г. Пермь |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А50-12147/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.
судей Дружининой Л.В., Лихачевой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца ТСЖ "Гознаковское": Бушуев А.С. на основании доверенности от 09.01.2014, удостоверения,
от ответчика ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9": Ярыш М.Н. на основании доверенности N 183 от 27.06.2013, паспорта,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 октября 2013 года
по делу N А50-12147/2013,
принятое судьей Л.И. Лысановой
по иску ТСЖ "Гознаковское"
к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"
об урегулировании разногласий
установил:
товарищество собственников жилья "Гознаковское" (далее - ТСЖ "Гозхнаковское", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском об обязании открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "ТГК N 9", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения N 1324 (тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем) по пунктам 2.2.6, 2.2.7, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.13, 2.3.24, 2.3.26, 2.4.3, 2.5.2, 3.7, 3.9, 3.10, 4.1, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.6, 5.3.4, 8.1, 8.2, 9.3, приложение N 3, 5, 6, 8 (с учетом уточнения в судебном заседании 16.10.2013). Уточнение исковых требований судом принято на основании ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 октября 2013 года (резолютивная часть от 16.10.2013) исковые требования удовлетворены. Договор теплоснабжения N 1324 (снабжение тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем) между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" и ТСЖ "Гознаковское" изложен в следующей редакции.
Пункт 2.2.6: Поддерживать минимальную величину напора в точке поставки в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.
Пункт 2.2.7: Поддерживать соответствия показателей качества используемых теплоносителей и горячей воды (физико-химических и потребительских свойств), требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил.
Пункты 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 исключить из текста договора.
Пункт 2.3.7: Не позднее следующего дня с даты выбытия многоквартирного дома из управления потребителя письменно уведомить теплоснабжающую организацию об утрате прав на объект, теплоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего договора. При этом потребитель обязан представить в теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права на объект и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывших из владения потребителя; произвести теплонабжающей организации полную оплату за тепловую энергию и теплоноситель.
Пункт 2.3.13: При поступлении жалоб от собственников и пользователей в многоквартирных домах и (или) жилых домах, указанных в Приложении N 3 к настоящему договору, на качество или объем предоставляемой коммунальной услуги, обеспечить организацию и выполнение мероприятий по установлению факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе с привлечением теплоснабжающей организации в установленных случаях к проверке факта нарушения качества коммунальной услуги.
Порядок взаимодействия сторон при проведении проверки причин предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и составления соответствующего акта проверки определяется в соответствии с требованиями утвержденных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг.
Пункты 2.3.24, 2.3.26 исключены из текста договора.
Пункт 2.4.3: Приостановить или ограничить предоставление тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с требованиями раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг.
Пункт 2.5.2: Получать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в необходимых объемах и надлежащего качества для оказания коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.
Пункт 3.7: Количество потребленной потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителя приборов учета, количество тепловой энергии определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Пункты 3.9, 3.10 исключены из текста договора.
Пункт 4.1: Потребитель оплачивает теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии (мощности), полученной для отопления и стоимость ГВС, на основании тарифов, установленных для теплоснабжающей организации Региональной службой по тарифам Пермского края.
Пункты 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3 исключены из текста договора.
Пункт 4.6: Теплоснабжающая организация обязана до 10 числа месяца, следующего за расчетным, направить заказным письмом потребителю счет-фактуру и акт приема-передачи тепловой энергии, горячей воды и теплоносителя, который потребитель в течение десяти рабочих дней со дня получения обязан надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить заказным письмом в теплоснабжающую организацию.
Пункты 5.3.4, 8.1 исключены из текста договора.
Пункт 8.2: Поставка потребителю тепловой энергии и теплоносителя на цели отопления, осуществляется в пределах отопительного периода. Начало и окончание которого устанавливается в соответствии с действующим законодательством, на основании фактических климатических данных и соблюдении норм теплового комфорта внутри помещений (при соблюдении требований по поддержанию нормативного состояния отапливаемых помещений). В случае наличия акта технической готовности теплоиспользующих установок, допущенных в эксплуатацию средств коммерческого учета на границе балансовой принадлежности, включение системы отопления производится по заявке потребителя.
Приложение N 3 дополнено предложением: сведения об указанных объектах должны соответствовать данным технических (кадастровых) паспортов.
Приложение N 5 потребитель предоставляет теплоснабжающей организации в течение двадцати дней с момента подписания сторонами договора теплоснабжения.
Приложения N 6, 8 к договору исключены.
С ОАО "ТГК N 9" в пользу ТСЖ "Гознаковское" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 4 000 руб.
