Работу налоговых инспекторов расписали по минутам
ФНС России разработала новый документ, регламентирующий работу территориальных инспекций. Проект Административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по учету организаций и физических лиц, ведению ЕГРН и представлению содержащихся в нем сведений обнародовали 11 апреля, и его можно изучить, заглянув на официальный сайт ведомства.
Документ весьма объемный - он состоит из 68 страниц. Разработчики очень подробно описали, как инспекторы должны проводить процедуру регистрации организаций и предпринимателей, как предоставлять сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Без внимания авторов проекта не остался и порядок общения с налогоплательщиком.
В документ также вошли три приложения. В первом содержится информация обо всех региональных налоговых управлениях с указанием адресов, телефонов и сайтов, во втором перечислены сведения, которые содержатся в ЕГРН, а в третьем - восемь схем, которые наглядно демонстрируют этапы осуществления территориальными налоговыми органами их функций. И что немаловажно, авторы проекта подробно (на трех страницах!) разъяснили, как обжаловать действия или бездействие инспекторов, и предусмотрели главу, посвященную порядку и форме контроля за исполнением инспекторами их государственной функции.
Рассмотрим проект Регламента более подробно. Во-первых, согласно проекту на интернет-сайтах управлений ФНС России обязательно должны быть размещены адреса, контактные телефоны и график работы инспекций. Впрочем, об отдельном портале для каждой из инспекций в проекте Регламента не говорится: видимо, пока для ФНС России это сложная задача.
Во-вторых, в каждом территориальном налоговом органе обязательно должен быть составлен график приема налогоплательщиков руководителем инспекции (управления). Время приема - не менее часа в неделю, а время ожидания в очереди к руководителю (заместителю руководителя) - не более 30 минут.
В-третьих, авторы проекта отметили, что, отвечая на телефонные обращения налогоплательщиков, инспекторы обязаны "подробно и в вежливой форме информировать обратившихся по интересующим их вопросам". Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего звонок. И что самое интересное, время разговора не должно превышать 10 минут. Вероятно, инспектору придется вооружиться как минимум настольными часами.
А если специалист, принявший звонок, не может самостоятельно ответить на заданный вопрос? Такую ситуацию разработчики документа тоже предусмотрели. По проекту инспектор должен переадресовать налогоплательщика на другое должностное лицо или по меньшей мере сообщить номер телефона, по которому данного специалиста можно найти.
Примечательно, что отдельным пунктом указана обязанность специалистов инспекций принимать звонки вплоть до окончания рабочего дня. Скорее всего ФНС России надеется прекратить практику, когда за полчаса до окончания рабочего дня к телефонам в инспекциях намеренно никто не подходит.
Если налогоплательщик желает уточнить перечень документов, необходимых для налогового учета, график приема и выдачи документов, порядок постановки и снятия с налогового учета, предоставления сведений из ЕГРН или обжалования действий (бездействия) должностного лица, ему никто не запрещает обратиться непосредственно в территориальный налоговый орган. Отметим, что максимальный срок ожидания в очереди за вышеуказанной информацией не может превышать 45 минут. Также не более 45 минут должен ожидать налогоплательщик, чтобы получить сведения из ЕГРН. А чтобы подать документы на получение этих сведений при предварительной записи, налогоплательщик должен провести в очереди не более 15 минут.
Предварительная запись на подачу документов может быть установлена по решению руководителя территориального налогового органа. Проект Регламента предполагает, что предварительно записаться на подачу документов можно как по телефону, так и лично. Количество окон, в которых происходит прием документов по предварительной записи, не может превышать количество окон, в которых документы принимают в порядке живой очереди.
Проект предъявляет определенные требования и к помещению инспекций. Так, налогоплательщиков должны принимать исключительно на нижних этажах зданий. Каждое помещение, в котором специалисты инспекций выполняют свою государственную функцию, должно быть оборудовано телефоном, ксероксом, сканером и принтером. Авторы проекта не обошли вниманием даже парковки возле инспекций. Они должны быть бесплатными и вмещать не менее 10 автомобилей.
Отдельным пунктом обозначены требования к представляемым налогоплательщиками документам. В электронном виде документы представляются "по возможности", в соответствии с форматом, установленным ФНС России.
Контролировать исполнение норм Регламента будут специалисты ФНС России. Как указано в документе, за полнотой и качеством исполнения государственной функции вышестоящий налоговый орган будет следить посредством плановых и внеплановых проверок. И что немаловажно, проверка может быть проведена на основании конкретного обращения. Насколько эффективным окажется контроль, покажет время.
И.Е. Зубарева,
корреспондент журнала "Новое в бухгалтерском учете и
отчетности в РФ"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 9, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru