Торгуем на расстоянии
Одной из форм розничной продажи товаров является дистанционная торговля. В отличие от магазинной торговли, ее необходимым условием является наличие расстояния между продавцом и покупателем, при этом исключается возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром: знакомство с товаром происходит посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой связи, радиосвязи и др.) или иными способами.
До недавнего времени дистанционная торговля представляла собой в основном доставку товаров по почте. В последние несколько лет это понятие значительно расширилось благодаря стремительному развитию коммуникационных технологий, и продавцы, специализирующиеся на дистанционной торговле, применяют все возможные каналы передачи информации - Интернет, телевидение, мобильную связь (интернет-магазины, "магазины на диване" и т.д.).
О том, что нужно знать индивидуальному предпринимателю, который осуществляет дистанционную торговлю или только собирается развивать данное направление своей деятельности, и пойдет речь в данной статье.
Нормативное регулирование дистанционной торговли
Отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом регулируются следующими документами: во-первых, Гражданским кодексом (с 12 декабря 2007 года действует Федеральный закон N 234-ФЗ*(1), который внес изменения в ст. 497 ГК РФ и четко разграничил понятия дистанционной торговли и торговли по образцам) и, во-вторых, Законом РФ N 2300-1*(2), в котором дистанционной торговле посвящена отдельная статья - ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товара". Порядок продажи товаров дистанционным способом, регулирующий отношения между покупателем и продавцом, установлен также Правилами продажи товаров дистанционным способом*(3) (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил перечень товаров, продаваемых дистанционным способом, а также перечень оказываемых услуг, связанных с такой продажей, определяется самим продавцом.
При этом не допускается продажа алкогольной продукции и товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (п. 5 Правил) - например, табачной продукции, поскольку это следует из Федерального закона N 87-ФЗ*(4). Нарушение положений п. 5 Правил определяет состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ: незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц индивидуальных предпринимателей - ст. 2.4 КоАП РФ) - от 3 000 до 4 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой (см. Письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32).
Имейте в виду, что Правила не применяются в отношении продажи товаров с использованием автоматов, в отношении договоров купли-продажи, заключенных на торгах, а также в отношении выполненных работ или оказанных услуг (п. 6 Правил). Исключение составляют работы (услуги), выполняемые (оказываемые) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом, - например, услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовым отправлением или перевозки, которые продавец обязан предложить покупателю с указанием используемого способа доставки и вида транспорта (п. 3 Правил).
Выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату без согласия покупателя продавец не имеет права. Покупатель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они уже оплачены, потребовать от продавца возврата уплаченной суммы (п. 7 Правил). Кроме того, продавец должен сообщить покупателю о необходимости использования квалифицированных специалистов для подключения, наладки и пуска в эксплуатацию технически сложных товаров, которые не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.
До заключения договора розничной купли-продажи продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о себе (полное наименование и место своего нахождения) и товаре (цена, место его изготовления, условия приобретения, порядок оплаты, способ доставки товара и т.д.) (п. 8 Правил). Кроме того, он обязан проинформировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом. Предоставление вышеуказанной информации предусмотрено также п. 1, 2 ст. 26.1 Закона РФ N 2300-1. За несоблюдение данной нормы предусмотрена административная ответственность. Например, продажа товаров индивидуальными предпринимателями при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце влечет наложение административного штрафа от 3 000 до 4 000 руб. (ст. 14.5 КоАП РФ), а нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
По общему правилу договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового (товарного) чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК РФ). Согласно п. 20 Правил при продаже товаров дистанционным способом договор считается заключенным:
- с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу товаров дистанционным способом, может предложить покупателю различные способы оплаты товара: наличными курьеру, банковским, почтовым или телеграфным переводом, с использованием банковской платежной карты, электронной платежной системы, наложенным платежом при получении товара на почте. При оплате товаров в безналичной форме или продаже товаров в кредит индивидуальный предприниматель обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара;
- с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. В сообщении о своем намерении покупатель обязан указать наименование и адрес продавца, свою фамилию, имя, отчество (либо фамилию, имя, отчество указанного им лица - получателя товара), адрес, по которому следует доставить товар. Кроме этого покупатель указывает наименование товара, артикул, марку, количество, цену товара (при предоставлении услуги - ее вид, время исполнения и стоимость), а также обязательства покупателя.
С момента получения индивидуальным предпринимателем соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор у продавца возникают обязательства по передаче товара (п. 18 Правил).
Исполнение договора
В соответствии с п. 3 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи дистанционным способом считается исполненным (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором) с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, или с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина (месту нахождения покупателя - юридического лица), если место передачи товара не определено.
Пунктом 9 Правил установлено, что продавец в момент доставки товара обязан довести до покупателя в письменной форме определенную информацию, которая помимо сведений о самом продавце (наименования и местонахождения) должна, в частности, содержать сведения об основных потребительских свойствах товара, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, сведения о сроке службы или сроке годности товаров, а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков, информацию о порядке и сроках возврата товара потребителем. Информация о товарах доводится до сведения покупателя в прилагаемой к товарам технической документации, на этикетках, путем нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 11 Правил). При этом информация о товарах импортного производства обязательно должна быть на русском языке.
Продавец обязан передать товар покупателю в установленный в договоре срок (п. 23 Правил), а если он не установлен, то в разумный срок. В случае если доставка товара произведена вовремя, но товар не был передан по вине покупателя, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом. При этом покупатель должен дополнительно оплатить стоимость услуг по доставке.
Как поступать в случаях, когда покупатель отказывается от товара? Индивидуальный предприниматель должен помнить, что права покупателя относительно возврата товара и порядок возврата определены в п. 21 и 32 Правил, и информация, предусмотренная данными пунктами, должна быть обязательно доведена до сведения покупателя в письменной форме в момент доставки товара.
Покупатель может отказаться от товара в следующих случаях:
- до передачи товара - в любое время;
- после передачи - в течение семи дней;
- в случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара - в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества осуществляется при условии, что сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также имеется документ, подтверждающий факт покупки. Отсутствие данного документа не лишает покупателя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца. Если товар надлежащего качества имеет индивидуально-определенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его покупателем, то последний не вправе отказаться от указанного товара.
При отказе от товара покупатель предъявляет продавцу соответствующее требование. При возврате покупателем товара надлежащего качества составляется накладная или акт о возврате товара (п. 33 Правил). Индивидуальный предприниматель не позднее чем через десять дней должен возвратить покупателю сумму, уплаченную в соответствии с договором (за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара). Если при возврате товара денежные средства за него выплачиваются не сразу, то возврат этих сумм производится либо наличными денежными средствами по месту нахождения продавца, либо путем перечисления соответствующей суммы почтовым переводом или на банковский счет покупателя.
Виды дистанционной торговли и налогообложение
Перед тем как перейти к рассмотрению различных видов дистанционной торговли, скажем несколько слов о режимах налогообложения. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся продажей товаров дистанционным способом, могут применять и общий режим налогообложения, и УСНО (при соблюдении условий, установленных ст. 346.12 НК РФ). Что касается ЕНВД, то с 1 января 2008 года вступили в силу поправки в абз. 12 ст. 346.27 НК РФ*(5), согласно которым к розничной торговле не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети, в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины и компьютерные сети - следовательно, данный вид деятельности не подпадает под обложение ЕНВД.
Например, к торговле товарами по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети относится торговля, осуществляемая путем приема заказов на товар посредством телефонной связи через менеджеров в офисе с последующей доставкой товара покупателям (Письмо Минфина России от 28.01.2008 N 03-11-04/3/23).
Посылочная торговля
Как правило, при продажах по каталогам товар доставляется по почте. Этот вид дистанционной торговли начал развиваться еще в конце XIX века и не теряет своей актуальности в наши дни. Этому способствуют большая протяженность страны и удаленность ее регионов друг от друга.
Покупатель выбирает по фотографиям и описаниям понравившийся товар, заполняет заявку-анкету и отправляет ее продавцу - индивидуальному предпринимателю, который обрабатывает заявку и отправляет товар по адресу, указанному в заказе, воспользовавшись услугами почты. Так как покупателями товаров по каталогам являются физические лица, то, как правило, доставка производится в виде почтового отправления с наложенным платежом. Это почтовое отправление с объявленной ценностью, пересылаемое между объектами федеральной почтовой связи, при подаче которого отправитель поручает объекту федеральной почтовой связи взыскать установленную им денежную сумму с адресата и выслать ее по адресу отправителя (п. 2 Правил оказания услуг почтовой связи*(6)). Покупатель получает товар на почте и здесь же его оплачивает, а сумма наложенного платежа затем отправляется продавцу - индивидуальному предпринимателю.
Стоимость доставки может включаться в цену товара. Если доставка в стоимость покупки не включена, а оплачивается покупателем отдельно, то услуги связи включаются в расходы индивидуального предпринимателя:
- применяющего общий режим налогообложения - на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ;
- применяющего УСНО - на основании пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Бывают случаи, когда потребителю при получении в отделениях связи заказанного товара, упакованного в бандероль, посылку и т.п., предлагают произвести доплату, а после вскрытия почтового отправления выясняется, что присланные товары потребителем не заказывались (полностью или частично). Индивидуальному предпринимателю следует иметь в виду, что п. 19 Правил не допускает передачу потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием обязательной оплаты товаров.
Несоблюдение продавцами данного пункта Правил может служить основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 (включение в договор розничной купли-продажи условий, ущемляющих права потребителей) или по ст. 14.15 КоАП РФ (нарушение правил продажи отдельных видов товаров).
