"Мы ходим по замкнутому кругу"
(интервью с В. Ермаковым, генеральным директором Агентства по
поддержке малого и среднего бизнеса)
БДМ: Виктор Петрович, выступая на конференции, посвященной Банку развития и его взаимодействию с коммерческими банками, вы заметили, что малый бизнес не слишком торопится заводить с властью какие-то деловые отношения. Но почему? Все же говорят о необходимости государственной поддержки...
- Это - колоссальная проблема современного рынка. А в основе ее лежит довольно стойкое недоверие предпринимателей к властям. Проще говоря, многие бизнесмены изначально уверены, что условия тендера будут для них неподъемными, да и вообще - победители этих конкурсов заранее определены, поэтому и участвовать в них просто-напросто бесполезно.
БДМ: Но ведь недоверие это возникло, видимо, не на пустом месте?
- Конечно, нет. Тут мы до сих пор переживаем последствия "дикого" постперестроечного рынка.
БДМ: Однако с тех пор немало воды утекло... Неужели за это время или хотя бы за последние восемь лет ничего не изменилось? И чья здесь вина?
- Это у нас в России традиционный вопрос: кто виноват? И, понятно, проще всего указать на пресловутого чиновника. Только проблема - не в одних лишь чиновниках. Но и в психологии российских предпринимателей, которую пора бы поменять - этого время требует, рынок, его меняющиеся условия. Так что ответственность здесь лежит на всех. Но давайте не виноватых искать, а разбираться: почему буксуют реформы и почему наша экономика никак не соскочит с нефтяной иглы?
Вообще самый хороший индикатор эффективной и конкурентной экономики - это то, насколько она благоприятна для развития как раз малого и среднего бизнеса. Такую экономику делают активные люди и интересные проекты. Если есть эти два основных условия, если экономика подпитывается свежими идеями - начинают использоваться и финансовые ресурсы. По мере того, как реализуются проекты, казна пополняется налогами, а значит, растет уровень жизни людей. Логика простая.
В девяностые годы сложилось некое равновесие интересов чиновников и бизнеса. Сформировались определенные ниши, за рамки которых мало кто готов сегодня выйти. Предприниматели боятся нарушить этот status qwo, заявить себя, генерировать масштабные идеи. Но если нет идей - нет и проектов, программ. То есть - нет предмета деятельности, в том числе и для банков.
Чтобы изменить ситуацию кардинально, нужно, прежде всего, сделать экономику восприимчивой к новому. И дать малому и среднему бизнесу уверенность: если завтра его небольшая компания займет на рынке более существенную нишу, заявит амбиции на межрегиональном или международном уровне, иными словами, станет "лакомым кусочком", никто его не отберет.
Что касается чиновников, там тоже сложилась своя психология. И часто, увы, довольно жесткая: неугодного - задавить. И неважно, в чем он "перешел дорогу".
БДМ: Как вы считаете: это - типично наша, российская проблема? Ведь о коррупции говорят как о международном зле.
- К сожалению, от чиновничьей коррупции не свободна ни одна страна в мире, хотя везде с ней борются. У нас, увы, она приобрела чудовищные масштабы. Но это все же зависит не столько от менталитета (какими бы нюансами он ни отличался), сколько от позиции общества в целом и его элиты - в частности. Невозможно сформировать бизнес-среду исключительно "сверху" или только "снизу". Так или иначе, отношения предпринимателей и власти должны развиваться, без этого движения вперед не будет.
БДМ: Вернемся к тому, что стало основной темой вашего выступления на конференции, - механизмам государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Что показало тестирование этих механизмов, проведенное МЭРТ в 2007 году в регионах? И, кстати, это "свои" программы или заимствованные из зарубежного опыта?
- И те, и другие. Иностранный опыт часто вполне подходит для нашего рынка, но не всегда учитывает нашу специфику. Поэтому для начала надо было определить приоритеты. Первой тестировали создание бизнес-инкубаторов - это такая форма поддержки, когда малому бизнесу предоставляется готовая инфраструктура. Такой механизм особенно полезен стартующим предприятиям, поскольку позволяет минимизировать расходы на аренду помещения, энергию, коммунальные платежи и другие насущные потребности. Но оказалось, что чем больше начинающим бизнесменам предлагали, тем меньше они верили в успех проекта.
БДМ: Наверное, хорошо затвердили поговорку по поводу бесплатного сыра?
- Поговорка, кстати, пришла к нам с Запада, но почему-то же во всем мире такая форма поддержки активно работает и весьма популярна?! Вот видите, мы снова и снова возвращаемся к проблеме психологии.
БДМ: По-моему, недоверчивость малого предпринимателя сформирована жизнью. Какой из банков, например, выдаст такому новичку кредит на реализацию его проекта? В лучшем случае, потребует квартиру или машину в залог...
