Правила проведения испытаний с учетом требований закона
Принятие Закона о проведении азартных игр (далее - Закон), установившего новый правовой режим регулирования игорного бизнеса, затронуло практически всю нормативную базу в этой сфере деятельности. Отдельные документы уже изменены, другие признаны утратившими силу - вместо них приняты новые нормативные акты. До Приказа Госстандарта РФ от 24.01.2000 N 22, утвердившего Правила проведения испытаний игровых автоматов (далее - Правила), очередь дошла спустя год. Приказом от 22.02.2008 N 68 Минпромэнерго подкорректировало Правила в соответствии с нормами действующего законодательства. Насколько это удалось отраслевому ведомству, можно будет судить после ознакомления с обновленной редакцией Правил, что мы и предлагаем сделать читателю прямо сейчас.
Обновленные Правила: каковы впечатления?
Начнем с того, что в игорном бизнесе Правила являются одним из немногих документов, к которым обращаются представители различных компетентных органов - метрологи, специалисты финансового и налогового ведомства. И конечно же, применяют этот документ организаторы азартных игр, использующие игровые автоматы в своей основной деятельности. И те, и другие изучили Правила достаточно хорошо, чтобы не заметить изменений, которые внесло Министерство промышленности и энергетики. На первый взгляд может показаться, что поправок много, но если разобраться, то окажется, что ничто кардинально не поменялось, поправки уточняют и дополняют основные нормы.
Для начала перечислим основные изменения в Правилах:
- терминология приведена в соответствие с положениями Закона;
- все отсылки к Госстандарту РФ заменены на отсылки к Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии;
- установлено новое правило, согласно которому при положительных результатах испытания игровых автоматов должен быть дополнительно согласован перечень версий или компонентов игровых программ;
- изменен средний процент выигрыша в соответствии с нормами действующего отраслевого законодательства и приведена формула расчета данного показателя;
- приложения дополнены формой перечня версий (компонентов) игровых программ;
- внесены дополнения в формы заявки на проведение испытаний и акта о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем.
Рассмотрим подробнее наиболее интересные из обозначенных поправок Минпромэнерго.
Уточнена терминология
В Правилах используется достаточно много терминов, часть которых носит скорее технический характер, как и сам документ, по вполне понятным причинам. Из более двух десятков терминов определения изменены всего у трех: игрового автомата, ставки и выигрыша. Данные определения практически полностью копируют формулировки Закона - для того чтобы удостовериться в этом, достаточно обратиться к обновленному разд. III Правил "Термины и определения".
Определение игрового автомата по сравнению с прежним (игровые автоматы с денежным выигрышем) шире и допускает, что на игровом автомате возможно проведение игр не только с денежным, но и с любым другим материальным выигрышем. Фактически это приводит к тому, что под действие Правил подпадают игровые автоматы с вещевым выигрышем, широко распространенные до вступления Закона в силу. Сегодня на законных основаниях играть и платить налоги имеет смысл на автоматах с денежным выигрышем, которые являются основными объектами проведения метрологических испытаний. Перейдем к следующему измененному термину.
В обновленной редакции Правил, как и в прежней, ставка подразумевает денежные средства. При этом раньше понятие ставки было привязано к игровым автоматам, в которые вносились денежные средства, а сейчас из Закона заимствовано общее определение, относящееся ко всем азартным играм и пари: о ставке говорится как о денежных средствах, передаваемых участником азартной игры ее организатору или другому участнику и служащих условием участия в азартной игре, а упоминания об игровом автомате нет. Трудно сказать, насколько оправданно такое изменение понимания ставки, применяемой к игровым автоматам. К тому же отраслевое ведомство не столько расширило, сколько сузило понятие ставки, так как на игровых автоматах ставки делаются не только денежными средствами, но и заменяющими их средствами (например, жетонами), о которых в новом определении ставки ничего не сказано. Но не следует спешить с исключением игровых автоматов, ставки на которых делаются жетонами, из числа объектов метрологического контроля. Прежде чем поиграть на таких автоматах, игрок должен обменять на жетоны денежные средства, поэтому фактически проверяющие могут указать на то, что ставка в таких автоматах делается денежными средствами, а жетоны выступают лишь в качестве средства внесения данных средств в азартную игру. На такое трудно что-либо возразить: Закон и принятые подзаконные акты только подтверждают сказанное, обязывая согласовывать с требованиями технических регламентов и стандартов все игровое оборудование независимо от того, каким образом игроки делают ставки. Значит, под действие Правил подпадают все игровые автоматы независимо от порядка приема ставок и типа материального выигрыша.
Кстати, о выигрыше: в обновленной редакции Правил этот термин трактуется не как положительный результат игры, а как денежные средства (имущество, имущественные права), подлежащие выплате или передаче победителю при наступлении результата игры. Поправка носит уточняющий характер и логично дополняет обновленное определение игрового автомата, рассмотренное выше.
Остался еще один термин, встречающийся и в Правилах, и в Законе, - это азартная игра. В Правилах он раскрывается просто как игра, представляющая последовательность происходящих между началом и окончанием игры событий, включающих в себя действия игрока в рамках правил и ответные действия игрового автомата, обусловленные игровой программой. Отраслевое ведомство не стало менять это определение на формулировку, используемую в Законе. Видимо, с технической точки зрения, в этом нет необходимости: в Правилах игра рассматривается прежде всего как процесс, происходящий между игроком и игровым автоматом, а не как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное участниками азартной игры.
Мы не будем говорить обо всех терминах: в Правилах их порядка двух десятков. Скажем лишь только то, что их изменения не коснулись - возможно, в силу того, что они не встречаются в Законе и не расходятся с действующим "азартным" законодательством. Перейдем к следующему изменению в Правилах, связанному с несоответствием прежних норм положениям отраслевого Закона.
Поправлено допустимое значение среднего процента выигрыша
Из всех установленных в Правилах требований к игровым автоматам с денежным выигрышем поменялось лишь одно условие, необходимость правки которого продиктована Законом. Речь идет о технологически заложенном среднем проценте выигрыша. С 01.01.2007 он должен быть не ниже 90%, о чем хорошо осведомлены организаторы азартных игр и сами метрологи, которые с момента внесения изменений могут руководствоваться не только Законом, но и не противоречащими ему Правилами. В последних, в отличие от Закона, прописано не только минимально допустимое значение среднего процента выигрыша, но и формула расчета этого показателя.
Прописан порядок расчета среднего процента выигрыша
Формула расчета среднего процента выигрыша закреплена в Правилах скорее для органов, инспектирующих игровые автоматы, чем для организаторов азартных игр, которым также небезынтересно будет знать, как рассчитывается значение столь важного с позиций отраслевого законодательства показателя.
Для того чтобы произвести расчет, обратимся к формуле, по которой определяется технологически заложенный средний процент выигрыша.
X1 X2 Xn
Средний процент = ( ---- х Р1 ----- х Р2 + ... + ---- х Pn ) х 100%,
выигрыша A1 A2 An
где n - количество возможных значений выигрыша;
X1, X2, Xn - выигрыш в денежном выражении;
A1, A2, An - соответствующие ставки;
P1, P2, Pn - вероятность выигрыша, равная m1 / M, m2 / M, mn / M соответственно, где m1, m2, mn - число игр с выигрышем X1, X2, Xn в серии игр, M - общее число игр в серии (не менее 100 000).
Формула, безусловно, громоздка, и тем не менее, такой расчет все же лучше, чем никакой. Покажем на примере принцип расчета среднего процента выигрыша по установленной формуле. Почему только принцип? На практике количество слагаемых в формуле увеличивается пропорционально числу возможных значений выигрыша, которое может быть достаточно велико. Не будем впадать в крайность и проведем расчет по упрощенным данным работы условного игрового автомата.
Пример.
Предположим, что количество возможных значений выигрыша на игровом автомате - 3. Для каждого значения выигрыш в денежном выражении составляет 1 000, 5 000 и 10 000 руб., а ставки - 10, 50 и 100 руб. соответственно. Число игр с каждым значением выигрыша составляет 400, 300 и 200 в общей серии из 100 000 игр.
