г. Санкт-Петербург |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А56-55241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Л.А.Шульги
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Догадаев О.Н. - доверенность от 26.12.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26381/2013) общества с ограниченной ответственностью "ТелеРадиоКомпания "Царское Село" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2013 по делу N А56-55241/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "ТелеРадиоКомпания Царское Село"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по СЗФО") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТелеРадиоКомпания "Царское Село" (ОГРН 1069847551630; место нахождения: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Ленинградская, д. 75, литера А, пом. 6Н; далее - ООО "ТРК "Царское Село", Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.11.2013 ООО "ТРК "Царское Село" привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде предупреждения.
В апелляционной жалобе ООО "ТРК "Царское Село", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение суда от 07.11.2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о привлечении Общества к административной ответственности. По мнению подателя жалобы, требования части 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (нарушение которого вменено заявителю) в силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не относится к числу лицензионных условий. Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, равно как и другие документы, на основании которых должны выполняться лицензионные условия, не содержат требования об осуществлении выгрузки информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации посредством сети Интернет. Таким образом, по мнению подателя жалобы, Обществом не нарушены условия, предусмотренные лицензией на оказание телематических услуг связи, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по СЗФО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции от 07.11.2013 без изменения.
ООО "ТРК "Царское Село" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "ТРК "Царское Село" оказывает телематические услуги связи на основании лицензии N 104499 от 06.12.2012, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сроком действия до 06.12.2017 (л.д.35-38).
В результате проведенного должностным лицом Управления Роскомнадзора по СЗФО 07.08.2013 мониторинга Единой информационной системы Роскомнадзора было установлено, что ООО "ТРК "Царское Село" не авторизовано для использования web-сервиса zapret-info.gov.ru и не осуществляет выгрузку информации в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; оператор связи - Общество не осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Результаты мониторинга оформлены протоколом N АП-78-04/004 от 07.08.2013, с которым ознакомлен генеральный директор Общества Жукова Е.А. (л.д.15-19).
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по СЗФО в отношении Общества 07.08.2013 составлен протокол N АП-78-08/0218 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение пункта 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", подпункта "а" пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 104499.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление Роскомнадзора по СЗФО обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ТРК "Царское Село" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и привлек ООО "ТРК "Царское Село" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 07.11.2013 в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" телематические услуги связи включены в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (пункт 26).
В целях оказания услуг связи лицензиат - ООО "ТРК "Царское село" (оператор связи) в соответствии с условиями лицензии N 104449 и пунктом 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:
а) доступ к сети связи лицензиата;
б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;
в) прием и передачу телематических электронных сообщений.
Пунктом 5 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87) предусмотрено оказание лицензиатом услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией (приложение к лицензии N 104499) также установлено, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми правительством Российской Федерации.
Правила оказания телематических услуг связи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N575).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 26 Правил N 575 оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.
Таким образом, оказание оператором связи телематических услуг связи в соответствии с требованиями, в том числе Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" является одним из лицензионных требований.
Согласно пункту 5 статьи 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - ЕАИС).
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ).
Порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга и порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 12 статьи 15.1 Закона N 149-ФЗ).
Единый реестр сайтов в Интернете, содержащих информацию распространение которой в РФ запрещено, доступен на сайте zapret-info.gov.ru.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения ЕАИС (далее - Правила ведения ЕАИС).
Согласно пункту 3 Правил ведения ЕАИС формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра).
Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме (пункт 4 Правил ведения ЕАИС).
Согласно пункту 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет" (далее - оператор связи), обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.
В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
В соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка получения доступа к содержащейся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 21.02.2013 N 169 (далее - Порядок N 169), оператору связи обеспечивается в круглосуточном автоматическом режиме выгрузка следующей информации из реестра:
а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию;
б) сетевой адрес, позволяющий идентифицировать конкретный сайт в сети "Интернет";
в) реквизиты решения уполномоченного органа о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр или реквизиты вступившего в законную силу решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией.
Получение доступа к информации из реестра осуществляется посредством обращения к веб-сервису, описание которого размещено на сайте в сети "Интернет" http://zapret-info.gov.ru.
Авторизация для использования указанного веб-сервиса осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам мониторинга, проведенного должностными лицами Управления Роскомнадзора по СЗФО 07.08.2013, было установлено, что ООО "ТРК "Царское Село" не авторизовано для использования указанного web-сервиса, а, следовательно, не осуществляет выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, оператор связи ООО "ТРК "Царское Село" не осуществляет ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Законом N 149-ФЗ, что является нарушением пункта 5 статьи 46 Закона о связи, подпункта "а" пункта 26 Правил N 575, пункта 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 104449 и образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности (соблюдения требований Закона N 149-ФЗ) и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что выгрузку информации из ЕАИС в целях ограничения и возобновления доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществляет "вышестоящий" провайдер ООО Амстердамтелеком" на основании соглашения N 1/13 от 01.08.2013, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный, поскольку исходя из приведенных выше норм права именно на ООО "ТРК "Царское Село", как оператора связи, возложена обязанность по ограничению доступа к запрещенной информации в порядке, установленном Законом N 149-ФЗ и Порядком N 169.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, посчитал возможным применить к Обществу административное наказание за совершенное правонарушение в виде предупреждения. Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что правонарушение совершено Обществом впервые, полагает, что назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 07.11.2013 не имеется.
Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная Обществом за рассмотрение апелляционной жалобы (платежное поручение N 732 от 19.11.2013), подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, пункта 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче апелляционной жалобы, не предусмотрено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 ноября 2013 года по делу N А56-55241/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТелеРадиоКомпания Царское Село" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТелеРадиоКомпания Царское Село" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55241/2013
Истец: Управление федеральной службы по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Федеральному округу
Ответчик: ООО "ТелеРадиокомпания Царское Село"