г. Самара |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А65-18329/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - извещён, не явился,
от ответчика - извещён, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года по делу N А65-18329/2013 (судья Адеева Л.Р.), рассмотренное в порядке упрощенного производства,
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН1653006666, ОГРН 1021602830370), город Казань Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан), город. Казань Республики Татарстан,
об отмене постановления по делу об административном нарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, Управление) об отмене постановления N 2272/с от 31 июля 2013 года о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Решением суда заявленные Предприятием требования удовлетворены.
Управление, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Предприятие апелляционную жалобу отклонило по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенного к материалам дела, и считает, что решение суда является законным и обоснованным.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 30.04.2013 г. N 1970/15-вп/в в отношении Предприятия проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения требований законодательства РФ в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проверки установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно: Предприятием в процессе переподготовки питьевой воды в I квартале 2013 г. применялся коагулянт "Аква-Аурат-18" производителя ООО "Аурат", который не внесен в Реестр свидетельств о государственной регистрации о соответствии Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), который разрешает производство, реализацию и использование данного коагулянта, что не обеспечивает безопасность и безвредность питьевой воды подаваемой населению.
На основании выявленного нарушения Управлением были составлены акт от 06.06.2013 г. N 1970 и протокол об административном правонарушении от 10.06.2013 г., в которых зафиксирован факт нарушений требования ст. 11, п. 1, 2 ст. 19, ст. 39, п. 3 ст. 43 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п. 1.1 Раздела 3 Главы II "Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" (с изменениями и дополнениями", ст. 5 Соглашение таможенного союза по санитарным мерам (Санкт-Петербург, 11.12.2009 г. (с изменениями и дополнениями).
Постановлением от 31.07.2013 г. N 2272/с Управление привлекло Предприятие к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 руб.
Считая постановление незаконным, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные Предприятием требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Субъектом административной ответственности за совершение данного правонарушения являются юридические лица, деятельность (либо бездеятельность) которых нарушила санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде либо к питьевому водоснабжению населения.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам, а согласно п. 3 ст. 39 этого же Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.2652-10 "Гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки" устанавливают обязательные гигиенические требования безопасности материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки (п. 1.2). Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с производством и эксплуатацией материалов, реагентов, оборудования, используемых для водоочистки и водоподготовки, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.3).
Согласно коду ТН ВЭД коагулянт "Аква-Аурат" относится к 2827499000 (хлориды, хлорид оксиды и хлорид гидроксиды; бромиды и бромид оксиды; йодиды и йодид оксиды).
В соответствии со ст. 5 "Соглашения таможенного союза по санитарным мерам" от 11.12.2009 г. ввоз и обращение подконтрольных товаров на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров). Стороны признают документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), включенной в Единый перечень товаров, выданные уполномоченными органами по Единой форме и удостоверяющие соответствие продукции (товаров) Единым санитарным требованиям или техническим регламентам ЕврАзЭС, без переоформления. Документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров), оформленные уполномоченными органами до вступления в силу настоящего Соглашения, действуют до истечения срока их действия на территории государства Стороны, выдавшей данный документ.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Предприятием использован при водоподготовке питьевой воды коагулянт "Аква-Аурат -18", который по мнению Управления не прошел государственную регистрацию с занесением в Реестр свидетельств о государственной регистрации.
В обоснование данного довода Предприятие сослался на то, что в соответствии с нормами закона и международных соглашений, которые имеют преимущество перед национальным правом РФ (ст. 15 Конституции РФ) отсутствует обязанность в государственной регистрации коагулянтов ТН ВЭД 2827499000 - для Аква Аурата и 283322000 0- для алюминия сульфат.
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" также предусмотрено, что в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, в частности необходимые для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся, в том числе: применения таможенного законодательства РФ; представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В силу ст. 174 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида контроля.
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" утверждены: Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее - Единый перечень товаров); Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров); Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее - Положение).
Согласно п. 3 Раздела I Единого перечня товаров - в перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) включены материалы, оборудование, вещества, устройства, применяемые в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения и при очистке сточных вод, в плавательных бассейнах (из следующих групп ТН ВЭД ТС: 38-40.48.84.85).
В соответствии с разделом II Единого перечня товаров - в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации включены: потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду - п. 8; материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения - п. 9.
В этом же разделе четко указано, что Государственной регистрации подлежат впервые изготавливаемые на таможенной территории таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию таможенного союза подконтрольные товары, включенные в исчерпывающие позиции ТН ВЭД ТС в соответствии с вышеуказанными группами. Таким образом, товар должен быть не только в перечне раздела 2, но его позиция ТН ВЭД должна быть указана исчерпывающем перечне позиций ТН ВЭД, подлежащих государственной регистрации. В исчерпывающие позиции ТН ВЭД в данном разделе не включены позиции ТН ВЭД 2827499000 - для Аква Аурата и 2833220000 - для алюминия сульфата.
В соответствии с данным разделом ввоз и обращение товаров, указанных в п. 1 - 11 данного раздела, осуществляется при наличии документа, подтверждающего их безопасность в соответствии с п. 17 и 30 Положения. Пункт 30 Положения подчеркивает, что обращение подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенной территории таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в аккредитованных лабораториях.
Также письмом исх. N 967 от 05.07.2013 г. ОАО "Аурат" обратилось к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с просьбой дать разъяснение, подлежат ли государственной регистрации коагулянты, выпускаемые предприятием и имеющие коды ТН ВЭД 2833220000 (алюминий сульфат технический (очищенный), 2827499000 (полиоксихлорид алюминия марки Аква - Аурат).
В ответ на данное обращение Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека письмом исх. N 01/8103-13-31 от 16.07.2013 г. сообщило, что на продукцию, не вошедшую в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе таможенной территории Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 299 (далее - Единый перечень), не требуется оформление свидетельств о государственной регистрации. Вышеуказанные коагулянты не входят в раздел II Единого перечня.
Так же письмом исх. N 01/7590-13-31 от 04.07.2013 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) сообщила, что реагенты, используемые для подготовки питьевой воды, не подлежат государственной регистрации, на данную продукцию оформление Свидетельства о государственной регистрации не требуется. Безопасность продукции подтверждается самим изготовителем на основании результатов лаборатории исследований, выполненных в аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораториях (центрах).
20.06.2013 г. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выдало ОАО "Аурат" экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарным-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), согласно которого полиоксихлорид алюминия марки АКВА-АУРАТ_ различных модификаций соответствует Единым санитарно - эпидемиолоогическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору (контролю).
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях Предприятия состава вменяемого постановлением N 2272/с от 31.07.2013 г. административного правонарушения, а поэтому суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Управлением необоснованно привлечено Предприятие к административной ответственности, в связи с недоказанностью события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования Предприятия.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 октября 2013 года по делу N А65-18329/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18329/2013
Истец: МУП "Водоканал", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара