"Чиновнику должно быть "за державу обидно""
(интервью с А. Мурычевым, первым исполнительным вице-президентом РСПП)
За Российским союзом промышленников и предпринимателей сложилась репутация защитника интересов бизнеса в государственных структурах. Правда, до поры речь шла преимущественно о крупных корпорациях, но в последние годы ситуация кардинально меняется. О том, чем интересен союзу малый бизнес и как здесь видят роль государства в его развитии, мы беседуем с Александром Мурычевым.
БДМ: Александр Васильевич, еще три-четыре года назад я не рискнула бы прийти к одному из руководителей РСПП с вопросами по поводу малого бизнеса. Но теперь вы открыты интересам не только крупных, но и небольших компаний. С чем связана такая переориентация?
- Время изменилось. Последние восемь лет ушли на исправление былых ошибок и выправление курса. Сейчас настала пора системной работы. Речь идет о реальной реструктуризации экономики, и РСПП четко видит здесь свои задачи. Вообще об отходе от "сырьевого акцента" говорилось много, но теперь от слов нужно переходить к делу. Если мы хотим жить в стабильной, процветающей стране, надо понимать, что основой ее может стать именно средний класс - ничего нового в этом тезисе нет. Как и в том, что этот средний класс вырастает, прежде всего, из малого бизнеса.
Конечно, РСПП в массовом сознании и до сих пор ассоциируется с крупными корпорациями, хотя такое восприятие уже устарело. Но давайте подумаем: кто в экономике больше всего заинтересован в развитии малых предприятий? Представьте себе, именно промышленные гиганты. В мировой практике вокруг больших производств концентрируются десятки, сотни мелких "спутников". Причем речь идет не только о торговых, сервисных или транспортных предприятиях, но и о производственных структурах, работающих на нужды, скажем, крупного завода. Имея гарантированный заказ, а значит, и сбыт, они вполне успешно развиваются, создают новые рабочие места, обеспечивают социальную устойчивость. А ведь именно социальная и политическая стабильность - это то, в чем крупный бизнес заинтересован в первую очередь. Так что малый бизнес - хоть и малый, но значение имеет большое.
БДМ: Тем не менее, по сравнению со многими другими странами, в России этот сегмент развивается совсем не теми темпами, каких можно было бы ждать...
- Ну, я бы сказал, здесь у нас еще большие резервы. Сейчас число малых предприятий больше 1 100 000, количество занятых, по разным оценкам, составляет от 10 до 20 миллионов (если добавить индивидуальных предпринимателей). И это, согласитесь, не так уж и мало. Хотя от общеевропейских показателей мы все-таки отстаем - если у нас на сто тысяч населения - 730 малых предприятий, то, например, в Германии - 3 405. Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге этот показатель много выше - 2-2,4 тысячи, но Россия-то не из одних столиц состоит. А у нас есть регионы, где плотность малого бизнеса совсем мизерная. Нельзя считать достаточной и его долю в ВВП - 17 процентов, что втрое ниже, чем в Евросоюзе, Японии или США.
БДМ: Но почему так получается, Александр Васильевич? Ведь и люди у нас работящие, неплохо образованные, активные. И рынок поистине неисчерпаемый: И даже рост есть, хотя, может быть, и не такой интенсивный, как хотелось бы. Но нет ощущения, что из нашего мелкого бизнеса вырастает средний класс - люди в этом сегменте скорее "выживают", чем развиваются.
- Я с этим не соглашусь, хотя доля истины в ваших словах и есть - на пути развития малого бизнеса слишком много разных барьеров. Но оглянитесь вокруг: сколько уже появилось предпринимателей, которые кормят себя, свою семью и, по крайней мере, десяток-другой наемных сотрудников. Эти люди имеют средства не только на то, чтобы купить автомобиль и отдыхать на зарубежных курортах, но именно они стали первыми клиентами ипотеки. Значит, и в будущее смотрят уверенно.
Другое дело, что структура нашего малого бизнеса явно не отвечает требованиям сегодняшнего, а тем более завтрашнего дня. Ведь больше 72% оборота всех малых предприятий в стране приходится на торговлю и сферу услуг - это и понятно, если вспомнить, что наш малый бизнес вырос из "челноков". Причем структура эта остается неизменной уже несколько лет.
Могло бы обнадежить то, что на втором и третьем местах - промышленность и строительство, хотя и с очень небольшими долями: 9 и 5,4% соответственно. Но этот процент за последние три года снизился, а вот в транспортной сфере - наоборот, чуть подрос. И объяснение здесь простое - о реальной перестройке экономики говорилось много, но до недавних пор разговорами все и заканчивалось. А коль скоро не было спроса на производственную, инновационную составляющую экономики, то и предпринимателю не было никакого резона идти в эту сферу. Уже хотя бы потому, что для таких проектов нужны "длинные" деньги, которыми наши банки не располагали, специализируясь в основном на кредитовании под торговые обороты.
