город Омск |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А75-7957/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11054/2013) Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2013 по делу N А75-7957/2013 (судья Истомина Л.С.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания Аганречтранс"" (ОГРН 1028601869339, ИНН 8620013082)
к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания Аганречтранс"" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания Аганречтранс" (далее - ООО "СК Аганречтранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 10-25/2013 от 16.08.2013 о привлечении к административной ответственности.
Решением от 30.10.2013 по делу N А75-7957/2013 требования заявителя были удовлетворены. Постановление Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - административный орган, ответчик) N 10-25/2013 от 16.08.2013 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
На указанное решение административным органом подана апелляционная жалоба. Заинтересованное лицо не согласно с решением арбитражного суда, считает, что срок давности для привлечения заявителя к административной ответственности не истек, правонарушение, совершенное заявителем, является длящимся. Данный вывод ответчика основан на том, что ООО СК "Аганречтранс" длительное время не выполняло предусмотренные законом обязанности, закрепленные в лицензии, а именно, не обеспечивало уровень добычи полезных ископаемых в соответствии с проектными документами.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы было проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения руководителя Службы от 11.06.2013 N 10-8/2013 (т. 1 л.д. 47-49) в отношении ООО "СК Аганречтранс" в период с 01.07.2013 по 26.07.2013 проведена плановая документарная проверка на предмет выполнения требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и условий пользования недрами к лицензии ХМН 00015 ТЭ.
Административный орган уведомил общество о проведении проверки заказным письмом от 13.06.2013 N 31-02-3182 (т. 1 л.д. 50), а также посредством факсимильной связи 14.06.2013 (т. 1 л.д. 51).
В ходе проверки должностными лицами Службы выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2005 N 82-оз "О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых", выразившиеся в неисполнении обществом пункта 2.8 условий лицензионного соглашения, согласно которому владелец лицензии взял на себя обязательство обеспечивать уровни добычи общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с проектными документами.
По факту выявленных нарушений Службой составлен акт проверки от 23.07.2013 N 10-8/2013 (т. 1 л.д. 53-57).
06.08.2013 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10-25/2013 (т. 1 л.д. 66).
Постановлением от 16.08.2013 N 10-25/2013 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей (т. 1 л.д. 72-73).
Считая вынесенное постановление незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 30.10.2013 по делу N А75-7957/2013 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), в котором указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктами 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В пункте 1 части 5 статьи 24 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2005 N 82-ОЗ "О пользовании недрами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для целей разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения не связанных с добычей полезных ископаемых" предусмотрено, что пользователь недр в соответствии с федеральным законодательством обязан соблюдать условия лицензии на пользование недрами, а также заключенного договора об условиях пользования недрами.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае факт нарушения условий лицензии подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Техническим проектом 02-11-ТП "Разработка и рекультивация Нижневартовского месторождения песка (блок СI-III)" среднегодовая проектная добыча определена в объеме 1 250,859 тыс.м3.
Фактический объем добычи песка по годам составил: в 2011 г. - 403,82 тыс.м3, в 2012 г. - 560,6 тыс.м3. Ежегодные отклонения по годовым уровням (объемам) добычи песка составили в 2011 году более 60 процентов, в 2012 году - более 50 процентов в сторону уменьшения относительно проектных показателей.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно признал в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции правомерно указал, что событие данного правонарушения считается оконченным с завершением календарного года, на который был запланирован уровень добычи, то есть 31.12.2011 и 31.12.2012. Исходя из даты принятия административным органом оспариваемого постановления - 16.08.2013, суд первой инстанции правомерно заключил о том, что к моменту вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности общества за вышеуказанное нарушение истек.
Доводы подателя жалобы о том, что спорное правонарушение носит длящийся характер, апелляционная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как уже было отмечено выше, ООО СК "Аганречтранс" привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами и требований утвержденного технического проекта. Указанное нарушение заключается в том, что в 2011 г. и в 2012 г. заявитель добыл песка в объеме меньшем, чем это предусмотрено Техническим проектом 02-11-ТП "Разработка и рекультивация Нижневартовского месторождения песка (блок CI - III)" (л.д. 78).
Событие данного правонарушения считается оконченным с завершением календарного года, на который был запланирован уровень добычи, то есть 31.12.2011 и 31.12.2012, соответственно.
Таким образом, невыполнение заявителем обязанности по добыче установленного объема песка в календарном году к установленному сроку (концу календарного года) не является длящимся правонарушением. Невыполнение условий лицензии в каждом календарном году является самостоятельным правонарушением, событие которого считается оконченным с момента завершения календарного года, на который был запланирован уровень добычи.
Длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных обязанностей. Нарушение, являющееся длящимся, может быть устранено в любой момент. Однако административное нарушение, допущенное заявителем, не может быть устранено вообще, поскольку в следующем календарном периоде не может быть восполнен объем добычи за предыдущий период в связи с невозможностью превышения установленного объема. Объем добычи в течение действия лицензии установлен не нарастающим итогом (названная правовая позиция изложена в пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).
Указанное также подтверждает тот факт, что отклонение по годовым уровням (объемам) добычи песка не является длящимся нарушением.
В апелляционной жалобе административного органа указано, что нарушением установленных требований проектной документации и, соответственно, условий лицензии является невнесение изменений в проектную документацию, то есть годовые объемы добычи песка ООО СК "Аганречтранс" ни в 2011 году, ни в 2012 году не были скорректированы.
Между тем, как следует из Постановления о назначении административного наказания от 16.08.2013 N 10-25/2013, заявитель привлечен к ответственности не за факт невнесения изменений в проектную документацию, а за отклонения по годовым уровням (объемам) добычи песка, определенным Техническим проектом, что привело к несоблюдению п.п. 2.8, 2.9. условий Лицензии ХМН 00015 ТЭ.
Арбитражным судом первой инстанции было правильно установлено истечение сроков давности привлечения к административной ответственности ООО "Судоходная компания "Аганречтранс" к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2013 по делу N А75-7957/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7957/2013
Истец: ООО "Судоходная компания Аганречтранс"", ООО Судоходная компания "Аганречтранс"
Ответчик: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры