г. Киров |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А29-9094/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авантаж Форте"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2013 по делу
N А29-9094/2012, принятое судом в составе судьи Гайдак И.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авантаж Форте"
(ИНН: 1108014716, ОГРН: 1041100820892)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми
(ИНН: 1108007123,ОГРН: 1021100948440),
третье лицо: Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми
(ИНН: 110147140, ОГРН: 1011100513774)
о признании незаконным решения от 29.08.2012 N 007 022 12 РЗ 0013142 и обязании возвратить денежные средства в сумме 105 905 рублей 28 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авантаж Форте" (далее - ООО "Авантаж Форте", Общество, заявитель, должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в городе Сосногорске Республики Коми (далее - Управление, Пенсионный фонд, Ответчик) о признании незаконным решения от 29.08.2012 N 007022 12 РЗ 0013142 и обязании возвратить денежные средства в сумме 105 905 рублей 28 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2013 заявленные требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое решение Пенсионного фонда признано недействительным в части отказа в осуществлении возврата 8 865 рублей 70 копеек излишне взысканных сумм пени по страховым взносам; суд первой инстанции обязал Пенсионный фонд устранить допущенные нарушения прав заявителя путем возврата Обществу 8 865 рублей 70 копеек пени по страховым взносам. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ООО "Авантаж Форте" с принятым решением суда в части отказа в удовлетворении его требований не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 17.09.2013 отменить, признать незаконным решение Пенсионного фонда от 29.08.2013 и обязать Управление вернуть Обществу денежные средства в размере 105 905 рублей 28 копеек.
Заявитель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда о том, что списанные денежные средства в сумме 96 882 рубля 85 копеек являются текущими и подлежащими взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Общество считает, что Арбитражный суд Республики Коми в рамках дела N А29-9020/2011 о банкротстве уже признал взыскиваемую сумму реестровой и дал ей соответствующую правовую квалификацию. Также полагает, что суд первой инстанции в рассматриваемом споре не вправе был переоценивать обстоятельства, установленные вступившим в законную силу определением от 03.05.2011 в рамках дела о банкротстве, не вправе был указывать на ошибочность действий суда, повлекших неправомерное включение в реестр требований кредиторов должника спорной суммы в размере 96 882 рублей 85 копеек.
Ссылаясь на статью 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Общество указывает, что списание денежных средств произошло в нарушение очередности, установленной законом.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что взыскание спорных денежных средств нарушает права и интересы Общества, а также его кредиторов по текущей задолженности. Указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения не была дана оценка справкам о наличии у Общества соответствующей задолженности.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Пенсионный фонд и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу Общества, против изложенных в ней доводов возражают, считают решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, просят в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Ответчик просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2012 по делу N А29-9020/2011 в отношении ООО "Авантаж Форте" введена процедура банкротства - наблюдение. Решением суда от 18.06.2012 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство (т.1, л.д.88-98).
В ходе камеральной проверки представленного Обществом 30.01.2012 по каналам связи расчета по форме РСВ-1 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 Управлением выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В связи с наличием у Общества задолженности по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию Управление направило должнику требование от 16.01.2012 N 007 022 400 00300 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со сроком исполнения до 04.02.2012 в размере 1 040 руб. 87 коп., составляющей сумму пени по задолженности, образовавшейся в первом квартале 2010 года (т.1, л.д.48-49).
В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной в требовании задолженности 09.02.2012 Ответчиком вынесено решение N 007 022 12 ВД 0000495 о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т.1, л.д.50).
Кроме того, Управлением было выставлено Обществу требование от 01.02.2012 N 007 022 400 01329 об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам со сроком исполнения до 21.02.2012 в общей сумме 105 748 руб. 55 коп., по недоимке, образовавшейся по результатам проверки расчета по страховым взносам за 2011 формы РВС-1 (т.1, л.д.54-55).
Поскольку данное требование Обществом также не было исполнено, Управление приняло решение от 11.03.2012 N 007 022 12 ВД 0001589 о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т.1, л.д.57).
На основании решений от 09.02.2012 и от 11.03.2012 Управлением на расчетный счет Общества, открытом в отделении N 8617 ОАО Сбербанка России г. Сыктывкар, выставлены инкассовые поручения: от 15.02.2013 N 1810; от 15.03.2012 NN 6039, 6040, 6041, 6042, 6043, 6044, 6045, 6046, всего на сумму 105 905 рублей 28 копеек (т.1, л.д.100-108).
Указанные инкассовые поручения были исполнены ОАО Сбербанк России 10.07.2012, что подтверждается выпиской банка по расчетному счету ООО "Авантаж Форте" (т.1, л.д.10-12).
Общество, полагая, что Управлением взыскание произведено в нарушение Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", направило 13.08.2012 в адрес Ответчика заявление, в котором просило вернуть на свой расчетный счет списанные денежные средства в сумме 105 905 руб. 28 коп. (т.1, л.д.13).
Пенсионный фонд решением N 007 022 12 РЗ 0013142 от 29.08.2012 отказал Обществу в удовлетворении заявления о возврате 105 905 руб. 28 коп., мотивировав его наличием задолженности по пене (т.1, л.д.14).
Не согласившись с принятым решением об отказе в осуществлении возврата взысканных сумм, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства" и от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", удовлетворил требования Общества в части отказа в осуществлении возврата 8 865 рублей 70 копеек излишне взысканных сумм пени по страховым взносам. В удовлетворении требований в остальной части было отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что взысканные по спорным инкассовым поручения платежи в сумме 96 882 рубля 75 копеек являются текущими платежами, обязанность по их уплате возникла после принятия заявления о признании должника банкротом и до введения процедуры конкурсного производства, поэтому решение Управления от 29.08.2012 N 007 022 12 РЗ 0013142 в данной части является обоснованным и соответствующим законодательству.
Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, не нашел оснований для отмены либо изменения решения в обжалуемой части, исходя из следующего.
На основании статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) ООО "Авантаж Форте" является страхователем по обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (пункт 2 и 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ).
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Республики Коми от 14.11.2011 по делу N А29-9020/2011 заявление о признании ООО "Авантаж Форте" несостоятельным (банкротом) принято к производству. Определением от 07.02.2012 в отношении него введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.06.2012 ООО "Авантаж Форте" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Спорная недоимка Общества по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеней по страховым взносам образовалась за 2011 календарный год, в связи с чем Управление в адрес Общества направило требования об уплате задолженности и предложило добровольно указанную задолженность уплатить.
Поскольку требования в добровольном порядке Обществом в установленные сроки исполнены не были, Управление приняло решение о взыскании с Общества пеней за счет средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
В связи с наличием денежных средств на расчетном счете Общества 10.07.2013 (после признания Общества банкротом - в период конкурсного производства) ОАО Сбербанк России инкассовые поручения были исполнены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, являются обязательными платежами.
Пунктом 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ установлено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
Датой возбуждения производства по делу о банкротстве в силу части 3 статьи 127 и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является дата вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный гол. Отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу пунктов 3 - 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах в течение отчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В соответствии с абзацем 5 пункта 8 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
Окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25).
Таким образом, взыскание текущих обязательных платежей по страховым взносам, обязанность по уплате которых возникла после принятия заявления о признании должника банкротом, может быть произведено в порядке, установленном статьей 19 Закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенных норм права, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом деле судом первой инстанции правильно установлено, что датой окончания отчетного периода по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011 календарный год в сумме 95 724 руб. является 31.12.2011, которая наступила после принятия к производству Арбитражным судом Республики Коми заявления о признании ООО "Авантаж Форте" банкротом (14.11.2011). Следовательно, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование является текущей, пени, начисленные Обществу на недоимку 2011 года за период с 16.11.2011 по 01.02.2012 в сумме 1 158 руб. 75 коп., также являются текущими.
Довод Общества о том, что суд первой инстанции в рассматриваемом споре не вправе был переоценивать обстоятельства, установленные вступившим в законную силу определением от 03.05.2011 в рамках дела о банкротстве, не вправе был указывать на ошибочность действий суда, повлекших неправомерное включение в реестр требований кредиторов должника спорной суммы в размере 96 882 руб. 85 коп., суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Часть 1 статьи 16 Кодекса устанавливает, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2013 по делу N А29-9020/2011 из третьей очереди реестра требований кредиторов ООО "Авантаж Форте" исключены требования Федеральной налоговой службы России в сумме 96 882 руб. 85 коп., которые ранее определением Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2012 ошибочно были включены в реестровую задолженность.
Следовательно, обстоятельства, установленные по делу N А29-9020/2011 и существующие к моменту вынесения решения по настоящему делу, в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для настоящего спора и не требуют повторного доказывания.
Таким образом, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из обстоятельств, установленных арбитражным судом в рамках дела о банкротстве, сделав соответствующие и необходимые выводы.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нарушена очередность списания денежных средств, установленная статьей 134 Закона N 127-ФЗ, судом апелляционной инстанции признается необоснованным в силу следующего.
В статьей 134 Закона N 127-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований кредиторов, контроль за соблюдением которого осуществляет при расходовании денежных средств со счета должника кредитная организация.
В пункте 40 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2007 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 20.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что кредитная организация обязана производить проверку очередности погашения платежей по формальным признакам, на основании данных, имеющихся в расчетном документе. При этом установленная абзацем шестым пункта 2 статьи 134 Закона N 127-ФЗ календарная очередность определяется исходя из даты поступления в банк расчетного документа.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение выше указанной нормы Обществом в материалы дела не представлены доказательства того, что на момент списания оспариваемой суммы денежных средств по рассматриваемым инкассовым поручениям в ОАО Сбербанк России были представлены иные платежные документы других, более ранних очередей удовлетворения денежных требований.
Таким образом, действия Управления по взысканную с Общества денежных средств не нарушают очередность, установленную статьей 134 Закона N 127-ФЗ, а также не нарушают права и интересы ООО "Авантаж Форте" и его кредиторов по текущей задолженности.
Отсутствие в обжалуемом Обществом решении оценки судом первой инстанции справок о наличии у Общества текущей задолженности (вознаграждение конкурсному и временному управляющим, судебные расходы, текущая заработная плата и алименты, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, текущие налоги и отчисления), не привело к принятию неправильного решения, в связи с чем не может являться основанием для его отмены или изменения.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2013 в обжалуемой Обществом части законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Авантаж Форте" по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
При принятии апелляционной жалобы к производству заявителю была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, которая на момент рассмотрения дела не уплачена. Основания для дальнейшего предоставления отсрочки, установленные в статье 64 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют, поэтому в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2013 по делу N А29-9094/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авантаж Форте" (ИНН: 1108014716, ОГРН: 1041100820892) в указанной части - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Авантаж Форте" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9094/2012
Истец: ООО " Авантаж Форте"
Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда в г. Сосногорске
Третье лицо: ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Коми, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РК