г. Саратов |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А57-11036/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителя заявителя: Ефимовой Т.В., директора,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 08 октября 2013 года по делу N А57-11036/2013 (судья Пузина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Апелла", ОГРН 1116449004154, ИНН 6449061419 (г. Энгельс Саратовской области)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459 (г. Саратов)
об обязании вернуть излишне уплаченную плату за загрязнение окружающей среды в сумме 126,51 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Апелла" (далее - ООО "Юридическая фирма "Апелла", заявитель) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области (далее - Управление Росприроднадзора по Саратовской области) об области вернуть излишне уплаченную плату за загрязнение окружающей среды в сумме 126,51 руб.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 08 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Управление Росприроднадзора по Саратовской области возвратить ООО "Юридическая фирма "Апелла" излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 126,51 руб. С Управления Росприроднадзора по Саратовской области в пользу ООО "Юридическая фирма "Апелла" взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб. и почтовые расходы по отправке ответчику искового заявления в сумме 48,94 руб.
Управление Росприроднадзора по Саратовской области не согласилось с решением суда первой и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит принятое по делу решение отменить, и принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "Юридическая фирма "Апелла" представило отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росприроднадзора по Саратовской области в судебное заседание не явилось. О времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом. Почтовое отправление N 77382 вручено адресату 30 декабря 2013 года. Информация о публикации определения суда от 23 декабря 2013 года размещена на сайте суда в сети Интернет 24 декабря 2013 года. Указанное лицо имело реальную возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие Управления Росприроднадзора по Саратовской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителя заявителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Юридическая фирма "Апелла" за период 2011 год, 1-4 кварталы 2012 года, 1 квартал 2013 года перечислена плата за негативное воздействие на окружающую среду платежными поручениями N 1 от 01 марта 2012 года, N 14 от 19 декабря 2011 года, N 20 от 04 апреля 2013 года в общей сумме 126,51 руб.
08 апреля 2013 года ООО "Юридическая фирма "Апелла" обратилось с претензией в Управление Росприроднадзора по Саратовской области о возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 126,51 руб. претензия заявителя оставлена без ответа и удовлетворения.
Полагая, что действия уполномоченного органа, выраженные в отказе возврата излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, ООО "Юридическая фирма "Апелла" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив факт переплаты спорных платежей и отсутствие правовых оснований для их взимания с заявителя, удовлетворил заявленные требования. Кроме того, суд указал, что именно Управление Росприроднадзора по Саратовской области как главный распорядитель средств бюджетной системы обязан вернуть заявителю излишне уплаченные платежи.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу статьи 23 Федерального закона от 24.06.2998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу пункта 4.4. приложения N 1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённых Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, (далее - Указания) объектом размещения отходов являются полигоны захоронения твёрдых бытовых отходов, на которых в установленном порядке могут быть захоронены некоторые виды твёрдых инертных промышленных отходов, в том числе IV класса опасности; полигоны общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов; полигоны, принадлежащие отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов; отвалы, шламохранилища для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов; свалки (санкционированные, несанкционированные).
Статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В рассматриваемом случае ООО "Юридическая фирма "Апелла" не осуществляет специализированную деятельность, связанную с размещением (захоронением) твёрдых бытовых отходов.
Основным видом деятельности является оказание юридических услуг, оформление документации, в результате чего образуются канцелярские, бытовые отходы.
То, что ООО "Юридическая фирма "Апелла" в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 89-ФЗ является собственником отходов, не свидетельствует об осуществлении им деятельности по обращению с отходами, непосредственно оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Образующиеся в ходе осуществления обычной хозяйственной деятельности твёрдые бытовые отходы ООО "Юридическая фирма "Апелла" временно складирует в контейнерах, а затем передаёт специализированной организации на условиях и в порядке, определёнными заключенными им в период с 2011 по 2013 годы договорами на оказание услуг с МКП "Городское хозяйство".
Таким образом, непосредственно само ООО "Юридическая фирма "Апелла" деятельность по сбору и размещению (хранению) отходов не осуществляет, поскольку не является специализированной организацией, обладающей объектом размещения отходов (полигоном) и правом эти отходы размещать. Вид его деятельности не подпадает под определение негативного воздействия, предусмотренного Федеральным законом N 7-ФЗ.
В указанном случае деятельность ООО "Юридическая фирма "Апелла" негативного воздействия на окружающую среду не оказывает, поскольку не связана с размещением отходов, и, следовательно, ООО "Юридическая фирма "Апелла" и не является лицом обязанным вносить обязательные платежи за такое воздействие.
Исходя из изложенного, отсутствуют правовые основания для взимания с ООО "Юридическая фирма "Апелла" платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 27.02.2012 N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и её территориальных органов" Управление Росприроднадзора наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду на соответствующей территории, а также полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета. Следовательно, Управление Росприроднадзора является уполномоченным органом для принятия решения о возврате из федерального бюджета излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Уплата обществом спорной суммы подтверждена документально. Факт оплаты Управлением не ставиться под сомнение и не опровергнут в ходе производства по делу в судах первой и апелляционной инстанций.
Аналогичная позиция по схожим обстоятельствам дела изложена в вступивших в законную силу судебных актах по делу N А57-6979/2013.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств по делу, установленных судом первой инстанции. Податель апелляционной жалобы новых доказательств не представляет и на наличие таковых не ссылается, не указывает на то, каким обстоятельствам не была дана оценка. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции, разрешая спор, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нормы материального права применены правильно. Судом не допущено нарушений норм процессуального права. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Апелляционная жалоба Управления Росприроднадзора по Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 08 октября 2013 года по делу N А57-11036/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11036/2013
Истец: ООО Юридическая фирма "Апелла"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области