Расчет среднего процента выигрыша построим в два этапа. На первом определим вероятность выпадения каждого из трех выигрышей:
- 0,004 (400 / 100 000) для выигрыша 1 000 руб.;
- 0,003 (300 / 100 000) для выигрыша 5 000 руб.;
- 0,002 (200 / 100 000) для выигрыша 10 000 руб.
На втором этапе определим искомое значение - технологически заложенный средний процент выигрыша, который составит 90% (1 000 / 10 x 0,004 + 5 000 / 50 x 0,003 + 10 000 / 100 x 0,002). При таком значении среднего процента выигрыша игровой автомат может быть использован на законных основаниях при проведении азартных игр в игорном заведении.
Надеемся, что приведенный в примере упрощенный расчет позволит получить читателю представление о входящих в формулу величинах. В случае если определенный экспертами средний процент выигрыша окажется ниже допустимого значения, проверить расчеты (при наличии достоверных исходных данных) может любое заинтересованное лицо, будь то ревизоры или сами работники игорного заведения, сомневающиеся в правильности определения среднего процента выигрыша игрового автомата.
Новый бланк оформления проведения испытаний
В Правилах приведено около десятка различных форм документов, составляемых в ходе проведения испытаний игровых автоматов. Минпромэнерго этого оказалось недостаточно, и оно ввело еще одну форму - перечень версий (компонентов) игровых программ (приложение 5 к Правилам). В документе указываются данные о наименовании игровой программы, номере ее версии (версии компонента игровой программы), технологически заложенном среднем проценте выигрыша. Почему раньше не возникала необходимость в этих сведениях? На момент утверждения Правил было не так много игровых автоматов с различными видами программ и версиями компонентов, поэтому их проще было идентифицировать, да и метрологи контролировали соответствие игровых автоматов техническим и иным установленным требованиям не так, как сейчас.
Как бы там ни было, согласно обновленной редакции Правил перечень версий (компонентов) игровых программ согласовывается центром испытаний с заявителем при положительных результатах проведенных испытаний. На основании данной формы и описания типа игрового автомата (приложение 1 к Правилам) сотрудники центра испытаний составляют и утверждают акт испытаний игровых автоматов с целью утверждения типа (приложение 6 к Правилам). После этого данный акт и описание перечня версий (компонентов) игровых программ с сопроводительным письмом отправляются на утверждение в вышестоящий орган, который все проверяет и принимает решение об утверждении типа игровых автоматов.
Мы неспроста акцентируем внимание на новой форме перечня версий (компонентов) игровых программ. Данный документ прилагается к сертификату утверждения типа игрового автомата и является его неотъемлемой частью. К чему приведет такое дополнение, нетрудно догадаться: проверяющие, ссылаясь на Правила, будут требовать с игорных заведений помимо сертификата (его копий) перечни версий (компонентов) игровых программ. Насколько такие требования обоснованны, пока трудно сказать, в других нормативных актах в сфере игорного бизнеса пока не содержится условия о представлении перечней версий (компонентов) игровых программ. До опубликования соответствующих разъяснений компетентных органов игорным заведениям следует принять обеспечительные меры, направленные на получение необходимых документов на игровые автоматы.
Дополнения в других формах Правил
Организаторы азартных игр, проводившие первичные и периодические испытания игровых автоматов, хорошо представляют акт о проведении контроля за игровым автоматом с денежным выигрышем. В нем указываются идентификационные сведения по игровым автоматам, номер сертификата утверждения их типа и результаты проведенного контроля. В связи с тем, что Правила дополнены формой перечня версий (компонентов) игровых программ, сведения о наименовании игровой программы, номере ее версии и компоненте игровой программы, включая заложенный процент выигрыша, следует указать в обновленной форме акта о проведении контроля за игровыми автоматами (приложение 6 к Правилам). Помимо этого документа сведениями о номере версии игровой программы (компонента игровой программы) дополнена заявка на проведение испытаний игровых автоматов (приложение 1 к Правилам).
В целом изменение Правил, за исключением введения формы перечня версий (компонентов) игровых программ, вопрос об обязательном наличии которого в игорном заведении пока остается открытым, не должно привести к ухудшению положения организаторов азартных игр.
Л.А. Евстратова
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"