г. Чита |
|
21 января 2014 г. |
дело N А19-7923/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2013 года по делу N А19-7923/2013 по заявлению Министерства сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221) к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательское экспериментальное предприятие "Рыборазведение" (ОГРН 1023800844902, ИНН 3804002885) о взыскании 13 637 984 руб. 81 коп.,
(суд первой инстанции: судья Андриянова Н.П.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства Иркутской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательское экспериментальное предприятие "Рыборазведение" - Панасенкова Ю.Г. - генерального директора, Пономаренко В.Д. - представителя по доверенности от 10.01.2014,
установил:
Министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательское экспериментальное предприятие "Рыборазведение" (далее - общество, ООО "Рыборазведение" или ответчик) с иском о взыскании 13 637 984 руб. 81 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции, принимая во внимание то, что предусмотренный пунктом 20 Положения, подпунктом 10 пункта 5 соглашения о предоставлении субсидии N 02-87 от 25 декабря 2012 года срок для использования обществом субсидий в соответствии с проектом развития производственных мощностей организации для осуществления мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов, равный 12 месяцам со дня поступления субсидии на банковский счет не истек ни на дату обращения истца в суд с настоящим иском, ни на дату принятия судом решения, пришел к выводу, что министерство обратилось с данным иском преждевременно.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного, принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Из апелляционной жалобы следует, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих целевое использование бюджетных средств.
ООО "Рыборазведение" в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу выразило своё несогласие с доводами жалобы. Общество считает, что судом первой инстанции по всем доводам дана надлежащая, основанная на законе оценка, при рассмотрении дела по существу. Общество просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Рыборазведение" зарегистрировано в качестве юридического лица, и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - N 1023800844902.
25 декабря 2012 года Министерство и общество заключили соглашение N 02-87 о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов.
По условиям названного соглашения Министерство обязалось предоставить получателю субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат, приведенных в таблице 1, а общество, в свою очередь, обязалось использовать субсидии на цели указанные в пункте 1 соглашения, соблюдать условия, установленные при их предоставлении.
Согласно пункту 3 соглашения Министерство обязалось предоставить субсидии из областного бюджета на основании результатов конкурсного отбора для получения субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов путем перечисления на расчетный счет получателя, в течение 30 дней после заключения настоящего соглашения.
Общество в силу пункта 5 соглашения обязалось, в том числе, обеспечить целевое использование субсидий; предоставлять Министерству информацию по использованию предоставленной субсидии, предоставлять по требованию министерства информацию по использованию предоставленной субсидии, ежегодно в период с 2013 по 2017 год осуществлять выпуск молоди водных биологических ресурсов в Богучанское водохранилище в объеме, определенном в таблице 2, а также ежегодно до 10 октября года, следующего за отчетным, представлять в министерство акт выпуска рыборазводной продукции, оформленный в соответствии с требованиями инструкции о порядке учета рыбоводной продукции, выпускаемой организациями Российской Федерации в естественные водоемы и водохранилища, утвержденной приказом Комитета Российской Федерации по рыбоводству от 6 марта 1995 года N 38, в подтверждение выполнения мероприятий, указанных в подпункте 5 настоящего пункта.
При этом в подпункте 10 пункта 5 соглашения стороны предусмотрели, что субсидии должны быть использованы организацией в соответствии с проектом развития в течение 12 месяцев со дня их поступления на банковский счет организации, открытый в российской кредитной организации.
В течение 1 месяца после истечения срока, указанного в подпункте 10 пункта 5 соглашения, в силу подпункта 11 пункта 5 соглашения, ответчик представит в министерство отчет о целевом использовании субсидии по форме, утвержденной приказом министерства от 12.11.2012 N 73-мпр.
Истец, ссылаясь на допущенные ответчиком нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании субсидий и невозможности осуществлять выпуск молоди водных биологических ресурсов в Богучанское водохранилище, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании денежных средств в сумме 13 637 984 руб. 81 коп.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 Кодекса определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
По смыслу статьи 289 Кодекса нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Постановлением Правительства Иркутской области от 19.10.2012 N 571-пп утверждено Положение о предоставлении в 2012 году субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 18 и 19 Положения субсидии предоставляются организации на основании соглашения о предоставлении субсидий (далее - Соглашение), заключаемого между министерством и организацией в течение 20 календарных дней со дня опубликования правового акта министерства об утверждении итогов конкурсного отбора. Субсидии перечисляются министерством на лицевой счет организации, открытый в российской кредитной организации, в течение 30 дней после заключения Соглашения.