- Это - тоже не специфически российская проблема, но в других странах она решается давно и достаточно успешно. Там банки больше мотивированы к сотрудничеству со стартующим бизнесом. Спору нет, этот сегмент рынка - сам по себе высокорисковый, и для его финансирования нужны особые, продуманные инструменты, гарантирующие эффективность работы. Кстати, в рекомендациях Базельского комитета эти моменты очень четко прописаны.
БДМ: Думается, и сама жизнь подталкивает банки к сотрудничеству с малым бизнесом. Крупные клиенты в основном ушли за более дешевыми ресурсами за рубеж, потребительские кредиты несут слишком большие риски невозврата. Вот и получается, что банкам только и остается, что кредитовать малый и средний бизнес. Разве не так?
- Знаете, о развороте банков к малому бизнесу я слышу уже лет пятнадцать, а воз и ныне там. И попытки объяснить причины сложившегося положения вновь приведут нас к началу нашего разговора. Так и в реальности - мы ходим по замкнутому кругу, призывая перестроить существующую модель экономики, но неизменно оставаясь в ее рамках. И пока весь банковский "разворот" состоит в том, чтобы втиснуть в стратегию направление работы с малым бизнесом и попытаться, чтобы оно - в рамках действующей экономической модели - приносило прибыль, как это происходит в Европе и Америке, где экономика совсем другая.
Скажем, для того же бизнеса на позиции start-up во многих странах существуют специальные программы. Человека, по сути, "за уши втягивают" в экономику - только работай. Это абсолютно оправдано, потому что в результате и бизнесу хорошо, и государству.
У нас таких инструментов пока нет. Вообще, со стартующим бизнесом должен работать бюджет. И подобные программы - дело не банков, а региональных администраций. Кроме того, есть фонды, агентства, ассоциации, призванные поддерживать инновационные проекты - и тут уже могут работать частные, а не государственные деньги.
БДМ: Вы как раз возглавляете одну из таких организаций, чем занимается ваше агентство?
- "Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса" на рынке уже шестнадцать лет. Кстати, одно из немногих имеет международный сертификат качества услуг. Наша работа связана в основном с развитием экспорта малых и средних предприятий, с применением международных стандартов менеджмента. У нас есть программы для бизнеса разных масштабов и различных направлений - как собственные, так и заимствованные из международной практики.
Так что, когда я говорю о проблемах, связанных с поддержкой малого бизнеса, и в частности, о его отношении к этой поддержке, то опираюсь на собственный многолетний опыт работы в этой сфере. Скажем, есть у нас для развивающегося бизнеса хорошая программа по экспорту, в рамках которой мы готовы брать на себя все издержки и предоставлять беспроцентную ссуду. Однако очереди желающих не наблюдается: Я лично, что называется, глаза в глаза, говорил с 520 предпринимателями. И, оказалось, лишь каждый второй согласен поверить в предлагаемые условия. Остальные просто боятся: одни - заявлять о своих амбициях, другие - возможного криминала.
БДМ: Что ж, их нетрудно понять - предложения, конечно, "вкусные", но где гарантии, что за них не придется дорого расплачиваться? А ну, как в регионе отношения с администрацией не сложатся? Опять же, рэкет...
- Начнем с того, что мы подписываем договоры с администрациями регионов, где внедряем наши программы. Вот как раз 28 марта подписали мы еще одно такое соглашение с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным. И специально оговариваем, что они должны оказывать максимальное содействие и по возможности подстраховывать новые точки роста экономики. Замечу, что определенные результаты это приносит.
Что касается криминала, тут заранее гарантировать сложно. Придет рэкет - будем отбиваться...
БДМ: Так ведь это им придется отбиваться! Вы предложили, убедили, подписали - и уехали. А бизнес остался с глазу на глаз с этими проблемами.
- Вот так же, как вас, мне было нелегко убедить и тех 520 бизнесменов - они задавали точно такие же вопросы. Приходилось с каждым садиться и дедовским способом, расчерчивая лист пополам, выписывать плюсы и минусы. И вместе анализировать - стоит ли игра свеч для каждого конкретного человека.
Бизнеса без рисков не бывает. Другое дело, направлена экономика и политика государства на их минимизацию или еще более их усиливает? И тут мы снова возвращаемся к теме эффективности экономики.
Последний опрос студентов и школьников показал, что лишь один из ста хочет стать владельцем собственного дела. Остальные планируют быть чиновниками. И кому же в таком случае строить конкурентную экономику? Остается лишь надеяться на стремление к самореализации, которое заложено в каждом из нас на генном уровне. И на то, что это стремление будет востребовано обществом.
Беседу вела
С. Попова
"БДМ. Банки и деловой мир", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"