БДМ: То есть вы считаете, что в капиталоемкой инновационной сфере будет спрос на малое предпринимательство?
- Вне всяких сомнений. Причем не будет, а есть. Спрос значительный - нужны десятки, сотни тысяч таких предприятий. А что касается их финансирования, то в начале года мы в РСПП провели опрос крупных предпринимателей, выясняя, готовы ли они вкладывать в создание новых производств, в том числе малых и средних. И какое количество людей понадобится для реализации этих программ. Так вот, оказалось, что в ближайшие десять лет 150 крупнейших российских корпораций готовы вложить в развитие бизнеса до $650 миллиардов, что потребует от шести до восьми миллионов работников высокой квалификации. Повторяю, речь идет не только о больших предприятиях, но и о малых. Потому что промышленные гиганты заинтересованы в диверсификации бизнеса, в "спутниках", создание которых требует меньше средств, но дает значительный экономический эффект.
БДМ: Но если создание новых предприятий будет по-прежнему сопряжено с бесконечными походами во всякие регистрирующие, контролирующие и управляющие структуры, энтузиазм этот скоро сойдет на нет...
- Думаю, по-прежнему уже не будет. Заседание Госсовета в Тобольске явно показало новый курс власти. Может быть, на столь радикальный вариант, как предложил Дмитрий Медведев, сразу и не пойдут, но направление обозначено совершенно точно. Спросите любого предпринимателя, что ему нужно от государства, и он лишь во вторую очередь заговорит о какой-то, скажем, финансовой поддержке. А первое, о чем он мечтает: чтобы не мешали! Если у него высвободятся время, силы и, будем откровенны, деньги, которые он тратит сегодня на хождение по инстанциям и "урегулирование" вопросов с теми, кто как бы представляет государство, он сам рассчитает грамотный бизнес-план, подыщет и снимет помещение, изучит рынок, найдет источники финансирования и запустит проект.
Хотя, конечно, государственная поддержка все же нужна - идет ли речь об аренде или о поручительстве. Особого внимания требует венчурное финансирование, без которого вряд ли удастся запустить процесс развития инновационной экономики.
РСПП в массовом сознании до сих пор ассоциируется с крупными корпорациями, хотя такое восприятие уже устарело.
БДМ: Вы считаете, что для России действительно реален уведомительный, а не разрешительный вариант организации малого бизнеса?
- А почему нет? Во всем цивилизованном мире он себя оправдал, чем Россия хуже? Наверное, какие-то виды деятельности все же потребуют более сложной процедуры регистрации, но таких мало. Но в целом надо переходить именно к уведомительной процедуре, и именно это может подорвать основы той гигантской коррупционной надстройки, которая выросла за два десятилетия.
Настала пора системной работы. Речь идет о реальной реструктуризации экономики, и РСПП четко видит здесь свои задачи.
БДМ: Но знаете, Александр Васильевич, опираясь на собственный шестнадцатилетний опыт работы в малом бизнесе, я бы не отказалась и от определенного содействия государства. Да и не может оно полностью оставить этот важный сегмент экономики без своего внимания. Тогда в чем же должна состоять роль государства?
- Тут есть некоторая тонкость. Ведь когда мы говорим о государстве, то имеем в виду вполне конкретных его представителей. Тех, кого принято называть чиновниками. Так вот самое главное - перестроить психологию чиновника. По своему статусу он должен на первое место ставить интересы страны, региона, города или поселка. На деле же многим интересно исключительно свое финансовое благополучие, и пределов аппетитам здесь, как показывает практика, нет. А нужно, чтобы ему, как знаменитому таможеннику Верещагину, было "за державу обидно".
Отсюда - и роль государства, призванного заботиться о том, чтобы людям в его стране работалось и жилось хорошо. Тогда и сам он будет спать спокойно и жить достойно. Тут же простая логика: если ты создаешь в своем регионе благоприятные условия для развития бизнеса, бюджет пополняется налогами. Из этих средств можно содержать жилой фонд, строить дороги, школы, больницы, спортивные залы. И повышать зарплаты, в том числе - и чиновникам. Понятно, что этот путь к личному благосостоянию длиннее, так что не всем хватает терпения. И совести.
Поэтому я не стал бы говорить о какой-то отдельной роли государства в развитии малого бизнеса. Она вытекает из самих его функций. Сам чиновник обязан в первую очередь думать о том, как обеспечить малых предпринимателей, к примеру, площадями по льготным расценкам. И разрабатывать программы гарантий, частичной компенсации кредитных ставок и так далее. Да что говорить - ведь практически все механизмы государственной поддержки уже не только разработаны, но и опробованы, а где-то успешно действуют уже не первый год. Остановка за малым: из плоскости эксперимента перевести их в режим нормальной, повседневной и повсеместной практики. Это - позиция РСПП, и мы намерены отстаивать ее и впредь.
Беседу вела
Л. Коваленко
"БДМ. Банки и деловой мир", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"