Субсидии должны быть использованы организацией в соответствии с проектом развития производственных мощностей организации для осуществления мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов в течение 12 месяцев со дня их поступления на банковский счет организации, открытый в российской кредитной организации.
Пунктом 20 Положения установлено, что по истечении срока, указанного в пункте 19 настоящего Положения, но не позднее чем через 1 месяц после него, организация представляет в министерство отчет о целевом использовании субсидии по форме,установленной Соглашением. В последующие четыре года ежегодно, до 10 октября года, следующего за отчетным, организация представляет в министерство отчет по форме, установленной Соглашением, о количестве выпущенной молоди водных биологических ресурсов в Богучанское водохранилище.
Согласно пункту 21 Положения в случае нарушения организацией условий, установленных при предоставлении субсидий, министерство направляет ей требование о возврате полученной субсидии. Субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 10 банковских дней с момента получения соответствующего требования.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела повреждается факт заключения соглашения N 02-87 от 25.12.2013 на основании указанного ранее Положения.
На основании заявки на расход N 9611 от 28.12.2012 и платежного поручения N 808 от 28.12.2012 судом установлен факт перечисления министерством обществу субсидии в размере 26 935 400 руб.
Общество факт перечисления ему 28.12.2012 субсидии в сумме 26 935 5400 руб. не оспорило.
Соглашением N 02-87 от 25.12.2012 стороны предусмотрели основания для возврата обществом субсидий в областной бюджет по требованию министерства - нарушение получателем условий, установленных при предоставлении субсидии, а также пункта 5 соглашения.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, истец, обращаясь в суд с настоящим иском, не представил достаточных доказательств, позволяющих суду сделать однозначный вывод о наличии оснований для возникновения у общества обязанности по возврату субсидий в областном бюджет.
Более того, в подпункте 10 пункта 5 Соглашения стороны прямо предусмотрели, что субсидии обществом должны быть использованы в соответствии с проектом развития в течение 12 месяцев со дня их поступления на банковский счет организации, открытый в российской кредитной организации.
На основании имеющихся в деле доказательств суд первой инстанции установил, что субсидии перечислены обществу 28.12.2012. Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, субсидии обществом должны быть использованы в соответствии с проектом развития в течение 12 месяцев со дня их поступления на банковский счет - то есть не позднее 28.12.2012.
При указанных обстоятельствах довод истца о нецелевом использовании обществом субсидий, полученных по соглашению N 02-87 от 25.12.2012, суд первой инстанции обоснованно счел преждевременным.
Ссылка министерства на невозможность обществом осуществлять выпуск молоди водных биологических ресурсов в Богучанское водохранилище правомерно отклонена судом как документально не подтвержденная.
Акт выпуска рыборазводной продукции, в подтверждение выполнения мероприятий, указанных в подпункте 5 в соответствии с подпунктом 6 пункта 5 Соглашения общество обязано будет предоставить до 10 октября 2014 года.
В связи с чем до истечения указанного срока или до предоставления акта или иных доказательств, свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении обществом обязательств по выпуску молоди водных биологических ресурсов преждевременно утверждать о невозможности обществом осуществлять выпуск молоди водных биологических ресурсов в Богучанское водохранилище.
Ответчик в судебном заседании суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции не отрицал возможность исполнения обязательств по спорному соглашению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов,
Принимая во внимание то, что предусмотренный пунктом 20 Положения, подпунктом 10 пункта 5 Соглашения срок для использования обществом субсидий в соответствии с проектом развития производственных мощностей организации для осуществления мероприятий в области воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов, равный 12 месяцам со дня поступления субсидии на банковский счет не истек ни на дату обращения истца в суд с настоящим иском, ни на дату принятия судом решения, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что министерство обратилось с данным иском преждевременно.
Иные приведенные сторонами в обоснование своей позиции доводы и представленные в их подтверждение доказательства судом первой инстанции рассмотрены и оценены, и правильно признаны несостоятельными и не влияющими на выводы суда по существу рассматриваемого спора.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции, что требования министерства о взыскании с общества субсидий в сумме 13 637 984 руб. 81 коп. в связи с их нецелевым использованием являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2013 года по делу N А19-7923/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7923/2013
Истец: Министерство сельского хозяйства Иркутской области
Ответчик: ООО "Научно-исследовательское экспериментальное предприятие "Рыборазведение"