Планы Минфина России изменились,
но не кардинально
Глава Минфина России А.Л. Кудрин на расширенном заседании коллегии 8 апреля 2008 г. отчитался о проделанной ведомством работе и поделился планами на будущее. Первое, что должно обрадовать налогоплательщиков, - был доработан проект Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. В нем появился долгожданный пункт о снижении ставки НДС. И не только. Кроме того, были озвучены некоторые планы по модернизации работы ФНС России в ближайшие годы.
Судя по всему, недовольство бизнес-сообщества относительно первой редакции проекта Основных направлений налоговой политики не осталось без внимания властей. В ходе расширенного заседания коллегии Минфина России журналистам раздали улучшенный вариант документа. И в нем появился долгожданный пункт: "...в настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке НДС с установлением величины этой ставки на уровне ниже действующей величины основной ставки НДС... Решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 года".
Однако уже сейчас очевидно, что решение по снижению НДС Минфину России принять будет сложно. По словам заместителя министра финансов С.Д. Шаталова, если ставка НДС будет снижена до 13%, потери федерального бюджета составят порядка 940 млрд руб. Он также считает, что компенсировать эти потери отчислениями в виде налога на прибыль не удастся. Даже если принимать меры, направленные на стимулирование развития бизнеса. В общем, как сказал С.Д. Шаталов, у Минфина России есть время до августа текущего года основательно подумать над этим вопросом.
В ближайшие годы финансовое ведомство планирует заняться и таким документом, как счет-фактура. По заявлению г-на Шаталова, в порядок оформления этого документа будут внесены изменения, в частности решен вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов). Также он отметил, что Минфин России планирует в ближайшем будущем уйти от бумажного носителя. "Скорее всего уже в следующем году мы будем готовы начать эксперимент по переводу счета-фактуры в электронный вид, - сообщил С.Д. Шаталов. - ФНС России поддерживает эту идею". Однако переход на электронные счета-фактуры не охватит сразу всех налогоплательщиков, экспериментировать будут в отдельных секторах и отраслях экономики.
Совсем освободить от НДС уже с 2009 г. власти планируют реализацию услуг, имеющих социальный характер. Чиновники подумают над тем, чтобы с 2010 г. применять нулевую ставку НДС при вывозе продуктов переработки в таможенном режиме переработки на таможенной территории.
Согласно новой редакции проекта Основных направлений налоговой политики Минфин России планирует начиная с 2010-2011 гг. отказаться от пообъектного начисления амортизации и перейти к ее начислению методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. Это значит, что сначала определяется период, за который начисляется амортизация. Каждой группе основных средств соотнесена определенная норма амортизации. В каждом периоде, для которого начисляется амортизация, ее сумма равна остаточной стоимости группы активов, умноженной на норму амортизации. Остаточная стоимость группы при этом уменьшается на сумму начисленной амортизации. Стоимость вновь приобретенного актива включается в стоимость соответствующей группы. При реализации актива из стоимости группы вычитается цена, по которой актив был реализован.
По мнению финансового ведомства, такой способ позволит бизнесу значительно снизить издержки на исполнение налогового законодательства, так как он прост и позволяет легко контролировать правильность начисления амортизации. Кроме того, данный способ стимулирует налогоплательщиков использовать активы, имеющие большую продолжительность службы. Если описанный способ будет внедрен, Минфину России придется разработать конкретные предложения о делении основных средств на группы и определении норм амортизации для них.
Финансовое ведомство понимает, насколько важно организациям "вкладываться" в своих сотрудников, поэтому предлагает с 2009 г. разрешить компаниям принимать в расходы затраты на образование сотрудников, при этом не облагать НДФЛ и ЕСН плату за их обучение.
С 2010 г. Минфин России считает целесообразным установить отчетный период по налогу на прибыль продолжительностью один год. Тогда ежемесячные авансовые платежи в течение года будут уплачиваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного или ежеквартального определения базы для расчета авансовых платежей.
А что ждет ФНС России...
Основное направление развития ФНС России на ближайшие годы - улучшение качества налогового администрирования, которое не должно быть барьером для развития предпринимательской деятельности. Показателем эффективности проделанной работы станет количество налогоплательщиков, положительно оценивающих работу налоговых органов. Уже сегодня в ряде региональных налоговых управлений такие опросы налогоплательщиков проводятся. По замыслу налоговых органов, к 2010 г. число налогоплательщиков, положительно оценивающих налоговое регулирование, должно возрасти на 10%. То, насколько успешно подразделения налоговой службы выполнят эту задачу, будет влиять на их финансирование. Очевидно, что ФНС России поставила себе не слишком сложную задачу.
Еще налоговая служба планирует активно развивать систему электронного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками. А именно к 2010 г. 50% налогоплательщиков должны иметь доступ по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом.
Повышение качества, ускорение и упрощение налоговых процедур также в списке первоочередных задач. К 2010 г. средний срок проведения контрольных мероприятий и принятия решений о возврате излишне уплаченных налогов должен составить 85 дней. А доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке (вышестоящими налоговыми органами), в общем числе заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами, к 2010 г. должна составить 77%*(1).
По мнению Д.С. Костальгина, партнера юридической компании Taxadvisor, на практике реализация "радужных" планов ФНС России обнажит массу проблем: "Например, декларируется, что к 2010 г. 50% налогоплательщиков смогут в режиме онлайн видеть состояние расчетов с бюджетом. Однако первоочередным аспектом для налогоплательщика является актуальность и корректность отражения этих расчетов. Сегодня ситуация с лицевыми счетами напоминает плохо организованный механизм. Видеть его, да еще и в режиме онлайн, налогоплательщику вряд ли нужно."
