город Омск |
|
21 января 2014 г. |
А46-9594/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11443/2013) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29 октября 2013 года по делу N А46-9594/2013 (судья Ярковой С.В.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Карат" (ОГРН 1065503062646, ИНН 5503104848) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) об обязании заключить договор аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Карат" - представитель Киргинцев В.Т. (доверенность б/н от 14.08.2013);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая компания "Карат" (далее - ООО "ПТК "Карат", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском об обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 3 827 кв.м., имеющего кадастровый номер 55:36:080116:3221, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Каховского, 3, в редакции пункта 2.1 договора купли-продажи, предложенной ООО "ПТК "Карат" относительно выкупной цены земельного участка, а именно 98 620 руб. 83 коп., указав вместо фразы "Цена выкупа земельного участка определена на основании подпункта 4 пункта 1 постановления Правительства Омской области от 18.07.2012 года N 142-п "О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты таких земельных участков", кадастрового паспорта участка", следующую фразу "Цена выкупа земельного участка определена на основании статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", кадастрового паспорта земельного участка, сведений о том, что объект недвижимого имущества, расположенный на участке, отчужден из государственной собственности в процессе приватизации завода КЖБИ, что подтверждается договором выкупа арендованного имущества от 13.12.1993 N 1-КП, зарегистрированного удостоверением от 01.04.1996 N 1999, письмом ГП "Омский центр ТИЗ" от 24.05.2012 N 09-01/6594".
Решением Арбитражного суда Омской области от 29 октября 2013 года по делу N А46-9594/2013 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Департамент заключить с ООО "ПТК "Карат" договор купли-продажи земельного участка площадью 3 827 кв.м., имеющего кадастровый номер 55:36:080116:3221, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Каховского, 3, в редакции п. 2.1. договора купли-продажи, предложенной ООО "ПТК "Карат" относительно выкупной цены земельного участка. С ответчика в пользу истца взыскано 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с применением 2,5% от кадастровой стоимости осуществляется до 1 июля 2012 года. Поскольку истцом заявление подано в Департамент 21.06.2013, то предоставить испрашиваемый земельный участок, применяя 2,5% кадастровой стоимости при подготовке договора купли-продажи земельного участка, не представляется возможным.
Отмечает, что полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, возникли у Департамента лишь с 11.02.2013, ГУЗР Омской области ликвидировано 03.06.2013. Таким образом, Департамент не является правопреемником Управления, а наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с Решением Омского городского совета от 27.02.2013 N 110. В связи с этим, заявка, поданная в ГУЗР Омской области, не может служить основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка. Эта заявка была Управлением рассмотрена, но решение по ней не принято.
Представитель Департамента, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явился. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика.
Представитель ООО "ПТК "Карат" в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в соответствии со статьями 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 13.02.2008 ООО "ПТК "Карат" приобрело в собственность нежилое помещение 1П, назначение: нежилое; площадь: общая 686,6 кв.м., номера на поэтажном плане: цокольный этаж: 1-3; 1 этаж: 1-8; 2 этаж: 1-5; этаж: цокольный, 1, 2. Литер: Е; местоположение: г. Омск, ул. Каховского, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права - л.д. 49).
Между ГУЗР Омской области (арендодатель) и ООО "ПТК "Карат" (арендатор) 29.05.2009 заключён договор аренды N ДГУ-Ц-13-1350, в соответствии с условиями которого истцу предоставлена в аренду сроком на 40 лет часть земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 3472 кв.м., с учётным кадастровым номером 3, из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:080116:43, общей площадью 197 809 кв.м., расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населённых пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору; местоположение участка: в 320 метрах западнее относительно 2-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Каховского, дом 3, корп. 2; целевое назначение: для производственных целей под строения.
Двадцать восьмого июня 2012 года ООО "ПТК "Карат" обратилось в Главное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:080116:3221, местоположение которого установлено относительно нежилого помещения 1П (литер Е), имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Каховского, д. 3.
Письмом от 20.07.2012 N 04012/7947 Управлением в представлении испрашиваемого земельного участка в собственность отказано.
Вступившим в законную силу 29.02.2013 решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2013 по делу N А46-29297/2012 действия ГУЗР Омской области, выразившиеся в отказе в предоставлении обществу с ООО "ПТК "Карат" земельного участка с кадастровым номером 55:36:080116:3221, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Каховского, 3, признаны незаконными, как противоречащие требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанным решением установлено, что общество имело право на получение в собственность земельного участка на основании поданного им 28.06.2012 заявления.
В соответствии со статьёй 6 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" органы местного самоуправления вправе по отношению к расположенным на территории города Омска земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаться только теми из них, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства и садоводства. Распоряжение всеми остальными участками осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области - Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Законом Омской области от 06.12.2012 N 1496-ОЗ в Закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" внесены изменения, согласно которым ГУЗР Омской области утратило указанные выше полномочия.
Указанный закон вступил в силу с 11.02.2013.
В соответствии с Постановлением администрации города Омска от 06.02.2013 N 120-п полномочия по распоряжению неразграниченными землями переданы Департаменту имущественных отношений Администрации города.
ООО "ПТК "Карат", полагая, что имеет право на приобретение земельного участка в собственность по цене, существовавшей до 01.07.2012, на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, в марте 2013 года обратилось к Департаменту с заявлением о передаче земельного участка с кадастровым номером 55:36:080116:3231 в собственность общества по цене, составляющей 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, которая на момент обращения истца с первоначальным заявлением составляла 3 944 833 руб. 33 коп., а именно за 98 620 руб. 83 коп.
Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска принято распоряжение от 17.04.2013 N 1605-р о предоставлении обществу земельного участка в собственность.
Истцом получен проект договора купли-продажи земельного участка. В пункте 2.1 проекта договора содержались условия о цене земельного участка, а именно - при неизменившейся кадастровой стоимости земельного участка 3 944 833 руб. 33 коп. цена земельного участка составила 591 725 руб., то есть 15 % от кадастровой стоимости.
Ссылаясь на то, что заявление о приобретении в собственность земельного участка подано 28.06.2012, отказ Управления в предоставлении участка признан решением суда незаконным, в силу чего, общество имеет право на выкуп участка по цене, составляющей 2,5 % от кадастровой стоимости, ООО "ПТК "Карат" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Так, 21.06.2013 в адрес ответчика направлен проект договора, в котором пункт 2.1 изменен только в части цены земельного участка, а именно, вместо 591 725 руб. указана цена 98 620 руб. 83 коп. Предложена иная редакция абзаца 3 пункта 2.1 договора, а именно, вместо фразы "Цена выкупа земельного участка определена на основании подпункта 4 пункта 1 постановления Правительства Омской области от 18.07.2012 года N 142-п "О порядке определения цены земельных участков при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений и порядке оплаты таких земельных участков", кадастрового паспорта участка", предложена следующая редакция: "Цена выкупа земельного участка определена на основании статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, кадастрового паспорта земельного участка, сведений о том, что объект недвижимого имущества, расположенный на участке, отчужден из государственной собственности в процессе приватизации завода КЖБИ, что подтверждается Договором выкупа арендованного имущества от 13.12.1993 г. N 1-КП, зарегистрированного удостоверением от 01.04.1996 N 1999, письмом ГП "Омский центр ТИЗ" от 24.05.2012 г. N 09-01/6594".
Департамент в письме от 19.07.2012 отказал в заключении договора купли-продажи на предложенных условиях на том основании, что право на приобретение земельного участка в собственность по цене, составляющей 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, утрачено обществом 01.07.2012.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ в случае, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 ЗК РФ).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
При этом земельное законодательство Российской Федерации не допускает возможности отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под находящимися в их собственности зданиями, строениями, сооружениями, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ); установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, перечень предусмотренных законом оснований, по которым допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является исчерпывающим.
Следовательно, отказ в предоставлении участка по иным основаниям, кроме указанных в пункте 4 статьи 28 ЗК РФ, противоречит закону.
Департамент не отказывает истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, однако считает верной определенную цену участка в размере 15 % от его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 установлено, что до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек;
в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.01.2013 по делу N А46-29297/2012 действия ГУЗР Омской области, выразившиеся в отказе в предоставлении ООО "ПТК "Карат" земельного участка с кадастровым номером 55:36:080116:3221, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Каховского, 3, признаны незаконными, при том, что было установлено право истца на получение в собственность земельного участка на основании поданного им 28.06.2012 заявления, то требование истца о приобретении земельного участка по цене 98 620 руб. 83 коп. в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 правомерно.
При таких обстоятельствах иск о понуждении ответчика к заключению договора аренды земельного участка является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Довод подателя жалобы о том, что он не является правопреемником ГУЗР Омской области, в связи с чем, заявка, поданная истцом в Управление, не может служить основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка, отклоняется ввиду его несостоятельности.
Незаконный отказ ГУЗР Омской области в предоставлении истцу земельного участка по льготной цене, определенной в пункте 1 статьи Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001, не может служить основанием для отказа в применении такой цены при вынужденном повторном обращении истца с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Передача функций по распоряжению земельными участками иному органу не прекращает соответствующих обязательств уполномоченного органа в связи с ликвидацией лица, на которое ранее такие функции были возложены.
Равным образом, заинтересованное лицо, не может быть поставлено в более невыгодные для него условия по приобретению земельного участка по льготной цене, учитывая, что невозможность реализации данного права в установленные сроки была вызвана незаконными действиями уполномоченного органа.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 29 октября 2013 года по делу N А46-9594/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя, однако Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от оплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 29 октября 2013 года по делу N А46-9594/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9594/2013
Истец: ООО "Производственно-торговая компания "Карат"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска