г. Челябинск |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А07-15538/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Баканова В.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимер" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2013 по делу N А07-15538/2013 (судья Гилязутдинова Р.Х.),
Общество с ограниченной ответственностью "Тимер" (далее - заявитель, ООО "Тимер", общество,) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к отделу надзорной деятельности г.Белорецк и Белорецкого района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо 1, отдел надзорной деятельности г. Белорецк и Белорецкого района ГУ МЧС России по РБ) и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо 2, ГУ МЧС России по РБ, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.08.2013 N 57, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 руб. (с учетом принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, уточнений, заявленных в судебном заседании).
Определением суда первой инстанции от 24.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Белорецкого района Республики Башкортостан (л.д. 82-83).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2013 (резолютивная часть решения объявлена 05.11.2013) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на малозначительность совершенного правонарушения, не отрицая факта его совершения. Податель жалобы также указал, что судом первой инстанции не учтено, что заявитель устранил все выявленные нарушения, а также то, что общество осуществляет свою деятельность с июля 2013 года и до настоящего времени не имеет прибыли. Отказывая в признании правонарушения малозначительным, суд не учел тот факт, что общество привлекается в административной ответственности впервые.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.07.2013 Белорецкой межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности Белорецк и Белорецкого района ГУ МЧС России по РБ проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в пункте приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, с. Железнодорожный, ул. Туристов, 20, принадлежащем ООО "Тимер", которое на основании договора аренды земельного участка N 73-08-62 зем./02 от 18.11.2008 осуществляет деятельность по распиловке древесины на чурбаки и производству древесного угля.
По результатам проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- помещение не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации, чем нарушены п. А4 приложения А "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175; статьи 4, 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4 НБП 110-03;
- помещение не оборудовано системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, чем нарушены пункты 3.1, 6, 7 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173; статьи 4, 46, 54, 84, 91 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 3.1 НБП 104-03;
- отсутствуют утвержденные инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, чем нарушен п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- к работе допущены лица без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, чем нарушен п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- в складских, производственных, административных местах открытого хранения пиломатериалов, а также размещения установок по обработке древесины отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, чем нарушен п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- в нарушение п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", не обеспечено выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака". Допускает курение на территории и на пожароопасных участках по обработке и хранению древесины. Отсутствуют знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено", а также знаки, указывающие на места, специально отведенные для курения табака "Место для курения".
- в нарушение п. 17 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", допускается разведение костров, проведение пожароопасных работ на участках, топка печей;
- в нарушение п. 19, п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", устроены свалки горючих отходов, не обеспечена своевременная очистка;
- не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", чем нарушен п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- допускается эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции, чем нарушен п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- места, отведенные под штабели, не в полном объеме очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов или покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров, чем нарушен п. 360 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме";
- не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение, чем нарушены статьи 4, 62, 68, 98, 99 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178; п. 2.11 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"; пункты 61, 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
По факту выявленных нарушений 29.07.2013 заместителем Белорецкого межрайонного прокурора в отношении ООО "Тимер" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 91-94).
29.07.2013 Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы проверки направлены для рассмотрения в Отдел надзорной деятельности г. Белорецк и Белорецкого района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны.
21.08.2013 административным органом после рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 57 о привлечении ООО "Тимер" к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. (л.д. 88-89).
Не согласившись с постановлением от 21.08.2013 N 57, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводами о доказанности факта совершения заявителем правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, судом первой инстанции установлено отсутствие существенных нарушений процедуры проведения проверки и привлечения к административной ответственности и отсутствие оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 20 указанного Закона, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что ООО "Тимер", которое на основании договора аренды земельного участка N 73-08-62 зем./02 от 18.11.2008 осуществляет деятельность по распиловке древесины на чурбаки и производству древесного угля, является лицом ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на территории пункта приема и отгрузки древесины, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, с. Железнодорожный, ул. Туристов, 20.
Как следует из материалов дела, заявителем не оспариваются факты неисполнения перечисленных в оспариваемом постановлении требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества, касающиеся недоказанности события (о том, что производственная деятельность не велась), поскольку они противоречат материалам дела, установленным административным органом и судом первой инстанции обстоятельствам.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное наказание назначено управлением в минимально возможном размере, установленном санкцией ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, возможности для назначения иного наказания данная норма не позволяет.
Устранение нарушений заявителем после выявления совершения административного правонарушения учтено судом, но сам по себе факт устранения нарушений основанием для освобождения от ответственности являться не может в силу действующего законодательства, в этой связи соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
С учетом этих обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о подтверждении материалами дела фактов нарушения заявителем требований пожарной безопасности, ответственность за несоблюдение которых установлена ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Ввиду подтверждения материалами дела факта нарушения заявителем требований пожарной безопасности, ответственность за несоблюдение которых установлена ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ и при отсутствии доказательств осуществления заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения таких требований закона, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вмененного ему правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ. КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не имеет.
Довод заявителя о малозначительности выявленного правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 N 60) квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Поэтому данное административное правонарушение не является малозначительным.
Данных о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению обществом требований закона, материалы дела не содержат.
Общество не представило доказательств о наличии иных препятствий в исполнении своих публично-правовых обязанностей. Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства совершения заявителем данного правонарушения, основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, отсутствуют.
Таким образом, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях ООО "Тимер" состава административного правонарушения, ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для признания незаконным и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Доводы, изложенные апелляционной жалобе не опровергают выводов суда и не могут послужить основанием для отмены законного судебного решения.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2013 по делу N А07-15538/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15538/2013
Истец: ООО "Тимер"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, ГУ МЧС России по РБ, ОНД г. Белорецк и Белорецкого района ГУ МЧС России по РБ, ОНД г. Белорецк и Белорецкого района ГУ МЧС России по Республике Башкортостан
Третье лицо: Прокуратура Белорецкого района Республики Башкортостан, Прокуратура г. Белорецка и Белорецкого района РБ