г. Самара |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А65-22028/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "СтройПодряд" - извещен, не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2014 года, в зале N 6, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2013 года по делу N А65-22028/2013, судья Иванов О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройПодряд", г. Казань, (ОГРН 1051645002595),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
третье лицо: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан,
о признании незаконным изложенного в сообщении N 26/016/2013-135 от 21.08.2013 г. отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка N512 от 15.03.2013 г. и обязании зарегистрировать данный договор,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройПодряд", г. Казань, обратилось в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным Сообщения N 26/016/2013-135 от 21.08.2013 года об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 512 от 15.03.2013 года и обязании зарегистрировать данный договор (л.д. 3-6).
Решением суда первой инстанции от 06 ноября 2013 года заявление удовлетворено.
Арбитражный суд признал незаконным изложенный в сообщении N 26/016/2013-135 от 21.08.2013 года отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в государственной регистрации договора аренды лесного участка N 512 от 15.03.2013 года, и обязал Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан произвести государственную регистрацию договора аренды лесного участка N 512 от 15.03.2013 года, заключенного между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и ООО "Стройподряд" (л.д. 162-164).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления ООО "СтройПодряд" отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, т.к. при его вынесении судом были нарушены нормы материального права, а именно: Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Земельного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд сделал вывод о том, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих наличие оснований для отказа в проведении государственной регистрации договора аренды.
Считает, что из предоставленных ООО "СтройПодряд" на государственную регистрацию документов невозможно установить, из какого земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером 16:24:260301:16.
Кроме того, лесной участок предоставлен заявителю в аренду для осуществления рекреационной деятельности.
Следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды должен быть заключен по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Указывает, что для государственной регистрации договора аренды необходимо обращение уполномоченного лица за государственной регистрацией права собственности за Российской Федерации.
Таким образом, в государственной регистрации договора аренды лесного участка было отказано правомерно в связи с непредставлением на государственную регистрацию заявления Росимущества о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, непредставлением документов, подтверждающих образование указанного участка, а также непредставлением документов, подтверждающих проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Ответчик и третье лицо отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из заявления ООО "СтройПодряд" о признании отказа в государственной регистрации незаконным (л.д. 3) обществу с ограниченной ответственностью "СтройПодряд" принадлежит на праве собственности база отдыха (состоящая из 41 строения общей площадью 1710 кв.м.), расположенная по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, лесничество Матюшинское, квартал 84, п. Кордон, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.04.2009 года.
База расположена на земельном участке общей площадью 3, 76 га, данный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и заявителем 15 марта 2013 года был заключен договор аренды лесного участка N 512, предметом которого является лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3, 76 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское лесничество, Пригородное лесничество, квартал N 84, выдела 14,16, кадастровый номере 16:24:260301:16.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан, Лаишевский район, с заявлением о регистрации указанного договора аренды в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Сообщением N 26/016/2013-135 от 21.08.2013 года Управление Росреестра по РТ отказало в государственной регистрации договора аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 22).
Отказ мотивирован тем, что предоставляемый в аренду земельный участок в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации. Однако в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный участок.
Из представленных заявителем на государственную регистрацию документов невозможно установить из какого земельного участка образован участок с кадастровым номером 16:24:260301:16. При этом в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 22 Закона о регистрации отсутствуют основания для государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на земельный участок, образуемый при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Ответчик указал на то, что для государственной регистрации договора аренды необходимо обращение полномочного лица за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на лесной участок. Кроме того, лесной участок предоставлен в аренду для осуществления рекреационной деятельности, значит, в соответствии с пунктом 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды должен быть заключен по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом в государственной регистрации, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
06 ноября 2013 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Материалами дела подтверждено и установлено судом первой инстанции заявителю на праве собственности принадлежит база отдыха, общая площадь 1710, 60 кв.м., инв. N 17793, объект N 1, адрес объекта: Республика Татарстан (Татарстан), Лаишевский район, Матюшинское лесничество, квартал 84, п. Кордон, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 16 апреля 2009 года (л.д. 124).
Согласно материалам дела между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и ООО "Стройподряд" 15 марта 2013 года был заключен договор аренды лесного участка N 512, предметом которого является лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3, 76 га, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское лесничество, Пригородное лесничество, квартал N 84, выдела 14, 16, кадастровый номер 16:24:260301:16 (л.д. 9-14).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора (л.д. 15-16).
При этом договор аренды заключен в отношении лесного участка с кадастровым номером 16:24:260301:46, находящегося под объектом - база отдыха.
Факт передачи участка подтвержден актом приема - передачи лесного участка в аренду (л.д. 20).
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации.
Поскольку Лесной кодекс Российской Федерации (статья 74) не предусматривает порядок заключения договоров аренды лесного участка при нахождении на лесном участке ранее возведенных объектов недвижимости, в данном случае необходимо руководствоваться положениями гражданского и земельного законодательства, при этом отсутствуют основания для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 9 части 3 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 22.05.2008 года N 22-ЗРТ "Об использовании лесов в Республике Татарстан", пункта 3.3 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 года N 38, суд установил, что Министерство лесного хозяйство Республики Татарстан является уполномоченным органом на заключение соответствующего договора аренды.
При этом довод подателя жалобы, в том числе о том, что для государственной регистрации договора аренды необходимо обращение уполномоченного лица за государственной регистрации права собственности за Российской Федерации необоснован, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "СтройПодряд".
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, являются ошибочными.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 ноября 2013 года по делу N А65-22028/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22028/2013
Истец: ООО "СтройПодряд", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара