г. Вологда |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А13-5165/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
при участии от Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области Погожева М.А. по доверенности от 30.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 сентября 2013 года по делу N А13-5165/2013 (судья Логинова О.П.),
установил:
государственное сельскохозяйственное предприятие Вологодской области "ОСАНОВО" (ОГРН 1023500596448; далее - предприятие, ГСП ВО "Осаново") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области (ОГРН 1043500086112; далее - ГУ МЧС по Вологодской области, Управление) о признании недействительным предписания от 28.03.2013 N 179.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2013 года признано не соответствующими Федеральному закону от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и недействительными пункты 3, 4, 4.1, 7.2, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12 предписания Управления от 28.03.2013 N 179, выданного предприятию.
В удовлетворении остальной части предъявленных требований предприятию отказано.
Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.
С Управления в пользу предприятия взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части признания недействительными пунктом 4, 4.1, 7.2, 7.3, 8, 11, 12 оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительными указанных пунктов предписания отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения, считает решение суда законным и обоснованным.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Управления, исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 27 марта 2013 года отделом надзорной деятельности по Вологодскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Вологодской области на основании распоряжения от 11.03.2013 N 179 проведена плановая выездная проверка предприятия по выполнению требований по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществления в установленном порядке надзорных функций в области гражданской обороны; предотвращения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, по результатам которой составлен акт проверки от 27.03.2013 N 179.
В ходе проверки Управление установило, что предприятием не соблюдены требования пунктов 2, 4, 6 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 (далее - Положение N 782), пункта 6 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), пунктов 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (далее - Постановление N 379), пунктов 6, 12, 16.1, 16.3, 16.5, 16.7, 16.9, 16.10, 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), пункта 5 Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 31.07.2006 N 440 "Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решения задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" (далее - приказ МЧС РФ N 440), постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (далее - Положение N 841), Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ).
По устранению выявленных в ходе проверки нарушений установленных требований в области гражданской обороны старший инспектор отдела надзорной деятельности по Вологодскому району УНД ГУ МЧС по Вологодской области Макаров Н.В. вынес предписание от 28.03.2013 N 179, которым предприятию предписано в срок до марта 2014 года устранить нарушения установленных требований в области гражданской обороны, а именно:
- создать (назначить структурное подразделение (должностное лицо), уполномоченное на организацию работы по ГО (пункт 1 предписания);
- разработать и утвердить функциональные обязанности и их штатное расписание (пункт 1.1 предписания);
- разработать и утвердить руководителем организации "Порядок об организации и ведении гражданской обороны (пункт 2 предписания);
- разработать план гражданской обороны (планы приведения в готовность и действий спасательных служб гражданской обороны (далее - ГО); формализованные документы по управлению мероприятиями ГО (распоряжения, донесения, проекты приказов руководителя)) (пункт 3 предписания);
- создать объектовый запас материальных ресурсов в целях ГО (пункт 4);
- определить Номенклатуру и объемы запасов организации (пункт 4.1 предписания);
- разработать и согласовать с органом местного самоуправления план основных мероприятий организации на год (пункт 5 предписания);
- производить обучение (подготовку) руководящего состава к действиям в области ГО (пункт 6 предписания);
- разработать с учетом особенностей деятельности организации на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организации в области гражданской обороны (пункт 7.1 предписания);
- осуществлять обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны: лекции для проведения занятий, планы подготовки указанных категорий обучаемых; перечень учебных групп; перечень тем учений и тренировок на новый учебный год, расписание занятий с учебными группами, тренировок на новый учебный год, журнал учета подготовки и посещаемости занятий (пункт 7.2 предписания);
- издать приказ руководителя организации (службы) об итогах подготовки за минувший и задачах на новый учебный год (пункт 7.3 предписания);
- создать и оснастить силы охраны общественного порядка, не организована подготовка их в области гражданской обороны (пункт 8 предписания);
- создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организации (пункт 9 предписания);
- создать противопожарные формирования, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны не осуществляется (пункт 10 предписания);
- спланировать мероприятия по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) организации в военное время: создать комиссию по повышению устойчивого функционирования, разработать и реализовать в мирное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства, представить документацию по защите производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения (пункт 11 предписания);
- спланировать мероприятия по световой и другим видам маскировки, не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке (пункт 12 предписания).
Не согласившись с указанным предписанием предприятие обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования предприятия, признав недействительными пункты 3, 4, 4.1, 7.2, 7.3, 8, 9, 10, 11, 12 оспариваемого предписания.
Управление в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части признания недействительными пунктов 4, 4.1, 7.2, 7.3, 8, 11, 12 оспариваемого предписания.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 13 Закона N 28-ФЗ, Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России, Министерство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области в области гражданской обороны.
ГУ МЧС по Вологодской области включено в перечень территориальных органов Министерства (пункт 38 приложения 2 к приказу).
Пунктами 4, 4.1 предписания предприятию предписано на основании пунктов 4, 5 Постановления N 379, пункта 6 Положения N 687 в срок до марта 2014 года создать объектовый запас материальных ресурсов в целях ГО, определить номенклатуру и объемы запасов организации.
В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятиями по гражданской обороне являются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со статьей 6 Закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением N 379 утвердило Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 2 данного Положения установлено, что запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 379 запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 379 номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности (пункт 5 Положения N 379).
Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам.
Пунктом 6 Положения N 379 определено, что Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:
а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;
б) создают и содержат запасы;
в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
В соответствии с Положением N 379 заместителем Министра экономического развития Российской Федерации 27 апреля 2012 года утверждены Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 3 данных Методических рекомендаций запасы создаются заблаговременно в мирное время в резервах (запасах) материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организациях, в которых в установленном порядке назначаются должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их использованием (пункт 4 Методических рекомендаций).
При этом пунктом 7 Методических рекомендаций установлено, что обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее:
- на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;
- в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне;
- на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Согласно пункту 8 Методических рекомендаций обеспечению средствами индивидуальной защиты и медицинскими средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее:
- на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
- на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах;
- на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
- на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Приказом МЧС России от 14.11.2008 утверждено Положение N 687.
В соответствии с пунктом 7 данного Положения органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Пунктом 16 Положения N 687 определены основные мероприятия, которые планируют и осуществляют организации в целях решения задач в области гражданской обороны.
Пунктом 16.4 Положения N 687 установлено, что по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты организации осуществляют в частности накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработку планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), обеспечение населения СИЗ осуществляется:
- федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
- организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Пунктами 8 и 9 Положения N 993 установлено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций; - для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):
- медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;
- дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Пунктом 6 Положения N 993 установлено, что обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:
- на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;
- в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;
- на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:
- на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
- на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);
- на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
- на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В данном случае предприятие находится на территории Вологодского района, которая не отнесена к какой-либо группе по гражданской обороне.
Также Управление не оспаривает, что предприятие не расположено на территории в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО; в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения), защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В связи с этим предприятие не относится к организациям, которые создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средства и определяют номенклатуру и объемы запасов.
На основании этого, суд первой инстанции правомерно признал недействительными пункты 4 и 4.1 предписания Управления.
Пунктом 7.2 предписания Управления заявителю предписано осуществлять обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны: лекции для проведения занятий, планы подготовки указанных категорий обучаемых; перечень учебных групп; перечень тем учений и тренировок на новый учебный год, расписание занятий с учебными группами, тренировок на новый учебный год, журнал учета подготовки и посещаемости занятий.
Статьей 9 Закона N 28-ФЗ установлено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 16.1 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по обучению населения в области гражданской обороны -разработку с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.
Управлением представлены указанные примерные программы обучения.
В связи с этим, суд первой инстанции признал правомерными пункту 6 и 7.1 предписания, которыми было предписано заявителю производить обучение (подготовку) руководящего состава к действиям в области ГО (пункт 6 предписания) и разработать с учетом особенностей деятельности организации на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организации в области гражданской обороны.
В то же время, как обоснованно указано судом первой инстанции, требований о необходимости разработки лекций для проведения занятий, планов подготовки указанных категорий обучаемых; перечня учебных групп, перечня тем учений и тренировок на новый учебный год, расписания занятий с учебными группами, тренировок на новый учебный год, журнала учета подготовки и посещаемости занятий в вышеперечисленных нормах не содержится.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 7.2 оспариваемого предписания.
Пунктом 7.3 предписания Управлению заявителю предписано издать приказ руководителя организации (службы) об итогах подготовки за минувший и задачах на новый учебный год. Пунктом 8 предписания предприятию предписано создать и оснастить силы охраны общественного порядка, а также указана на то, что не организована подготовка их в области гражданской обороны.
При этом Управление в обоснование данных требований сослалось на пункт 16.10 Положения N 687, которым установлено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций (создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны; осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения; усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра).
Исходя из указанной нормы, создание и оснащение сил охраны общественного порядка и их подготовку в области гражданской обороны осуществляют организации только в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций.
Обязанность руководителя организации (службы) издать приказ об итогах подготовки за минувший и задачах на новый учебный год данной нормой не установлена.
На основании этого, суд первой инстанции обоснованно признал недействительными пункты 7.3 и 8 оспариваемого предписания.
Пунктом 11 предписания Управления предприятию предписано спланировать мероприятия по повышению устойчивого функционирования (ПУФ) организации в военное время: создать комиссию по повышению устойчивого функционирования, разработать и реализовать в мирное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства, представить документацию по защите производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
Статьей 14 Закона N 68-ФЗ установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно пункту "б" этой статьи организация обязана планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях.
Согласно пункту 16.13 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
- создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
- разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
- планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
- заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
- создание страхового фонда документации;
- повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
Исходя из того, что указанные требования распространяются на объекты экономики, к которым предприятие не относится, суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 11 предписания Управления.
Пунктом 12 предписания Управления предприятию предписано спланировать мероприятия по световой и другим видам маскировки, указано на не определение переченя зданий и сооружений, подлежащих маскировке.
Согласно пункту 16.5 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по световой и другим видам маскировки:
- определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
- разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Исходя из указанной нормой, осуществление мероприятий по маскировке предусмотрено только организациями, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения и организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Поскольку предприятие не относится к указанным организациям, суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 12 предписания Управления.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2013 года по делу N А13-5165/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5165/2013
Истец: Государственное сельскохозяйственное предприятие Вологодской области "Осаново"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, Отдел надзорной деятельности по Вологодскому району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий