город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2014 г. |
дело N А32-16791/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2013 по делу N А32-16791/2013, принятое судьей Колодкиной В.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании предписания недействительным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - Госжилинспекция, административный орган) о признании предписания от 27.02.2013 N 000719 недействительным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что фактически административный орган в своем предписании понуждает стороны заключить новый договор на оказание коммунальных услуг.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, ссылаясь на правомерность действий инспекции и законность предписания.
В отзыве на жалобу общество указало, что решение по невключению коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению принято на общем собрании собственником помещений в многоквартирном доме, у общества отсутствуют правовые основания для навязывания этой услуги гражданам.
Определением от 11.12.2013 суд апелляционной инстанции в целях всестороннего и полного установления обстоятельств дела откладывал рассмотрение апелляционной жалобы.
В судебное заседание 14.01.2014 участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Ходатайство Госжилинспекции о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие удовлетворено протокольным определением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной инстанции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным органом, на основании распоряжения от 25.02.2013 N 731 проведена внеплановая проверка с целью рассмотрения обращения гр. В.Н. Михайлюта о фактах нарушения прав потребителей в многоквартирном доме N10 по ул. им. Кияшко в г. Краснодаре при предоставлении услуг по содержанию внутридомовой системы центрального отопления, выражающееся в отсутствии прогрева нагревательных приборов.
Согласно акту проверки от 27.02.2013 N 000491 нагревательные приборы в жилых помещениях указанного дома прогреты, протечек и иных неисправностей не установлено. При этом установлено, что ООО " ГУК- Краснодар" не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению ( данные услуги дому оказывает ООО "Теплый дом").
27.02.2013 инспекцией выдано предписание N 000719, в соответствии с которым ООО "ГУК-Краснодар" предписано в срок до 30.08.2013 привести договор управления домом в соответствие с постановлением требованиями, приняв на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Необходимость оформления взаимоотношений между исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией) и потребителем коммунальных услуг предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вступившими в силу с 01.09.2012 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В пункте 7 Правил N 354 установлено, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В то же время Правила допускают возможность заключения договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения собственниками жилых помещений в многоквартирном доме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 9).
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Из протокола общего собрания собственников помещений спорного дома от 15.07.2013 следует, что вопрос об утверждении текста договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома с управляющей организацией - ООО "ГУК-Краснодар", неотъемлемым приложением к которому является перечень коммунальных услуг, был включен в повестку дня и рассмотрен собранием по существу с принятием по нему решения.
В частности, согласно утвержденному перечню в число коммунальных услуг входит: холодное водоснабжение, водоотведение по ХВС, электроснабжение. С момента выполнения ООО "Теплый дом" обязательства по установке общедомовых приборов учета и подписания ООО "ГУК-Краснодар" акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета производить начисления по оплате за отопление, горячее водоснабжение, отведение по ГВС.
Из материалов дела, в том числе, пояснений общества, заявления гражданина (л.д. 114), счетов-извещений (л.д. 115-118) следует, что услуги по горячему водоснабжению и отоплению оказывает ООО "Теплый дом", получая непосредственно оплату от жильцов.
Доказательств того, что между ООО "Теплый дом" и управляющей компанией заключен договор на предоставление услуг по отоплению и горячему водоснабжению, определения границ разграничения ответственности, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах наличие законных оснований для выдачи оспариваемого предписания не доказано.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции полагает, что выдача обществу оспариваемого предписания не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку возлагает на него неисполнимую в существующих условиях обязанность, которую общество не может выполнить, при этом несет ответственность за его неисполнение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого судебного акта, не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.2013 по делу N А32-16791/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16791/2013
Истец: ООО "Городская управляющая компания - Краснодар", ООО "ГУК-Краснодар"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция по КК