Также интересно, насколько выполнима поставленная задача по снижению срока проведения контрольных мероприятий. В ФНС России и так отмечают, что результативность контрольных мероприятий в 2007 г. упала, а объясняют это недавними изменениями в НК РФ, регламентирующими проведение налоговых проверок (ограничено количество выездных проверок до двух в год, а также количество документов, требуемых во время камеральной проверки, введена процедура апелляционного производства). А поскольку количество выездных мероприятий было сокращено, налоговые органы повышали их результативность.
Очень показательна следующая статистика: количество выездных проверок в 2007 г. сократилось на 41% по сравнению с 2006 г. Впрочем, сумма доначислений в расчете на одну результативную проверку юридического лица возросла в 1,4 раза (с 2,6 млн руб. в 2006 г. до 3,7 млн руб. в 2007 г.). В 2007 г. удельный вес результативных проверок организаций составил 99,2% всех проведенных проверок.
"Что касается сокращения сроков проведения контрольных мероприятий, то необходимо отметить, что налоговые органы в последнее время "полюбили" новые формы контроля, не поименованные в НК РФ. Это различные комиссии по НДС, убыткам и т.п. Фактически это контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков. Учитывает ли это статистика ФНС России? Думаю, вряд ли", - считает Д.С. Костальгин.
Некоторые статистические данные
из отчета Минфина России за 2007 г.
Прирост ВВП | 8,1% |
Прирост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
21,1% (объем превысил 6,6 трлн руб.) |
Прирост промышленного производства | ускорился до 6,3% |
Средний курс доллара США к рублю | 25,57 руб. |
Средний курс евро к рублю | 35,01 руб. |
Инфляция | 11,9% (в 2006 г. - 9%) |
Доходы федерального бюджета | 7 779 104,2 млн руб. |
Расходы федерального бюджета | 6 131 807,4 млн руб. |
Совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации (на 1 января 2007 г.) |
2 346 321,8 млн руб. |
Комментарий эксперта
И снова о налоговых планах Минфина России...
Т.П. Васильева,
адвокат, консультант юридической компании KempHoogstad
Что в планах Минфина России выгодно для бизнеса? Очевидно, что электронные счета-фактуры. Это упрощение администрирования налога. Но, как всегда, не обойдется без "ложки дегтя". Есть опасение, что переход на электронные счета-фактуры вызовет очередной всплеск претензий "в связи с недобросовестными контрагентами".
Сопоставляя поля "плательщик" и "получатель", компьютер ФНС России сможет легко вычислить "подставные" юридические лица, задействованные в схемах уклонения от налогообложения. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на кампанию, проведенную ФНС России в 2005-2006 гг., все еще применяются схемы с использованием фирм-"однодневок".
Можно предсказать, что одновременно с введением электронных счетов-фактур возродится и проблема необоснованных претензий к предприятиям, заключившим контракт с контрагентом, использующим в свою очередь "однодневки" для необоснованного увеличения вычетов по НДС. Здесь нелишне вспомнить, что Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке необоснованной налоговой выгоды" позволяет предъявить претензию только к тем, кто непосредственно работает с "однодневкой".
Итак, идея введения электронных счетов-фактур может быть реализована на практике, однако прежде необходимо решить вопрос, будет ли (и должен ли) бизнес иметь доступ к системе ФНС России в целях контроля движения НДС. Также еще раз необходимо согласовать на уровне налогового ведомства и бизнеса, что претензии должны предъявляться лишь к тем лицам, которые непосредственно работают с фирмами-"однодневками".
Безусловно, за последние два года было устранено много пробелов в НК РФ. Но следует отметить, что нерешенные вопросы остаются.
В частности, вопрос с расходами на инфраструктуру при реализации инвестиционных строительных проектов. Принципиальная позиция многих консультантов и компаний заключается в том, что расходы на инфраструктуру принимаются, так как обусловлены необходимостью исполнения инвестиционного контракта. Расходы на инфраструктуру также являются проблемными для корпораций, которые строят коммерческую и жилую недвижимость. Одним из самых легких решений проблемы было участие в программе "Доступное жилье", согласно которой подобные расходы компенсируются государством. Для бизнеса в настоящее время важно не только и не столько установление льготы "на будущее", сколько устранение пробела действующего законодательства, констатация факта, что расходы на инфраструктуру признаются. Введение льготы без распространения ее на прошлые периоды может инициировать споры в отношении уже признанных ранее в учете расходов на инфраструктуру, а это неверно с точки зрения экономики отношений. В идеале в проект Основных направлений налоговой политики следовало бы включить обзор пробелов налогового законодательства, которые могут быть решены путем толкования, без внесения изменений в закон.
Положения о трансфертном ценообразовании и консолидированном налогоплательщике практически готовы к внедрению. Положения о "контролируемой зарубежной компании" (иностранный аналог - controlled foreign company, CFC) и о термине "резидент" вместо термина "юридическое лицо" еще в планах. Однако хотелось бы отметить, что при разработке этих положений следует уделить внимание сложившейся зарубежной практике.
Например, правило о "контролируемой зарубежной компании", которое означает, что доход дочерней компании, расположенной в низконалоговой юрисдикции и полностью контролируемой российской компанией, должен включаться в доход этой российской компании, применяется не механически, а лишь в случае "полностью фиктивных схем" (artificial arrangements). Было бы целесообразно включить в проект Основных направлений налоговой политики детальное описание, когда правило о "контролируемой зарубежной компании" будет применяться, а когда нет. То же в отношении термина "резидент". Это необходимо, чтобы бизнес четко понимал перспективы развития налогового законодательства.
И.Е. Зубарева,
корреспондент журнала
"Финансовые ибухгалтерские консультации"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 5, май 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о преимуществах и недостатках досудебного урегулирования налоговых споров читайте в журнале "Ваш налоговый адвокат" N 5 за 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru