г. Пермь |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А50-13748/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е.О.
судей Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Леви Ирины Семеновны: Якушев К.А. по доверенности от 13.09.2013,
от ИФНС России по Свердловскому району г. Перми: представитель не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
индивидуального предпринимателя Леви Ирины Семеновны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 05 ноября 2013 года
по делу N А50-13748/2013,
принятое судьей Щеголихиной О.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Леви Ирины Семеновны (ОГРНИП 312590406600011, ИНН 590501934203)
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
о признании отказа в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
установил:
Леви Ирина Семеновна (далее - Леви И.С., заявитель) обратилась в арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - ИФНС России по Свердловскому району г. Перми, налоговый орган) о признании недействительным решения от 05.07.2013 об отказе в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; об обязании ИФНС России по Свердловскому району г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Решением суда от 05.11.2013 в удовлетворении требований отказано.
Леви И.С. обжалует решение суда от 05.11.2013, просит решение отменить, заявление удовлетворить.
Заявитель жалобы считает, что оспариваемое решение является незаконным, так как противоречит статье 34 Конституции Российской Федерации, ограничивая право заявителя на занятие одновременно различными видами хозяйственной деятельности; судом в обоснвоаниеотказа применена недействующая норма п. 2 ст. 23 ГК РФ; отказ противорчеит п. 5 ст. 23 ГК РФ, согласно которой только индивидуальный предприниматель может быть главой крестьянского (фермерского) хозяйства; норма п. 4 ст. 22.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не может быть применена к крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
ИФНС России по Свердловскому району г. Перми отзыв на апелляционную жалобу не представила, своего представителя для участия в процессе не направила.
До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство Леви Романа Семеновича, который просит привлечь его в качестве третьего лица по делу, поскольку он является лицом, заключившим соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства "Казымовское", в регистрации которого налоговым органом отказано, в связи с чем спор непосредственно затрагивает права и законные интересы Леви Р.С.
Заявленное Леви Р.С. ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в его удовлетворении отказано на основании части 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.06.2013 Леви И.С. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
05 июля 2013 года Инспекцией ФНС России по Свердловскому району г. Перми принято решение об отказе в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку заявитель уже зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя со ссылкой на п. 4 ст. 22.1 Федерального Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 (л.д. 11-12).
Полагая, что решение от 05.07.2013 об отказе в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Леви И.С. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействительным.
Суд первой инстанции, ссылаясь на то, что Леви Ирина Семеновна ранее 06.03.2012 зарегистрирована инспекцией в качестве индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя 312590406600011), а в силу требования п. 5 ст. 23 ГК РФ, п. 4 ст. 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ не требуется государственная регистрация физического лица в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, если указанное лицо уже является действующим индивидуальным предпринимателем, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд первой инстанции также сделал вывод о том, что на момент принятия оспариваемого решения (05.07.2013) для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий орган должно было быть представлено заявление по форме N Р21002, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ), тогда как фактически в инспекцию было представлено заявление по форме N Р21002, утвержденной приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664, следовательно, налоговый орган правомерно принял решение об отказе в государственной регистрации от 05 июля 2013 года, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ) граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии с пунктом 3 указанной выше статьи фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ (пункты 2-5) граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:1) о членах фермерского хозяйства; 2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством; 3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства; 4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом; 5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства; 6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и государственных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), в силу статьи 1 которого государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.03.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений") установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются органами, осуществляющими государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, со дня введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".
Из представленных в материалы дела документов (расписка о получении документов, представленных главой крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий орган для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по форме N Р21002 - л.д. 13) следует и налоговым органом не оспаривается, что для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявителем были представлены все необходимые документы.
При этом является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что на момент принятия оспариваемого решения (05.07.2013) для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в регистрирующий орган должно было быть представлено заявление по форме N Р21002, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ), тогда как фактически в инспекцию было представлено заявление по форме N Р21002, утвержденной приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664, в связи со следующим.
Из оспариваемого отказа налогового органа от 05.07.2013 следует, что документы для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства были представлены заявителем 28 июня 2013 года, вх. N 1902 (л.д. 11).
Приказ ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@, как следует из его пункта 6, вступил в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 было признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 30.05.2013 N 454, которое вступило в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования, то есть 04 июля 2013 года.
Таким образом, приказ ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ вступил в силу 04.07.2013.
Следовательно, на день подачи заявителем в налоговый орган документов для государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства заявление должно было быть подано по форме N Р21002, утвержденной приказом МНС России от 03.12.2003 N БГ-3-09/664, что и было сделано заявителем.
Суд апелляционной инстанции считает также ошибочным вывод суда первой инстанции о законности отказа в регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку в силу требования п. 5 ст. 23 ГК РФ, п. 4 ст. 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ не требуется государственная регистрация физического лица в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, если указанное лицо уже является действующим индивидуальным предпринимателем, в связи со следующим.
Пункт 5 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, на который в обоснование своего вывода ссылается суд первой инстанции, предусматривает возможность для гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, быть главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Между тем в настоящем дела спорным является отказ налогового органа зарегистрировать не главу крестьянского (фермерского) хозяйства, а само крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение связанных родством граждан (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).
При этом ни пункт 5 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни п. 4 ст. 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ, на которые ссылается суд первой инстанции, не предусматривают для крестьянского (фермерского) хозяйства возможность осуществлять свою деятельность в качестве созданного без государственной регистрации. Напротив, статья 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ прямо предусматривает, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что отказ налогового органа в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 05 июля 2013 года, мотивированный отсутствием в ЕГРИП сведений о прекращении деятельности Леви И.С. в качестве индивидуального предпринимателя со ссылкой на п. 4 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ, является незаконным и необоснованным, поскольку положения данного пункта Федерального закона, устанавливающие невозможность государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, не применимы к случаям государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств даже в том случае, если главой хозяйства является лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Более того отказ налогового органа в регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства по указанным выше основаниям прямо противоречит положениям пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, а также в нарушение статьи 2 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ, устанавливающей обязанность органов государственной власти содействовать созданию фермерских хозяйств, противодействует созданию фермерских хозяйств.
С учетом изложенного решение от 05.11.2013 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заявление Леви Ирины Семеновны о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району города Перми об отказе в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 05 июля 2013 года - удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и исходя из указанных положений инспекция обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Леви Ирины Семеновны путем осуществления государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Леви Ирина Семеновна.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в силу положений ст. 110 АПК РФ относятся на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Свердловскому району города Перми, излишне уплаченная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края 05 ноября 2013 года по делу N А50-13748/2013 отменить.
Заявление Леви Ирины Семеновны удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району города Перми об отказе в государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 05 июля 2013 года и обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Свердловскому району города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Леви Ирины Семеновны путем осуществления государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Леви Ирина Семеновна.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми в пользу Леви Ирины Семеновны расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в общем размере 300 (Триста) рублей.
Возвратить Леви Ирине Семеновне из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 900 (Одна тысяча девятьсот) рублей, ошибочно уплаченную по чеку-ордеру N 25 от 15.11.2013 в составе общей суммы 2 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.О. Никольская |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13748/2013
Истец: ИП Леви Ирина Семеновна
Ответчик: ИФНС по Свердловскому району г. Перми
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Свердловскому району г. Перми, Леви Роман Семенович