Интернет-торговля
В последнее время товарооборот интернет-магазинов неуклонно растет. Интернет-торговля привлекательна и для продавцов, и для покупателей. Покупатели не тратят время на поход по магазинам, получая товар прямо в руки, а продавцы сокращают расходы - не надо приобретать торговые помещения и оборудование либо вносить за это арендную плату, платить зарплату продавцам, оплачивать услуги посредников и т.п. Основными расходами являются расходы по созданию и обслуживанию сайта, по доставке товара покупателю (собственным транспортом или с привлечением сторонних организаций), по оплате услуг банка или представителей платежных систем.
Система работы интернет-магазина заключается в следующем. Индивидуальный предприниматель создает свой веб-сайт, регистрирует доменное имя и заключает договор с провайдером. На сайте продавец размещает информацию о себе, товарах, а также способах оплаты товара. Покупатель, ознакомившись с предлагаемым ассортиментом, делает заявку, в которой указывает свои данные и адрес, по которому следует доставить товар.
Рассмотрим способы оплаты товара при интернет-торговле.
Оплата наличными денежными средствами. Заказанный товар доставляется курьером, который передает его покупателю вместе с накладной. Если покупатель рассчитывается наличными денежными средствами, то курьер обязан выдать ему кассовый чек.
В пункте 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ*(7) перечислены виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. При этом освобождение от применения ККТ продавцов интернет-магазинов (в том числе доставляющих товар на дом) данной нормой не предусмотрено.
Здесь возможны два варианта. Чек может быть выбит непосредственно в офисе (на складе) индивидуального предпринимателя, а курьер в момент доставки передает его покупателю. Однако если покупатель откажется от товара, то в этом случае необходимо составить акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (ф. КМ-3*(8)). Если индивидуальный предприниматель снабдит курьеров переносными кассовыми аппаратами и чек будет пробит непосредственно на месте, то это может избавить от лишних хлопот в случае возврата товаров.
Оплата с помощью пластиковых карт (MasterCard, Visa и др.). Индивидуальный предприниматель должен зарегистрироваться на сайте системы электронных платежей. Он оформляет заявку, после чего получает идентификационный номер (личный код) в системе платежей. Для проведения расчетов между банком и индивидуальным предпринимателем заключается договор интернет-эквайринга. Интернет-эквайринг - это прием к оплате товаров и услуг в интернет-магазине пластиковых карт международных платежных систем (Visa, MasterCard). В рамках договора интернет-эквайринга банк открывает интернет-магазину счет, на который покупатели перечисляют платежи по электронным картам. Банк направляет выписку о произведенных платежах на электронный адрес интернет-магазина. После подтверждения факта оплаты товара индивидуальный предприниматель осуществляет его доставку покупателю.
Преимущества данной формы расчетов заключаются в том, что оплата товара производится при приеме заказа, не требуется принимать наличные при доставке товара, оплата может осуществляться круглосуточно семь дней в неделю.
За подключение к системе электронных платежей и за перевод денежных средств банк взимает плату.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий дистанционную торговлю через интернет-магазин, заключил с банком договор интернет-эквайринга, согласно которому стоимость услуг банка за проведение платежей составляет 1% от суммы платежа. Покупатель сделал заказ на покупку товара стоимостью 20 000 руб. и перечислил платеж по электронной карте.
Расходы на услуги банка в размере 2 000 руб. (20 000 х 1%) будут учтены в составе расходов индивидуального предпринимателя (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Оплата с помощью одной из платежных систем Интернета (электронных денег). Основные электронные платежные системы - WebMoney, Яндекс.Деньги, CyberPlat, РауСash, Е-gold, Е-port. Средством расчета в этих системах являются электронные деньги, которые хранятся в электронных кошельках. Индивидуальному предпринимателю - владельцу интернет-магазина необходимо заключить договор с администратором платежной системы. После этого на сайте интернет-магазина указывается название системы и приводится инструкция.
Покупатель, выбравший данный способ оплаты товара, должен зарегистрироваться в электронной платежной системе. Затем он вносит сумму на счет гарантийного агентства системы электронных платежей. Внесение денег осуществляется различными способами, например через терминалы или банк. Полученные деньги агентство кладет в электронный кошелек покупателя. Покупатель делает заказ интернет-магазину и переводит деньги из своего электронного кошелька в его электронный кошелек. Затем гарантийное агентство перечисляет деньги на расчетный счет интернет-магазина, взимая при этом комиссию. Для целей налогообложения сумма комиссионного вознаграждения включается в состав расходов индивидуального предпринимателя на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
И.Ю. Чурсина,
эксперт журнала "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 25.10.2007 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса РФ".
*(2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612.
*(4) Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
*(5) Изменения внесены Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй НК РФ".
*(6) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221.
*(7) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(8) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"