город Омск |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А70-7490/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10200/2013) общества с ограниченной ответственностью "Тарманское-Центральное" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.10.2013 по делу N А70-7490/2013 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тарманское-Центральное" (ОГРН 1027200882774, ИНН 7203002260)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799)
при участии в деле 3-го лица: Садоводческого некоммерческого товарищества "Поле чудес"
об оспаривании постановления от 5.07.2013 N А13/163 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тарманское-Центральное" - Кокаров Владимир Владимирович (паспорт, по доверенности N 1 от 22.07.2013 сроком действия на три года);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от садоводческого некоммерческого товарищества "Поле чудес" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тарманское-Центральное" (далее - ООО "Тарманское-Центральное", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - ответчик, Управление) от 05.07.2013 N А13/163 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.10.2013 по делу N А70-7490/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что при условии отсутствия технической возможности технологического присоединения у Общества не возникает обязанности заключить с СНТ "Поле чудес" договора на такое присоединение. Условия технического присоединения затруднялись отсутствием точки подключения объекта, что требовало разработки проектной документации с учетом строительства (реконструкции) объекта, в связи с чем было дано задание на проектирование. Податель жалобы считает, что все его действия были направлены и совершались с целью заключения договора технологического присоединения СНТ "Поле чудес" к электрическим сетям и для выполнения данной цели им были предприняты все зависящие от него меры. Договор N 1 об осуществлении технологического присоединения заключен с СНТ "Поле чудес" 15.06.2013, то есть до составления протокола об административном правонарушении. Общество ссылается на отсутствие вины во вмененном ему правонарушении.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, садоводческого некоммерческого товарищества "Поле чудес", надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
До начала судебного заседания от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ООО "Тарманское-Центральное" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя ООО "Тарманское-Центральное", суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Тарманское-Центральное" зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1037200650574), его место нахождения: г. Тюмень, ул. Бирюзовая, 14, законный представитель - директор Карпова Е.В.
Решением РЭК Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 30.12.2011 N 426 установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Тарманское-Центральное" и ОАО "Тюменьэнерго".
Садовое некоммерческое товарищество "Поле чудес" 26 июня 2012 года обратилось в ООО "Тарманское-Центральное" с заявкой на технологическое присоединение ТП-10/0,4 кв с ВЛ -10/0,4 для энергоснабжения коллективных садов, суммарной присоединяемой мощностью 438 кВт.
В связи с тем, что в установленный данными Правилами срок до 26 июля 2013 года договор на технологическое присоединение в адрес СНТ "Поле чудес" Обществом направлен не был, садовое товарищество 05.06.2013 обратилось в УФАС по Тюменской области с заявлением о нарушении Обществом антимонопольного законодательства, выразившемся в уклонении сетевой организации от заключения договора на осуществление технологического присоединения.
В ходе административного производства антимонопольным органом установлено, что по заявке от 26 июня 2012 года Общество выдало СНТ "Поле чудес" технические условия лишь 19 октября 2012 года, то есть с нарушением установленного пунктом 15 Правил N 861 срока на 83 дня; при этом в нарушение Правил N 861 технические условия выданы садовому товариществу без договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
По выявленному факту в отношении ООО "Тарманское-Центральное" в присутствии законного представителя Общества должностным лицом антимонопольного органа составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2013 N А13/163 по признакам части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании данного протокола заместителем руководителя УФАС по Тюменской области вынесено оспариваемое постановление от 05.07.2013 N А13/163 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества, но при надлежащем его извещении о времени и месте совершения данного процессуального действия. При вынесении постановления присутствовал представитель Общества по доверенности от 06.06.2012 N 1, которая в объяснениях на протокол факт выявленного правонарушения и вину Общества признала.
Из материалов административного дела усматривается, что составление протокола и вынесение оспариваемого постановления осуществлено антимонопольным органом в рамках полномочий, предоставленных ему частью 1 статьи 28.3 и статьи 23.48 КоАП РФ, а также с соблюдением процессуального порядка и срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления от 05.07.2013 N А13/163 о привлечении к административной ответственности.
09.10.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение указанного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ необходимо установить нарушение сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства и (или) технических условий.
Как указано в пункте 1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), настоящие Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Общество является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии, и обязано соблюдать, среди прочих нормативных требований, требования Правил N 861.
В силу пункта 3 Правил N 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Как указано в пункте 7 Правил N 861, настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций; и другое.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил (пункт 8 Правил N 861).
26 июня 2012 года СНТ "Поле чудес" обратилось в ООО "Тарманское-Центральное" с заявкой на технологическое присоединение ТП-10/0,4 кв с ВЛ -10/0,4 для энергоснабжения коллективных садов, суммарной присоединяемой мощностью 438 кВт.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителя, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, а также случаев, связанных с осуществлением технологического присоединения по индивидуальному проекту), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 4 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (абзац 7 пункта 15 Правил N 861).
Как указано в абзаце 11 пункта 15 Правил N 861, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что для сетевой организации является обязательным условием направление в адрес заявителя договора на технологическое присоединение.
Однако как усматривается из материалов дела, в установленный Правилами N 861 30-дневный срок (до 26 июля 2013 года) договор на технологическое присоединение в адрес СНТ "Поле чудес" Обществом направлен не был.
Указанные обстоятельства фактически лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В качестве доказательств в материалы дела представлены: заявление СНТ "Поле чудес" о нарушении антимонопольного законодательства, заявка на технологическое присоединение (исх. 85 от 25.06.2012), протокол об административном правонарушении N А 13/163 от 28.06.2013, постановление о назначении административного наказания N А 13/163 от 05.07.2013, другие доказательства.
Постановлением УФАС по Тюменской области от 21 ноября 2012 года Общество ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства. В этой связи действия Общества, выразившиеся в нарушении установленного Правилами N 861 срока представления СНТ "Поле чудес" проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, обоснованно квалифицированы антимонопольным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд считает правомерным вывод антимонопольного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод Общества об отсутствии у СНТ "Поле чудес" на момент подачи заявки технической возможности присоединения судом апелляционной инстанции отклоняется.
Пунктом 30 Правил N 861 предусмотрено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
В силу пункта 4 Правил N 861, любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
При этом как указано ранее, в силу пунктов 3, 6, 7, 15 Правил N 861, заключение договора является обязательным условием для сетевой организации, несмотря на отсутствие технической возможности присоединения энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы).
Как правильно указал суд первой инстанции, инвестиционная программа у Общества отсутствует, доказательства обращения Общества в вышестоящую организацию для выделения необходимой мощности либо в уполномоченный орган в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не представлены.
В этой связи ссылка Общества то, что отсутствие необходимых мощностей подтверждается договорами N Н/03-20 с ОАО "Тюменьэнерго" от 12 ноября 2012 г. и N 03/022-У с ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", несостоятельна.
По смыслу вышеуказанных пунктов Правил N 861 отсутствие технической возможности присоединения так же должно было быть установлено Обществом в пределах установленного срока рассмотрения заявки до 26 июля 2012 года, следовательно, ссылка Общества на отсутствие точки подключения объекта и необходимость разработки проектной документации с учетом строительства (реконструкции) объекта, также отклоняется, поскольку задание на проектирование КТП 10/04 кВт дано СНТ "Поле чудес" только 19 октября 2012 года.
Таким образом, представленные заявителем доказательства не являются доказательствами принятия Обществом всех необходимых мер для направления договора на технологическое присоединение в установленный Правилами срок, поскольку данные действия были совершены Обществом уже после истечения максимально допустимого срока для направления данного договора.
Ссылка подателя жалобы на то, что договор N 1 об осуществлении технологического присоединения заключен с СНТ "Поле чудес" 15.06.2013, то есть до составления протокола об административном правонарушении, апелляционным судом отклоняется, поскольку указанные обстоятельства не освобождают Общество от административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства о технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения Обществом указанных требований, из материалов дела не усматривается, в связи с чем имеется вина Общества в совершенном правонарушении.
Учитывая изложенное, административный орган пришел к законному и обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Апелляционный суд заключает об отсутствии со стороны суда первой инстанции нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тарманское-Центральное" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.10.2013 по делу N А70-7490/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7490/2013
Истец: ООО "Тарманское-Центральное"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Садоводческое некоммерческое товарищество "Поле чудес"