Заключение трудовых договоров. Наем индивидуальным
предпринимателем иностранных лиц
В сфере привлечения и использования труда иностранных работников произошли немалые изменения, большая часть нововведений вступит в силу с 15 января 2007 г.
Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю, необходимо знать о Постановлении Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 683 "Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ". В этом документе предусмотрено, что с 15.01.2007 г. иностранным гражданам запрещено работать в сфере розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, фармацевтическими товарами.
С этой же даты начинается наступление против иностранных работников, занятых в сфере розничной торговли в палатках и на рынках и прочей розничной торговли вне магазинов. Этот процесс будет проходить в два этапа:
1) с 15 января до 1 апреля 2007 г. вводится ограничение численности иностранцев - их удельный вес у индивидуального предпринимателя не может превышать 40% общей численности работников;
2) после 1 апреля 2007 г. в этих видах деятельности доля иностранцев установлена в размере 0%. Другими словами, в розничной торговле в палатках, на рынках и в других местах вне магазинов с 01.04.2007 иностранным гражданам работать запрещено.
Так же, правительство обратило внимание работодателей на то, что при приведении численности используемых иностранных работников в соответствие с новыми правилами необходимо соблюдать требования трудового законодательства РФ.
К важным изменениям, касающимся административной ответственности предпринимателей, относятся следующие. Во-первых, значительно увеличены размеры штрафов, налагаемых непосредственно на индивидуального предпринимателя и нарушителей-иностранцев, во-вторых, если ранее размер санкций не зависел от количества работающих у предпринимателя нелегалов, то теперь уплатить штраф придется за каждого иностранного работника, незаконно привлеченного к трудовой деятельности (Примечание 2 к ст. 18.15 КоАП РФ), в-третьих, для особо отличившихся нарушителей предусмотрена новая мера ответственности - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, которое назначается судьей (в соответствии с ч. 1 ст. 3.12. КоАП РФ). И, наконец, в-четвертых, с двух месяцев до одного года увеличивается срок давности по нарушениям, связанным с нелегальной миграцией (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
При этом под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина (или лица без гражданства) понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства (Примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ).
Если у иностранных работников нет разрешения на работу, то предпринимателю грозит штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб. за каждого иностранца, не имеющего такого разрешения. Такая же сумма штрафа взыскивается, если разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников не оформил сам предприниматель. Если индивидуальный предприниматель не уведомил контролирующие органы о том, что у него трудятся работники-иностранцы, то дополнительно придется уплатить еще 35 000-50 000 руб. (ст. 18.15 и 4.2 КоАП РФ).
В КоАП РФ введена отдельная статья, предусматривающая ответственность за нарушения, допущенные непосредственно на торговых объектах. В соответствии с п. 1 ст. 18.16 КоАП РФ предоставление торгового места, производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину (лицу без гражданства) и его допуск к трудовой деятельности при отсутствии необходимых разрешений влекут наложение на индивидуального предпринимателя административного штрафа в размере от 350 000 до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое же наказание возникнет у предпринимателя, в случае если он предоставил помещения или торговые места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса) другим юридическим лицам или ПБОЮЛ, не имеющим разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников, но фактически использующим труд иностранцев, у которых, в свою очередь, также отсутствуют разрешения на работу. Другими словами, прежде чем сдать помещения в аренду лицам, у которых работают иностранцы, арендодатель должен поинтересоваться наличием у арендатора разрешения на использование труда иностранных работников и соответствующих разрешений у самих физических лиц.
Существуют и иные основания для наложения штрафов.
Индивидуальный предприниматель, решивший заключить трудовой договор с иностранным лицом, прежде всего, должен учитывать, что с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 683 "Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ", упрощены правила приема на работу граждан иностранных государств, с которыми у России установлен безвизовый режим въезда. Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда на территорию России приведен в Письме МИД РФ от 27.09.2006 г. N 32253/19, к ним относятся Украина, Молдова, Армения, Узбекистан, Киргизия и др. В этом случае предприниматель не должен получать никаких разрешений, но в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", иностранец должен иметь разрешение на работу.
Как правило, временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ), это необходимо учитывать работодателю при заключении договора.
Убедившись в наличии разрешения на работу у иностранного лица, предприниматель может оформлять с ним трудовой договор, об этом он обязан уведомить региональное отделение Федеральной миграционной службы (ФМС). Именно по этой причине принято говорить, что привлечение к работе иностранцев из стран ближнего зарубежья носит с 15.01.2007 уведомительный, а не разрешительный, как было раньше, характер.
Для того чтобы заключить договор с гражданами остальных государств, с которыми у России установлен визовый режим въезда, предприниматель должен на свое имя получить разрешение на привлечение и использование труда иностранных работников (п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ), а также оформить приглашения на въезд и разрешения на работу для каждого иностранного работника (ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ). Приглашения на въезд в РФ для таких граждан выдаются только в пределах ежегодно утверждаемой правительством квоты. Для того чтобы оформить документы, предприниматель должен посетить не только орган миграционной службы, но и территориальный центр занятости населения.
Следует обратить внимание, что полученное разрешение нельзя передавать другому работодателю, а привлекаемых к работе иностранцев нельзя переводить к другому предпринимателю или на другое предприятие. Работодатель может использовать труд иностранных работников только в соответствии с теми профессиями и в том субъекте РФ, которые указаны в разрешении.
Полученное разрешение предприниматель должен передать иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, под роспись до начала его трудовой деятельности.
Для временно пребывающего в РФ иностранного гражданина предприниматель может получить разрешение на работу только после внесения на специально открываемый органом ФМС счет денежных средств, необходимых для обеспечения выезда иностранца из России. А после его выезда, по истечении срока действия договора, эти денежные средства будут возвращены предпринимателю (п. 5, 7 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ).
Вывод: найм иностранного работника накладывает на предпринимателя многочисленные обязанности, проще всего заключать трудовые договоры с постоянно или временно проживающими в РФ иностранными гражданами. В этом случае никаких разрешений ни для предпринимателя, ни для работника получать не нужно. Постоянно проживающий в России иностранец при приеме на работу должен представить документы, удостоверяющие его личность и законность нахождения на территории РФ. Документом, подтверждающим факт постоянного проживания на территории России, является вид на жительство, которое так же является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (Положение о выдаче иностранным гражданам вида на жительство утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 N 794). Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет, но может продляться неограниченное количество раз (ст. 8 Федерального закона N 115-ФЗ).
Временно проживающий на территории РФ иностранный гражданин обязан предъявить работодателю разрешение на временное проживание в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (паспорте) или лица без гражданства, либо в виде отдельного документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. В основном, временно проживающий иностранец не может трудиться за пределами того субъекта РФ, где ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ). Таким образом, при приеме на работу такого лица необходимо убедиться в том, что его разрешение на временное проживание распространяется на территорию нахождения места работы. Иначе прием на работу будет произведен с нарушениями, следовательно, возможны такие последствия, как штраф.
"Горячая линия бухгалтера", N 10, май 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.