г. Саратов |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А12-17381/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2014.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красное" (403132, Волгоградская обл., Урюпинский р-н, хутор Красный, ОГРН 1063457030273, ИНН 3431007101),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2013 года по делу N А12-17381/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красное" (403132, Волгоградская обл., Урюпинский р-н, хутор Красный, ОГРН 1063457030273, ИНН 3431007101)
заинтересованное лицо: Администрация Урюпинского муниципального района (403113, Волгоградская область, г. Урюпинск, пл. Ленина, д. 3, 201, ОГРН 1023405762357, ИНН 3431050763)
третьи лица: отдел по управлению муниципальным имуществом Урюпинского муниципального района Волгоградской области (403113, Волгоградская обл., г. Урюпинск, пл. Ленина, д. 3, ОГРН 1103457000360 ИНН 3438009186); общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" (403140, Волгоградская область, Урюпинский р-н, хутор Петровский,
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании Демина П.С.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Красное" с заявлением о признании незаконными действий администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в исключении из перечня участков, подлежащих в аренду, земельного участка с кадастровым номером 34:31:18 00 06:152 из категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 253,4 гектара, расположенного на территории Окладненского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области. В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области принять меры для передачи в аренду указанного земельного участка с кадастровым номером 34:31:18 00 06:152 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Полагая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 12.07.2006 N 321 "О предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и обществом с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" подписан договор от 13.07.2006 аренды земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 253,4 гектара, расположенного на территории Окладненского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области.
Согласно пункту 10.2 договора аренды земельного участка к договору прилагается план, в котором определено месторасположение земельного участка, передаваемого во временное пользование. Указанный план составлен на основании материалов мониторинга земель Урюпинского района, утвержденного постановлением главы администрации Урюпинского района Волгоградской области от 15.19.2204 N 582.
Срок действия договора аренды определен с 13.07.2006 по 12.07.2007.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.06.2007 с присвоением кадастрового номера 34:31:18 00 0152.
Впоследствии муниципальным образованием "Урюпинский муниципальный район Волгоградской области" и обществом с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" подписано дополнительное соглашение от 18.04.2007 N 1 к договору от 13.07.2006 аренды земельного участка, одним из пунктов которого определено, что в случае если за месяц до истечении срока действия договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на тот же срок.
Как следует из пояснений заинтересованного лица, по настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" продолжает пользоваться земельным участком, регулярно внося арендную плату. Каких-либо споров по выплатам арендной платы, ненадлежащему использованию земельного участка, о границах и местоположении земельного участка между арендодателем арендатором не было.
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" 30.04.2013 обратилось в администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о продлении срока действия договора от 13.07.2006 аренды земельного участка.
Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области 17.05.2013 разместила в газете "Волгоградская правда" информационное сообщение о намерении предоставить в аренду спорный земельный участок с кадастровым номером 34:31:18 00 0152, расположенный на территории Окладненского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области, для сельскохозяйственного производства.
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" направило в администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области 21.05.2013 заявление о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пункта 4 статьи 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пункта 4 статьи 7 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Общество с ограниченной ответственностью "Красное" обратилось 22.05.2013 в администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области с заявлением, в котором сообщило о намерении приобрести в аренду земельный участок с кадастровым номером 34:31:18 00 0152, расположенный на территории Окладненского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области.
Письмом от 04.06.2013 N 20-0128/1500 администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области сообщила обществу с ограниченной ответственностью "Красное" о том, что земельный участок с кадастровым номером 34:31:18 00 0152, расположенный на территории Окладненского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области, исключен из перечня участков, подлежащих передаче в аренду. Указанная информация размещена в газете "Волгоградская правда" N 94 (27155) от 29.05.2013.
Общество с ограниченной ответственностью "Красное" не согласившись с действиями администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области по исключению из перечня участков, подлежащих в аренду, земельного участка с кадастровым номером 34:31:18 00 06:152, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы на приобретение в аренду земельного участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что действий администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области по исключению из перечня участков, подлежащих в аренду, земельного участка с кадастровым номером 34:31:18 00 06:152 соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.
В части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установил, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 1 января 2012 года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона N 101 -ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Система органов, осуществляющих предоставление земельных участков, закреплена в статье 29 Земельного кодекса РФ, компетенция этих органов определена статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса РФ.
В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьями 22, 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой процесс, включающий в себя принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства и заключение соответствующего договора (в данном случае договора аренды) с осуществлением государственной регистрации договора в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Из анализа норм статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодатель установил различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования. В связи с этим процедура предоставления земельных участков в аренду для строительства, предусмотренная статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и процедура предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, различны.
Согласно этой норме органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Статьей 34 ЗК РФ введен заявительный порядок инициирования гражданами процедуры предоставления земельных участков.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Из анализа действующего законодательства суд апелляционной инстанции делает вывод, что Земельный кодекс РФ устанавливает обязанность органа местного самоуправления проводить торги по предоставлению в аренду земельного участка в случаях, прямо предусмотренных законом.
Как установлено материалами дела, общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" обратилось с заявлением от 30.04.2013 о продлении договора аренды земельного участка на новый срок, а впоследствии с заявлением от 21.05.2013 о приватизации указанного земельного участка.
В связи с чем, исходя из вышеприведенных норм права и учитывая, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе целевого использования земельных участков, принадлежность спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении его в частную собственность.
Право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
При этом для приобретения земельного участка в собственность необходимо: обращение с соответствующим заявлением по истечении трех лет с момента заключения договора аренды и надлежащее использование этого земельного участка.
При указанных обстоятельствах, Администрация обязана была принять решение об исключении из перечня предоставления данного земельного участка в аренду, так как, ООО "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" изъявило желание на его приватизацию.
То есть, рассмотрение вопроса об аренде данного земельного участка являлось бы неправомерным, так как, ООО "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича" имело преимущественное право на приватизацию земельного участка.
При указанных обстоятельствах, действия Администрации являются правомерными и соответствуют установленным нормам закона и не нарушают законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, коллегия апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что доводы жалобы о том, что в настоящее время заявление о приватизации отклонено, а также, что приватизация земель сельскохозяйственного назначения запрещена, не имеет правового значения для рассмотрения данного спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 сентября 2013 года по делу N А12-17381/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17381/2013
Истец: ООО "Красное"
Ответчик: Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области
Третье лицо: ООО "Крестьянское хозяйство Демина Павла Семеновича", ООО "КХ Демина Павла Семеновича", Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, Отдел по управлению муниципальным имуществом Урюпинского муниципального района Волгоградской области