16232/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16232/2013
Истец: ООО "Менделеевсказот", г. Менделеевск
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по РТ, г. Нижнекамск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4731/13
20.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-22011/13
13.11.2013 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20596/13
04.10.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16232/13