г. Красноярск |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А33-6720/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" января 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от ФГУП "Горно-химический комбинат": Кохан М.В. - представителя по доверенности от 22.02.2013 N 1590,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 октября 2013 года по делу N А33-6720/2013, принятое судьей Ишутиной О.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Горно-химический комбинат" (ИНН 2452000401, ОГРН 1022401404871) (далее - ФГУП "ГХК", ответчик) о взыскании 192 423 рублей 71 копейки платы за пользование вагонами.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.05.2013 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного производства.
Определением арбитражного суда от 17.07.2013 дело принято к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.10.2013 иск удовлетворен. С Федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 192 243 рубля 71 копейка платы за пользование вагонами, 6 767 рублей 31 копейка расходов на уплату государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда от 28.10.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в предмет доказывания по данной категории дел входят, в том числе следующие обстоятельства: причины неприема вагонов, вина грузополучателя в неприеме вагонов. В случае, если неприем вагонов произошел не по вине грузополучателя, плата за пользование вагонами не может быть взыскана. При рассмотрении дела судом не исследовались причины неприема вагонов, зависимость данных причин от грузополучателя и перевозчика, а также вина грузополучателя в неприеме вагонов.
Несоблюдение истцом обязанности уведомить ответчика о прибытии вагонов не позднее чем за два часа до их подачи является зависящим от перевозчика обстоятельством, исключающим вину ответчика в неприеме вагонов, установление данного обстоятельства является обязательным для настоящего дела.
Вопрос об обоснованности и соответствии нормам права внесенных истцом исправлений в ведомость, а также вопрос о том, являются ли произведенные истцом в одностороннем порядке действия исправлением ведомости или созданием нового документа, с новыми реквизитами, судом также не исследован.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда от 28.10.2013 и принять по делу новый судебный акт.
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
В феврале 2012 года ответчику были поданы вагоны N 67481234, N 67017707, N 63326219, N 64684327, N 52220456, N 67778217, N 64587512, N 62407978, N 56076698, N 56562762, N 55481808, N 67723858, N 65700445, N 65071615, N 65091555, N 62821061, N 55062673, N 65097131, N 52207339, N 64736150, N 55223499, N 55454441, N 55287361, N 55433460, N 55463939, N 64335458, N 67774323, N 66498106, N 61281234, N 56295199, N 65441388, N 56468952, N 67306084, N 64917024, N 61787479, N 63736037, N 67320671, N 63071278, N 61822771, N 62003546, N 62246509, N 62803606, N 62156070, N 61923413, N 63641476, N 56437650, N 55159453, N 56205867, N 56426539, N 52321387, N 56590052, N 62439070, N 65023251, N 52376936, N 64610066, N 62138540, N 64593163, N 65133761, N 56457260, N 60643400, N 67462523, N 56363179, N 65181307, N 60853769, N 55444046, N 55251102, о чем составлены памятки приемосдатчика N 528, N 529, N 546 (л.д. 21-25).
За время пользования вагонами, руководствуясь статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчик (истец) начислил ответчику плату за пользование вагонами в сумме 162 918 рублей 40 копеек (без учета НДС) по ведомости подачи и уборки вагонов N 250301, подписанной со стороны истца (л.д. 17-20).
Ответчик от подписи указанной ведомости отказался, что подтверждается актом общей формы от 25.03.2013 N 1 (л.д. 27).
Сумма платы за пользование вагонами с учетом НДС составляет 192 423 рубля 71 копейку.
Истец сообщил ответчику о завершении грузовых операций и/или подаче вагонов на выставочный путь уведомлением от 12.02.2012 N 1 (л.д. 26).
Принадлежность вагонов перевозчику подтверждается договором от 26.01.2012 N 18, заключенным между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и открытым акционерным обществом "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК") (л.д. 9-16).
В рамках указанного договора, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 ОАО "РЖД" привлекает, а ОАО "ВГК" предоставляет для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования полувагоны, находящиеся в собственности или на ином законном основании у ОАО "ВГК" (далее - вагоны) в количестве, определяемом в приложении N 1 к договору (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 1.3. договора общий срок привлечения вагонов - с даты привлечения вагонов по 31.12.2012.
В спорный период времени вагоны N 67481234, N 67017707, N 63326219, N 64684327, N 52220456, N 67778217, N 64587512, N 62407978, N 56076698, N 56562762, N 55481808, N 67723858, N 65700445, N 65071615, N 65091555, N 62821061, N 55062673, N 65097131, N 52207339, N 64736150, N 55223499, N 55454441, N 55287361, N 55433460, N 55463939, N 64335458, N 67774323, N 66498106, N 61281234, N 56295199, N 65441388, N 56468952, N 67306084, N 64917024, N 61787479, N 63736037, N 67320671, N 63071278, N 61822771, N 62003546, N 62246509, N 62803606, N 62156070, N 61923413, N 63641476, N 56437650, N 55159453, N 56205867, N 56426539, N 52321387, N 56590052, N 62439070, N 65023251, N 52376936, N 64610066, N 62138540, N 64593163, N 65133761, N 56457260, N 60643400, N 67462523, N 56363179, N 65181307, N 60853769, N 55444046, N 55251102 находились в собственности открытого акционерного общества "Вторая грузовая компания", привлечены истцом в аренду на срок до 31.12.2012, что подтверждается материалами дела, в частности, актами от 10.02.2012 N 15, от 03.02.2012 N 8, от 29.01.2012 N 3 (представлены в электронном виде - л.д. 113-114).
Ссылаясь на обязанность ответчика в силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации оплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в суд с иском о взыскании 192 423 рублей 71 копейки платы за пользование вагонами.
Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
В статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, в связи с чем размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Пунктом 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 в аренду ОАО "РЖД" на срок до 31.12.2012 передавались вагоны, принадлежащие открытому акционерному обществу "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК") - вагоны собственные привлеченные.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особого порядка ценообразования, предусмотренного Постановлением.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2011 N 444-T/4 утвержден порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных полувагонах. Данный Порядок предназначен для использования открытым акционерным обществом "РЖД" при определении тарифов на перевозки грузов в привлеченных ОАО "РЖД" полувагонах универсального типа (далее - привлеченные вагоны) открытого акционерного общества "ВГК", эксплуатируемых на территории Российской Федерации в соответствии с условиями и правилами перевозок, установленными для вагонов общего парка.
При этом согласно указанному Порядку за время нахождения полувагонов привлеченного парка у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Между ОАО "ВГК" и ОАО "РЖД" заключен договор от 26.01.2012 N 18, в рамках которого истец на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2011 N 1051 привлекает, а ОАО "ВГК" предоставляет для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования полувагоны, находящиеся у ОАО "ВГК" в собственности или на ином законном основании в количестве, в определяемом в приложении N 1 к договору.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период времени вагоны N 67481234, N 67017707, N 63326219, N 64684327, N 52220456, N 67778217, N 64587512, N 62407978, N 56076698, N 56562762, N 55481808, N 67723858, N 65700445, N 65071615, N 65091555, N 62821061, N 55062673, N 65097131, N 52207339, N 64736150, N 55223499, N 55454441, N 55287361, N 55433460, N 55463939, N 64335458, N 67774323, N 66498106, N 61281234, N 56295199, N 65441388, N 56468952, N 67306084, N 64917024, N 61787479, N 63736037, N 67320671, N 63071278, N 61822771, N 62003546, N 62246509, N 62803606, N 62156070, N 61923413, N 63641476, N 56437650, N 55159453, N 56205867, N 56426539, N 52321387, N 56590052, N 62439070, N 65023251, N 52376936, N 64610066, N 62138540, N 64593163, N 65133761, N 56457260, N 60643400, N 67462523, N 56363179, N 65181307, N 60853769, N 55444046, N 55251102 находились в собственности открытого акционерного общества "Вторая грузовая компания", привлечены истцом в аренду на срок до 31.12.2012 на основании договора от 26.01.2012 N 18.
Таким образом, факт принадлежности вагонов перевозчику (истцу) подтвержден договором от 26.01.2012 N 18.
Истцом заявлено требование о взыскании платы за пользование вагонами в размере 192 423 рублей 71 копейки на основании статьи 39 Устава по ставкам Тарифного руководства N 2.
В обоснование начисления данной суммы платы в материалы дела предоставлены ведомость подачи и уборки вагонов N 250301, памятки приемосдатчика N 528, N 529, N 546.
Факт пользования ответчиком спорными вагонами подтверждается представленными в материалы дела ведомостью подачи и уборки вагонов.
При указанных обстоятельствах, начисление истцом платы за пользование вагонами в сумме 192 423 рублей 71 копейки является правомерным и обоснованным.
Ответчиком в свою очередь оплата оказанных услуг не произведена, доказательств внесения платы за пользование вагонами в материалы дела не представлено.
Исходя из представленного расчета истца, начисление платы за пользование вагонами по представленной в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов в размере 192 423 рублей 71 копейки является правомерным, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в предмет доказывания по данной категории дел входят, в том числе следующие обстоятельства: причины неприема вагонов, вина грузополучателя в неприеме вагонов. В случае, если неприем вагонов произошел не по вине грузополучателя, плата за пользование вагонами не может быть взыскана. При рассмотрении дела судом не исследовались причины неприема вагонов, зависимость данных причин от грузополучателя и перевозчика, а также вина грузополучателя в неприеме вагонов.
Арбитражный апелляционный суд отклоняет данный довод как необоснованный ввиду следующего.
Из содержания статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что указанная норма регулирует вопросы взимания платы за пользование вагонами за время нахождения этих вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев. В случае задержки подачи или уборки вагонов при взимании платы за пользование вагонами учитывается такой критерий, как вина в неприеме вагонов.
Как следует из материалов дела, истец (перевозчик) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика (грузоотправителя) платы за пользование вагонами, принадлежащими истцу, за время их нахождения на путях необщего пользования. При этом вопрос задержки подачи или уборки вагонов в предмет иска истцом не включался, соответственно, процессуальная необходимость для исследования обстоятельств вины в неприеме вагонов отсутствует.
Довод апелляционной жалобы о том, что несоблюдение истцом обязанности уведомить ответчика о прибытии вагонов не позднее чем за два часа до их подачи является зависящим от перевозчика обстоятельством, исключающим вину ответчика в неприеме вагонов, установление данного обстоятельства является обязательным для настоящего дела, также является необоснованным, поскольку в материалах дела имеется уведомление от 12.02.2012 N 1, которым истец сообщил ответчику о завершении грузовых операций и/или подаче вагонов на выставочный путь (л.д. 26).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что вопрос об обоснованности и соответствии нормам права внесенных истцом исправлений в ведомость, а также вопрос о том, являются ли произведенные истцом в одностороннем порядке действия исправлением ведомости или созданием нового документа, с новыми реквизитами, судом также не исследован, не влияет на выводы суда апелляционной инстанции о законности обжалуемого судебного акта, поскольку ведомости подачи и уборки вагонов N 250301 и N 140210 имеют идентичные сведения в отношении номеров вагонов, времени подачи и завершения грузовой операции. Разночтения касаются суммы платы за пользование вагонами. Учитывая, что ведомость N 140210, составленная 14.02.2010, не содержит сведений о начисленной плате, на которую истец вправе претендовать в силу договора от 14.12.2006 N 15, заключенного между истцом и ответчиком, внесение соответствующих исправлений путем составления ведомости N 250301 является обоснованным.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 28 октября 2013 года по делу N А33-6720/2013 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 октября 2013 года по делу N А33-6720/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
О.В. Магда |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6720/2013
Истец: ОАО РЖД, ОАО Российские железные дороги в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания-структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания-филиал ОАО РЖД
Ответчик: ФГУП Горно-химический комбинат