г. Челябинск |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А76-14743/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "22" января 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Костина В.Ю. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по недропользованию на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 ноября 2013 г. по делу N А74-14743/2013 (судья Мрез И.В.),
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Грань" - Куделькин О.А. (протокол общего собрания учредителей от 15.04.2005 г. N 4), Тютиков И.Г. (доверенность от 22.08.2012 N б/н);
Управления по недропользованию по Челябинской области - Бабиков В.С. (доверенность от 28.10.2013 N 2319).
Общество с ограниченной ответственностью "Грань" (далее - заявитель, ООО "Грань", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному агентству по недропользованию (далее - заинтересованное лицо, Федеральное агентство по недропользованию) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых и обязании выдать указанное свидетельство.
Определением суда от 24.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление по недропользованию по Челябинской области.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявитель уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным бездействие Управления по недропользованию по Челябинской области и Федерального агентства по недропользованию, выраженное в нерассмотрении по существу обращения общества с ограниченной ответственностью "Грань" (вх. N 005272/31 от 10.04.2013 и вх. N 2204 от 24.07.2013 соответственно.
В порядке устранения допущенных нарушений просил обязать Федеральное агентство по недропользованию рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Грань" по существ, а также обязать выдать ООО "Грань" свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнение требований принято судом.
Определением суда от 29.10.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по недропользованию по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2013 требования ООО "Грань" удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Федерального агентства по недропользованию, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке заявлений ООО "Грань" от 10.04.2013 и от 24.07.2013. Федеральному агентству по недропользованию вменено в обязанность рассмотреть по существу заявления ООО "Грань" от 10.04.2013 и от 24.07.2013 в 30-тидневный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Федеральное агентство по недропользованию, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой. Просит изменить решение в части признания незаконным бездействия Федеральному агентству по недропользованию, принять новый судебный акт, в удовлетворении требований в данной части отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о незаконном бездействии Федерального агентства по недропользованию, выразившегося в нерассмотрении в установленном законом порядке заявлений, поскольку ООО "Грань" был нарушен порядок оформления и подачи заявления.
Как указывает податель апелляционной жалобы, заявление на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья, должно быть подана заявителем не позднее 60 дней со дня утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. ООО "Грань" заявление подано позже установленного срока, что является основанием для отказа в его рассмотрении.
В остальной части решение суда первой инстанции от 06.11.2013 заявитель считает законным и обоснованным.
Представитель ООО "Грань" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица полагает решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Управлению по недропользованию по Челябинской области законным и обоснованным, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Федерального агентства по недропользованию в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой истцом части.
С учетом доводов ООО "Грань" и Управления по недропользованию по Челябинской области, касающихся проверки судебного акта только в части удовлетворенных требований, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу (пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Как следует из материалов дела, ООО "Грань" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027400544335, о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д. 14-15).
В соответствии с Уставом ООО "Грань", к основному виду деятельности заявителя относится добыча руд и песков драгоценных металлов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю была выдана лицензия на право пользования недрами серии ЧЕЛ N 0050, со сроком действия до 30.06.2000 (с учетом внесенных изменений и дополнений).
10.04.2013 ООО "Грань" обратилось к заместителю руководителя Федерального агентства по недропользованию с заявлением о выдаче свидетельства об установлении факта открытия заявителем Коркодинского месторождения демантоидов в Челябинской области (вх. N 005272/31).
23.07.2013 года ООО "Грань" обратилось к начальнику Управления недропользования по Челябинской области с заявлением о признании факта открытия Коркодинского месторождения демантоидов (вх. N от 24.07.2013). Также заявителем было направлено пояснительное письмо (вх. N 2205 от 24.07.2013).
Полагая бездействие Управления по недропользованию по Челябинской области и Федерального агентства по недропользованию, выраженное в нерассмотрении обращений по существу незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя по своему характеру относятся к рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ требованиям об оспаривании ненормативных актов, действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия.
Удовлетворяя частично требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Федеральным агентством по недропользованию не рассмотрены заявления ООО "Грань" о выдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения в установленный срок, чем нарушено право заявителя на рассмотрение заявлений в установленном законом порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к Управлению по недропользованию по Челябинской области, указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным бездействия по нерассмотрению в установленном законом порядке заявлений ООО "Грань".
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконными решений, действий и ненормативных правовых актов органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие этих решений, действий и ненормативных актов закону и иному нормативному правовому акту и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 33.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), установление факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых осуществляется комиссией, которая создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой включаются представители федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных органов.
Согласно пунктам 5.2.4 и 5.3.7 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, агентство осуществляет проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, а также принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (ст. 23.2 Федерального закона "О недрах").
С вступлением в силу Закона о недрах, Положение о лицензировании действует в части, не противоречащей Закону.
Статья 10.1 Закона о недрах содержит исчерпывающий перечень оснований возникновения права пользования участками недр.
В силу пункта 3 таким основанием является установление факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом и участков недр местного значения.
Согласно рассмотрения таких заявок для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на предоставляемых в пользование без проведения аукционов участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, участке недр федерального значения, содержащем газ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, осуществляющим работы по геологическому изучению недр, определен Инструкцией о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации, утвержденной Приказом от 11.11.2004 N 689 (далее - Инструкция).
В соответствии с п.п. 2, 3 Инструкции, установление факта открытия месторождений полезных ископаемых осуществляется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами в отношении тех видов полезных ископаемых, на геологическое изучение которых была выдана лицензия на пользование недрами. Установление факта открытия месторождения полезных ископаемых осуществляется на основании заявки (приложение 1 к настоящей Инструкции), подаваемой в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы заявителем, проводившим работы по геологическому изучению недр в соответствии с выданной лицензией.
Пунктом 5 указанной Инструкции установлено, что заявка на установление факта открытия месторождения полезных ископаемых должна быть подана заявителем не позднее одного месяца с даты подписания заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающего промышленную значимость месторождения.
Как следует из содержания п.7, 8 Инструкции, заявка регистрируется Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом на день ее поступления. Заявки рассматриваются в течение 45 дней с даты их поступления. В случае рассмотрения материалов по крупным и сложным объектам срок рассмотрения заявок может быть увеличен, но не более чем на 45 дней, о чем Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы обязаны проинформировать заявителя. В случае, если представленные материалы в ходе рассмотрения потребуют дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в письменной форме. При этом срок рассмотрения заявки исчисляется со дня поступления дополнительных материалов.
При установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых недропользователю выдается свидетельство установленного образца (приложение 2) за подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства по недропользованию либо его территориального органа (п.10).
В удовлетворении заявки отказывается в случае, если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также, если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в пункте 5 настоящей Инструкции. О причинах отказа заявитель извещается в письменной форме (п.12 Инструкции).
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд пришел к выводу о сроках рассмотрения заявки, которые составляют 45 дней с даты ее поступления (либо с даты поступления дополнительно запрошенных материалов), а также о том, что о результатах рассмотрения поданной заявки, при любых обстоятельствах (в случае удовлетворения или отказа) должен быть уведомлен заявитель.
Как отмечено выше, ООО "Грань" 10.04.2013 и 23.07.2013 обращалось в Федеральное агентство по недропользованию с заявлением о выдаче свидетельства об установлении факта открытия заявителем Коркодинского месторождения демантоидов в Челябинской области. По состоянию на 26.07.2013, на дату обращения с заявлением в арбитражный суд у заявителя отсутствовала информация о результатах рассмотрения вышеназванных заявок, с учетом того, что срок, установленный для их рассмотрения, истек.
Каких-либо установленных законом оснований, препятствующих Федеральному агентству по недропользованию рассмотреть по существу и сообщить о результатах рассмотрения заявок от 10.04.2013 и от 24.07.2013, в материалы арбитражного дела, не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии факта бездействия Федерального агентства по недропользованию, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке заявки ООО "Грань".
Исходя из того, что рассмотрение заявок входит в полномочия Федерального агентства по недропользованию, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным бездействия Управления по недропользованию по Челябинской области по нерассмотрению в установленном законом порядке заявки ООО "Грань".
К доводам апелляционной жалобы о том, что заявителем нарушен порядок и срок обращения с заявкой, суд апелляционной инстанции относится критически, так как заявления ООО "Грань" поданы в соответствии с Порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Названной Инструкцией, которой руководствовалось Федеральное агентство по недропользованию при рассмотрении заявлений, установленная форма заявки не предусмотрена. Ссылка на нарушение срока подачи заявки не дает оснований заинтересованному лицу для уклонения от дачи ответа на заявление.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения суда первой инстанции в обжалованной части. Судом при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 ноября 2013 г. по делу N А74-14743/2013 в части признания незаконным бездействия Федерального агентства по недропользованию, выразившееся в нерассмотрении в установленном законом порядке заявлений общества с ограниченной ответственностью "Грань" от 10 апреля 2013 г. и от 24 июля 2013 г., обязании Федерального агентства по недропользованию рассмотреть по существу указанные заявления оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по недропользованию - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
В.Ю.Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14743/2013
Истец: ООО "Грань"
Ответчик: Управление по недрапользованию по Челябинской области, Федеральное агентство по недрапользованию, Федеральное агентство по недропользованию РФ
Третье лицо: Управление по недропользованию по Челябинской области "Челябинскнедра"