Комментарий к письму Минфина РФ от 16 апреля 2008 г.
N 03-11-04/3/196 и письму Минфина РФ от 16 апреля 2008 г.
N 03-11-04/3/194
В комментируемых письмах специалисты Минфина разъяснили особенности определения корректирующего коэффициента базовой доходности для "вмененщиков" К2. В первом письме финансисты остановились на перечне условий, значения которых формируют К2. Во втором - уточнили особенности корректировки для налогоплательщиков-рекламораспространителей.
Корректировать ли К2 на зарплату?
Итак, при расчете налоговой базы по ЕНВД следует умножить базовую доходность на значение физического показателя. Базовая доходность - это условная месячная доходность на единицу физического показателя, устанавливаемого для каждого вида деятельности статьей 346.29 Налогового кодекса. При этом показатель базовой доходности всегда домножается на коэффициент-деффлятор К1, а в некоторых случаях и на К2.
Благодаря использованию К1 "вмененщик" учитывает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги в России за предшествующий период. Значение К1 устанавливается на каждый календарный год. Так, в 2008 году при расчете ЕНВД базовую доходность необходимо домножать на К1, равный 1,081 (приказ Минэкономразвития России от 19.11.2007 N 401).
Использовать или нет К2, решают местные власти. Они же определяют, какие факторы оказывают влияние на результат предпринимательской деятельности. Произведение значений этих факторов и представляет собой К2. Представительные органы могут установить как конкретное значение коэффициента, так и отдельные его составляющие - подкоэффициенты. Во втором случае налогоплательщик рассчитывает К2 самостоятельно.
Налоговый кодекс к числу факторов, которые могут оказать влияние на результат предпринимательской деятельности "вмененщика", относит:
- ассортимент товаров, работ и услуг;
- сезонность;
- режим работы;
- величину доходов;
- особенности места ведения предпринимательской деятельности;
- площадь информационного поля электронных табло;
- площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения;
- количество автобусов, трамваев, троллейбусов, автомобилей, прицепов и т.п., используемых для распространения и размещения рекламы;
- другие особенности.
Как видим, список важных для "вмененки" факторов является открытым. Этим, по всей вероятности, и руководствовались финансисты, отвечая на первое из двух комментируемых писем. Специалисты ведомства разъяснили, что местные органы власти вправе включать при определении К2 подкоэффициент, учитывающий уровень зарплаты, выплачиваемой "вмененщиком" своим наемным работникам. Аналогичное мнение финансисты высказывали и раньше: в письмах Минфина России от 01.11.2007 N 03-11-03/11, от 20.09.2007 N 03-11-03/9. Однако есть и другая точка зрения: в письме от 23.03.2007 N 03-11-04/3/79 сказано, что способ определения К2 с учетом уровня заработной платы не предусмотрен законом.
Напоминаем, что значение корректирующего коэффициента с учетом всех факторов может быть установлено в пределах от 0,005 до 1 включительно. В последнем из перечисленных писем финансистов указано, что если местные власти установили значения подкоэффициентов, произведение которых меньше 0,005, в качестве К2 следует использовать наименьшее значение, определенное Налоговым кодексом, то есть 0,005.
Считаем отработанное время...
Налоговое законодательство разрешает при расчете налоговой базы по ЕНВД скорректировать коэффициент К2 на показатель, характеризующий фактически отработанное время за месяц (п. 6 ст. 346.29 НК РФ). Например, если "вмененщик" отработал за май десять дней, то К2 надо домножить на 10/31, где 31 - количество календарных дней месяца. Существует также письмо Минфина, где финансисты приводят формулу, по которой следует определять значение коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода (письмо Минфина России от 23.06.2006 N 03-11-03/18):
Кфп = [(Nвд1 : Nкд1) + (Nвд2 : Nкд2) + (Nвд3 / Nкд3)] : 3,
где Кфп - коэффициент, учитывающий фактический период времени ведения предпринимательской деятельности;
Nвд1, Nвд2, Nвд3 - количество календарных дней осуществления деятельности в каждом месяце квартала;
Nкд1, Nкд2, Nкд3 - количество календарных дней в каждом месяце квартала;
3 - количество месяцев квартала.
Правда, по заявлению финансистов, высказанному во втором из комментируемых писем, в отношении "вмененщиков", оказывающих услуги по распространению и размещению наружной рекламы, данное правило не действует. То есть отсутствие в течение определенного времени рекламной информации на одном из рекламных щитов не может служить основанием для корректировки К2. Соответствующие поправки можно проводить только в том случае, если рекламораспространитель полностью приостановил или прекратил свою деятельность в сфере услуг по размещению рекламы. Аналогичную информацию содержит письмо ФНС России от 21.09.2006 N 02-7-11/188.
Однако подобное мнение не является однозначным. Так, в прошлом году специалисты финансового ведомства давали противоположные рекомендации. Они сообщали, что если в определенный период времени рекламная конструкция или ее часть не используется под размещение рекламы, "вмененщик" вправе скорректировать коэффициент К2 с учетом фактического времени ведения предпринимательской деятельности. При этом не имеют значения причины простоя щита (письма Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/3/203, от 26.01.2007 N 03-11-04/3/21).
А.И. Вахламова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 10, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.