Комментарий к письму Министерства финансов РФ
от 28.02.2008 N 03-07-08/47
Столичное налоговое управление доводит до сведения своих подчиненных новую консультацию Минфина по НДС. Она касается права на применение налогового вычета по этому косвенному налогу у фирм, приобретающих товары (работы, услуги) у иностранных партнеров.
Сначала заплатим...
Согласно пункту 1 статьи 161 Налогового кодекса, фирма должна исполнить обязанности налогового агента по НДС, если она приобретает товары (работы, услуги) у иностранных фирм, не состоящих в России на налоговом учете. В соответствии со статьей 24 главного налогового документа организации нужно:
- правильно рассчитать сумму НДС, которую нужно удержать из доходов зарубежного партнера;
- удержать рассчитанную сумму НДС из денежных средств, выплачиваемых контрагенту;
- перечислить в бюджет удержанную сумму НДС;
- в сроки сдать налоговую декларацию и иные документы, необходимые инспекторам для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
- организовать учет начисленных и выплаченных доходов и исчисленных, удержанных, перечисленных с них сумм налогов;
- в течение месяца уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержания НДС с контрагента, если такую операцию (удержание налога) провести не представляется возможным;
- хранить документы, подтверждающие расчет, удержание и уплату налогов в бюджет, в течение четырех лет.
Налоговой базой в сделке с иностранным партнером будет сумма выручки (дохода) такого контрагента. При этом в ней уже будет учтен НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ).
Таким образом, сумма косвенного налога, которую нужно удержать и перечислить в бюджет, определяется по расчетной ставке 18/118 или 10/110 в зависимости от вида товара (работ, услуг), приобретаемого российской организацией (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Обратите внимание: суммы налогов перечисляются в бюджет в российской валюте - рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ).
...Потом зачтем
После уплаты налога за партнера российская фирма может "вернуть" себе налог из бюджета.
Право на вычет
Пункт 3 статьи 171 Налогового кодекса гарантирует право налогового агента на вычет "входной" суммы налога. Для этого фирма-агент должна выполнить такие условия:
- применять общую систему налогообложения;
- приобретать товары (работы, услуги) для деятельности, облагаемой НДС;
- удержать сумму НДС с доходов контрагента - налогоплательщика;
- перечислить "удержанное" в бюджет;
- подтвердить право на вычет документально (в т.ч. счетами-фактурами и платежными поручениями на перечисление НДС в бюджет).
При этом, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса, налоговый вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:
- освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса;
- реализуют конфискованное имущество и ценности, согласно пункту 4 статьи 161 Налогового кодекса;
- реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары иностранных фирм, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Право зачесть "входной" налог возникает у налогового агента в том налоговом периоде, когда:
1. Товары (работы, услуги) были приняты к учету.
2. Сумма НДС фактически была перечислена в бюджет.
Этот вывод следует из пунктов 1, 3 статьи 172 Налогового кодекса. Подтверждается он, к примеру, и письмом ФНС России от 31.10.2007 N ШТ-6-03/844.
Несколько щекотливая ситуация складывается, если в контракте с "иностранцем" не предусмотрено удержание нашего косвенного налога. В этом случае российская фирма все равно должна перечислить в бюджет НДС. Только сделать ей это придется из своих собственных средств - сверх контрактной стоимости товара (работ, услуг). Формально в этом случае налоговый агент лишается права на вычет. Однако Минфин России лояльно относится к такому "нарушению". Что подтверждает публикуемое письмо и более ранние документы этого ведомства, например письма от 26.10.2004 N 03-04-08/93, от 12.04.2007 N 03-07-08/75, а также письмо ФНС России от 31.10.2007 N ШТ-6-03/844.
Обратите внимание: судебная практика по этому вопросу не столь однозначна и "миролюбива". Некоторые арбитры занимают жесткую позицию. Заплатив НДС за зарубежного партнера из своего "кармана", налоговый агент лишается права на вычет (постановление ФАС Центрального округа от 19.09.2007 N А35-5500/06-С21). Другие судьи поддерживают главное финансовое ведомство (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2005 N А29-276/2005а).
Подтверждающие документы
Счет-фактура и платежное поручение - два основных документа, которые подтверждают право налогового агента на зачет "входного" налога.
Оформление платежного поручения не вызывает никаких трудностей и спорных моментов. А вот заполнение счета-фактуры сопряжено со многими неясностями. Они вызваны тем, что основные документы, регулирующие их оформление, не содержат никаких дополнительных разъяснений на этот счет.
Минфин России дает такие рекомендации по этому вопросу (письмо Минфина России от 11.05.2007 N 03-07-08/106).
Налоговые агенты должны составлять счета-фактуры в том же порядке, что и фирмы, которые реализуют товары (работы, услуги). То есть по форме и правилам, утвержденным постановлением Правительства России от 02.12.2000 N 914. Составлять документ нужно в двух экземплярах. Первый экземпляр подшивается в Журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в Книге продаж на дату составления. А второй экземпляр нужно подшить в Журнал учета полученных счетов-фактур и зарегистрировать в Книге покупок (по мере возникновения права на налоговый вычет).
Если какие-то графы счета-фактуры заполнить нельзя из-за отсутствия данных (например, строка 2б "ИНН/КПП продавца"), то их можно оставить пустыми. Но нужно обязательно делать на этом документе пометку "За иностранное лицо". В строке 6 "Покупатель" этих счетов-фактур нужно указывать наименование своей организации.
Предупреждение от Минфина
Вот уже не в первый раз Минфин России снабжает свои письма интересным заключением-напоминанием. В нем специалисты главного финансового ведомства отрицают возможность использования его разъяснений всеми налогоплательщиками без исключения. Якобы точка зрения, высказанная в письме, выражает частное мнение специалистов финансового ведомства. И свои умозаключения по рассмотренным вопросам (отличные от мнения министерства) могут иметь не только организации, но и налоговые инспекторы.
Однако, несмотря на наличие этого отступления, ни публикуемое письмо, ни все остальные письма Минфина не становятся менее ценными. Ведь о том, что оно носит информационно-разъяснительный характер, финансовые специалисты все же упомянули.
К тому же это "демократичное" мнение можно использовать в своих целях. Представим, что в ходе проведения проверки организация столкнется с невыгодной для нее точкой зрения налоговых инспекторов, основанных на каком-либо разъяснении Минфина России. Тогда руководство фирмы сможет с полным правом (и что самое главное - без последствий для себя) заявить, что это мнение не единственно верное, и отстоять свою точку зрения.
Обратите внимание: в рассмотренной в публикуемом письме ситуации разночтений между разъяснениями Минфина и сложившейся практикой налогообложения нет. Поэтому налогового агента, который последует советам главного финансового ведомства, никакие "неожиданности" не должны застать врасплох.
Л.В. Улицкая,
налоговый консультант
"Московский бухгалтер", N 10, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007