г. Челябинск |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А76-12204/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "22" января 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Костина В.Ю. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Энергия" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08 ноября 2013 г. по делу N А76-12204/2013 (судья Мрез И.В.),
В заседании приняли участие представители:
Некоммерческого партнерства "Энергия" - Пушкарев В.Н. (доверенность от 24.06.2013 N б/н);
Администрации г. Челябинска - Зулкарнаева Д.А. (доверенность от 11.11.2013 N 05-1399).
Некоммерческое партнерство "Энергия" (далее - заявитель, НК "Энергия") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на ввод пристроя в эксплуатацию к зданию магазина, расположенному на земельном участке по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 40 от 26.03.2013 и обязании Администрацию выдать разрешение на ввод пристроя в эксплуатацию к зданию магазина, расположенному на земельном участке по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 40.
Определением суда от 23.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - ГУАиГ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.11.2013 (резолютивная часть объявлена 01.11.2013) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось НП "Энергия", которое просило решение суда первой инстанции отменить.
По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для выдачи Администрацией разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявителю нельзя признать законным. Все необходимые документы, предусмотренные ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию у заявителя имеются, и Администрации были предоставлены. Пункт отказа Администрации в части непредоставления технического плана объекта податель жалобы полагает необоснованным, поскольку в перечне оснований к отказу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установленном пунктом 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ указано отсутствие документов, приведенных в части 3 статьи 55 ГрК РФ, а не части 4 данной статьи.
Предоставление технического плана предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", который в силу части 4 статьи 55 ГрК РФ может устанавливать помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение отменить и принять новый акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, сославшись на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - ГУАиГ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом; в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не известил.
С учетом мнения заявителя, заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, НП "Энергия" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2005 за основным государственным регистрационным номером 10574245972595, о чем выдано соответствующее свидетельство (л.д. 38).
Постановлением первого заместителя Главы города Челябинска N 1594-п от 12.10.2006 и постановлением N 364-п от 22.10.2007 утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения пристроя к зданию магазина по ул. Гагарина, 40 в Ленинском районе г. Челябинска НП "Энергия" (л.д. 9-10, 13-18).
Распоряжением заместителя Главы Администрации города Челябинска N 1674-д от 12.03.2010 НП "Энергия" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) площадью 0, 0140 га для строительства пристроя к зданию магазина по ул. Гагарина, 40 в Ленинском районе г. Челябинска (л.д. 12).
Распоряжением заместителя Главы Администрации города Челябинска по вопросам градостроительства N 7100-с от 23.09.2010 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства пристроя к магазину по ул. Гагарина, 40 в Ленинском районе г. Челябинска (л.д. 11, 21-27).
Администрацией 12.12.2011 заявителю выдано разрешение на строительство пристроя к зданию магазина (л.д. 20).
12 марта 2013 г. НП "Энергия" направило в адрес Администрации заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию пристроя к зданию магазина, находящегося на земельном участке по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 40, с приложением следующих документов: 1. Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; 2. Правоустанавливающие документы на земельный участок; 3. Градостроительный план земельного участка; 4. Разрешение на строительство 5. Письмо, подтверждающее соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов; 6. Письмо, подтверждающее соответствие параметров построенного объекта проектной документации; 7. Гарантийное письмо о предоставлении подтверждения соответствия построенного объекта техническим условиям, а также восстановление благоустройства; 8. Схема расположения построенного объекта с расположением инженерно-технических сетей в границах земельного участка, что подтверждается письмом N 3-13 от 12 марта 2013 г.
26.03.2013 Администрацией отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Основанием послужило непредставление документов, предусмотренных ч.3 ст. 55 ГрК РФ (л.д. 32-33). Также указано, что представленные документы не соответствуют п. 29 Административного регламента "Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" от 12.12.2012 N 268-п.
Не согласившись с отказом в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, НП "Энергия" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что действующим, на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Постановлением Правительства РФ от 01.03.2013 N 175 предусмотрен дополнительный документ - технический план, необходимый для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, непосредственно указанных в ч. 3 ст. 55 ГрК РФ. Однако, заявителем данный документ представлен не был, в связи с чем отсутствуют основания для признания данного отказа незаконным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности в том числе относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Статья 55 ГрК РФ регулирует порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 10 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Согласно части 1 указанной статьи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Частью 2 статьи 55 ГрК РФ установлено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Перечень документов, которые в том числе должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, приведен в части 3 статьи 55 ГрК РФ.
Таковыми являются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В силу части 5 статьи 55 ГрК РФ орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как отмечено выше, НП "Энергия" 12.03.2013 обратилось в Администрацию с заявлением, в котором просило выдать разрешение на ввод в эксплуатацию пристроя к зданию магазина, находящегося на земельном участке по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 40.
Письмом от 26.03.2013 N 11-4977/13-01 Администрация отказала в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что иные документы, необходимые для рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию были предоставлены в Администрацию при подаче заявления, что сторонами не оспаривается.
В силу части 4 статьи 55 ГрК РФ Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2013 N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", принятым в соответствии с частью 4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и вступившим в действие с 12.03.2013, предусмотрено, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из изложенного следует, что для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ, необходимо представить технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер (часть 1 статьи 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 403 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке" утверждены требования к техническому плану.
В соответствии с ч. 4.1 ГрК РФ, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.
Изучив перечень документов, указанных НП "Энергия" в приложении к поданному им заявлению от 12.03.2013 о выдаче разрешения на ввод здания в эксплуатацию, а также содержание этих документов, приложенных к поданному им в суд заявлению, рассматриваемому в рамках настоящего дела, суд установил, что НП "Энергия" не представило в Администрацию вместе с заявлением технический план здания, что самим заявителем не оспаривается.
Следовательно, без предоставления документов, предусмотренных как частью 3, так и частью 4 статьи 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в силу пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ выдано быть не может. Таким образом, отказ Администрации, выраженный в письме от 26.03.2013 N 11-4977/13-01 соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные НП "Энергия" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Между тем, в соответствии с подпунктами 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, юридический лица уплачивают государственную пошлину в размере 1000 руб.
При обращении с апелляционной жалобой НП "Энергия" по квитанции ОАО "Челябинвестбанк" 06.12.2013 ошибочно уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб.
При указанных обстоятельствах, излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08 ноября 2013 г. по делу N А76-12204/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческого партнерства "Энергия" - без удовлетворения.
Возвратить Некоммерческому партнерству "Энергия" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную по квитанции ОАО "Челябинвестбанк" 06 декабря 2013 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
В.Ю.Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12204/2013
Истец: НП "Энергия"
Ответчик: Администрация г. Челябинска
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска