г. Самара |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А55-11549/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" - не явился, извещен, от Министерства имущественных отношений Самарской области - Екатеринин И.И. доверенность от 26 декабря 2013 г. N 363,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2013 года по делу N А55-11549/2013, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой", г. Самара, (ОГРН 1036300000813),
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары, г. Самара,
о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка площадью 101 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 122 с кадастровым номером 63:01:0104002:574 по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости, а именно 19 711 руб. 77 коп. и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области в месячный срок направить ООО "Самаратраннстрой" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 101 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 122 с кадастровым номером 63:01:0104002:574 по выкупной цене равной двум с половиной процентам от кадастровой стоимости участка, а именно 19 711 руб. 77 коп.
Решением суда первой инстанции от 17 октября 2013 года заявление удовлетворено (том 2 л.д. 44-47).
Арбитражный суд признал незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении ООО "Самаратрансстрой" в собственность за выкуп земельного участка площадью 101 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 122 с кадастровым номером 63:01:0104002:574 по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости, и обязал Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" в собственность за выкуп земельного участка площадью 101 кв. м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, 122 с кадастровым номером 63:01:0104002:574 по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность направить заявителю проект договора купли-продажи данного земельного участка.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права.
Податель жалобы считает, что в связи с тем, что министерство не могло принять обоснованное решение в отсутствии соответствующих документов, бездействие как предмет спора на момент вынесения решения судом первой инстанции отсутствовало.
Поскольку факт отчуждения объекта из государственной или муниципальной собственности из представленных документов заявителем не подтвержден, министерством было подготовлено письмо от 16.07.2013 года N 12/10691 о необходимости предоставления соответствующих документов. В котором заявителю было указано на то обстоятельство, что в соответствии с представленным заявителем решением единственного участника ООО "Самаратрансстрой" полномочия директора ООО "Самаратрансстрой" истекли, в связи с чем, заявителю необходимо предоставить документы, подтверждающие полномочия директора ООО "Самаратрансстрой".
Указывает, что обосновывая свое решение в части права выкупа испрашиваемого земельного участка по льготной цене суд первой инстанции сослался на договор передачи имущества в собственность от 19.12.1994 года N 330, делая вывод о том, что приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", не предусмотрено обязанности заявителя предоставлять документы, дающие право на льготный выкуп земельных участков в министерство.
Однако, в соответствии с пунктом 7 указанного приказа заявитель обязан приобщать копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 25.12.2013 года.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары, г. Самара отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Заявитель, третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Обществу с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой" (далее- заявитель) принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - Здание оздоровительного центра площадью 57, 4 кв.м, этажность -1, литера А, кадастровый номер 63:01:0000000:0:7713, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 122, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АЖ N 052822 от 16.11.2011 г. (том 1 л.д. 27).
Заявитель 21.12.2011 года обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0104002:574 площадью 101 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 122, на котором расположен объект недвижимого имущества по цене равной 2, 5% кадастровой стоимости (том 1 л.д. 28).
Министерство имущественных отношений Самарской области 25.01.2012 года направило в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет запрос о предоставлении сведений ГКН в виде кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 122 (том 1 л.д. 30), а также запросы в Управление Росреестра по Самарской области (том 1 л.д. 63), в Департамент управления имуществом городского округа Самара (том 1 л.д. 67-68), в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (том 1 л.д. 72-74).
Поскольку ответ на заявление от 21.12.2011 года в адрес ООО "Самаратрансстрой" до настоящего времени не поступал, по мнению заявителя, со стороны Министерства усматривается бездействие, выраженное в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0104002:574 площадью 101 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 122 и предоставления проекта договора купли-продажи указанного участка.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
17 октября 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, заявителем согласно указанным требованиям законодательства, были представлены в Министерство имущественных отношений Самарской области все необходимые и достаточные документы, включая кадастровый паспорт земельного участка, а ответчик в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ не принял соответствующего решения.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 года N 475.
Представленный пакет документов свидетельствует о наличии у ООО "Самаратрансстрой" исключительного права на приобретение в собственность указанного земельного участка.
Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что до 01.01.2013 года при наличии на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства допускается внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на соответствующем земельном участке в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, на основании заявления о кадастровом учете, поданного собственником земельного участка или собственником указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства либо представителем такого собственника, и межевого плана. При этом положения части 11 статьи 25 настоящего Федерального закона не применяются.
Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ не содержит положений, обязывающий отражать в кадастровом паспорте земельного участка сведения о наличии в границах земельного участка нежилых зданий и вносить в сведения государственного кадастра недвижимости изменения о части участка, занятого объектом недвижимого имущества.
Судом установлено и подтвержден материалами дела факт нахождения на испрашиваемом участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего заявителю (адрес местонахождения объекта, площадь участка, вид разрешенного использования участка).
Из технического паспорта на здание оздоровительного центра следует, что данный объект возведен и построен в 1990 году, то есть до принятия 26.04.2001 года Самарской городской Думой Постановления N 61.
В соответствии со статьей 6 Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы N 61 от 26.04.2001 года, объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
При указанных обстоятельствах судом обоснованно был сделан вывод о том, что бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в уклонении от принятия решения о предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0104002:574 площадью 101 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Красноармейская, дом 122, на котором расположен объект недвижимого имущества по цене равной 2, 5% кадастровой стоимости не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственником расположенных на таких земельных участках зданий строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2, 5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Факт отчуждения объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке из государственной собственности подтвержден Договором передачи имущества от 19.12.1994 года N 330, заключенным между Фондом имущества Самарской области и АООТ "Самаратрансстрой" в собственность в качестве вклада в уставный капитал имущества на сумму 39 927 тыс. руб.
В соответствии с постановлением Администрации г. Самары от 21.06.1993 года (том 1 л.д. 121) земельный участок площадью 101 кв. м предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование тресту "Куйбышевтрансстрой".
Согласно приказу Министерства транспортного строительства СССР от 05.07.1991 года (том 1 л.д. 177), трест "Куйбышевтрансстрой" переименован в Самарский специализированный трест транспортного строительства (трест "Самаратрансстрой").
Постановлением Администрации Железнодорожного района г. Самары от 23.06.1993 года N 467 (том 1 л.д. 179), Самарский специализированный трест транспортного строительства преобразован в АООТ "Самаратрансстрой".
Поскольку заявитель, является собственником объекта недвижимого имущества, у общества имеется право на применение льготной цены выкупа земельного участка.
Согласно разъяснением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (пункт 4 Постановления N 11 от 24.03.2005 года), в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела установлено полное соответствие представленного пакета документов требованиям статьи 36 Земельного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Самаратрансстрой".
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 октября 2013 года по делу N А55-11549/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11549/2013
Истец: ООО "Самаратрансстрой"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области