Ответчик, ОАО "ТГК N 9", с решением суда первой инстанции не согласилось, представило апелляционную жалобу. В доводах жалобы указано на то, что решение подлежит изменению в связи с нарушением (неправильным применением) норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Со ссылками на п.15 ст. 2 Закона "О теплоснабжении" полагает, что п. 2.3.3. в редакции ответчика не противоречии законодательству, в связи с чем отсутствовала необходимость для его исключения. Ссылаясь на п. 21 раздела 3 Правил организации теплоснабжения в РФ (Постановление от 08.08.2012 N 808) заявитель не согласен с исключением п. 2.3.4. из текста договора, поскольку, по его мнению, данный пункт поможет определить тепловые нагрузки на основе уже имеющихся показаний учета потребителя или, на момент отсутствия показаний в соответствии с приложением N 6 к договору. Также не согласен с редакцией п. 2.3.7., поскольку в отношении ТСЖ, заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством РФ, в связи с чем, данный пункт в редакции ответчика, по мнению ответчика, не противоречит действующему законодательству. С учетом анализа п. 92 Постановления от 08.08.2012 N 808, п. 2.4.3. в редакции ответчика, по его мнению, соответствует нормам действующего законодательства. С учетом того, что условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям и определять существенные условия, установленные правилами теплоснабжения (в том числе п. 8 ст. 15 Закона "О теплоснабжении"), ответчик полагает, что необходимость в изменении его редакции п. 2.5.2. договора отсутствовала, поскольку п. 2.2.1., Приложением N 1 к договору предусмотрено ориентировочное количество тепловой энергии и теплоносителя, что является существенным условием для заключения договора при выходе из строя приборов учета. Со ссылками на п. 10 ст. 15 Закона "О теплоснабжении" заявитель не согласен с исключением п. 3.7. из текста договора. Указано также на то, что п.п. 3.9 и 3.10. из текста договора исключены неправомерно, в связи с тем, что они являются неотъемлемой частью договора и определяют мощность тепловой нагрузки, независимо от факта и продолжительности потребления тепловой энергии по видам потребления в расчетном периоде, что определяется в соответствии с Приложением N 1. Поскольку, по мнению ответчика, п. 4.5.1., 4.5.2., 4.5.3. соответствуют ст. 11 Закона "О теплоснабжении", просит оставить их в тексте договора. Заявитель полагает целесообразным исключение из текста договора приложения N 8. При этом им указано, что в приложениях к договору определены существенные условия договора (объем, количество, объекты, качество).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда в части, принять новый судебный акт о принятии обжалуемых пунктов в редакции ответчика.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонены.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, находя решение суда законным и обоснованным, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Краснокамск, ул. Суворова, д. 3 и д. 5 от 11.01.2006 собственниками принято, в том числе решение о создании ТСЖ "Гознаковское" в составе двух многоквартирных домов по адресам: г. Краснокамск, ул. Суворова, д. 3 и д. 5 (п. 1 повестки).
21.02.2006 ТСЖ зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 54). Утвержден Устав ТСЖ (л.д. 61).
Направленный ОАО "ТГК N 9" в адрес ТСЖ "Гознаковское" проект договора теплоснабжения N 1324 (снабжения тепловой энергией, горячей водой и теплоносителем) истец подписал с протоколом разногласий. Ответчик подготовил протокол согласования разногласий к договору, не согласившись с позицией ответчика. Истец передал урегулирование разногласий на рассмотрение суда, указывая на то, что при заключении договора теплоснабжения между истцом и ответчиком возникли разногласия, которые не были урегулированы.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия обязанности ответчика по заключению с истцом договора теплоснабжения и, проанализировав нормы материального права, урегулировал, возникшие при заключении договора между сторонами разногласия, приняв спорные пункты в редакции истца.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон в судебном заедании, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 445 Гражданского кодекса при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Такой стороной, как видно из абзаца первого пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса, является сторона, получившая протокол разногласий от стороны, для которой заключение договора обязательно.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров регулируются Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку истец является исполнителем коммунальных услуг, то к отношениям сторон подлежат применению Правила N 354, Правила, обязательные при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Жилищный кодекс РФ.
Судом обоснованно исключен из договора пункт 2.3.3 ("Соблюдать установленные Приложением N 1 к настоящему договору режимы потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя"), содержащийся в редакции ответчика в соответствии с п. 15 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении", при этом, судом первой инстанции верно отмечено, понятие режима потребление тепловой энергии содержится в п. 15 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении", в то время как Приложение N1 регулирует договорное (плановое) количество тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, соответственно оснований для включения пункта 2.3.3 договора в предложенной истцом редакции, не имеется.
Оспаривая исключение судом первой инстанции из текста договора пункта 2.3.4, ответчик ссылается на пункт 21 раздела 3 Правил N 808, в соответствии с которым договор теплоснабжения должен содержать величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Пункт 2.3.4 договора в редакции, предложенной ответчиком, предусматривает предоставление теплоснабжающей организации заявку на годовое потребление теплоэнергии на будущий год по видам теплопотребления с разбивкой по месяцам не позднее 01 марта текущего года.
Исключая п. 2.3.4. из текста договора суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку стороны подписали приложение N 1, в котором предусмотрели плановое количество тепловой энергии, в том числе с максимумом тепловых нагрузок и в отношении указанных в нем нагрузок и объемов у истца не имелось разногласий, требование пункта 21 Правил N 808 следует считать соблюденным, при этом судом учтено, что многоквартирные дома, в отношении которых заключается настоящий договор теплоснабжения, оборудованы общедомовыми приборами учета тепла, которые фиксируют фактическое потребление энергии, в связи с чем необходимости в предоставлении заявки на годовое потребление теплоресурса не имеется, сведения не будут иметь достоверный характер.
Пунктом 2.3.7 договора предусмотрено, что Потребитель обязан не менее чем за 30 календарных дней до наступления соответствующей даты письменно уведомить Теплоснабжающую организацию об утрате прав (право собственности, аренде, безвозмездного пользования, прав, вытекающих из договора на управление многоквартирным домом, и т.п.) на объект, теплоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего Договора. При этом Потребитель обязан представить в Теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права (договор купли-продажи, соглашение о расторжении договора аренды, ссуды, иной документ) и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывающих из владения Потребителя; произвести Теплоснабжающей организации полную оплату за тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель.
Истец просит изложить спорный пункт в следующей редакции: "Не позднее следующего дня с даты выбытия многоквартирного дома из управления потребителя письменно уведомить теплоснабжающую организацию об утрате прав на объект, теплоснабжение которого осуществляется в рамках настоящего договора. При этом потребитель обязан представить в теплоснабжающую организацию копию документа, свидетельствующего об утрате права на объект и сообщить наименование, адрес и контактный телефон нового правообладателя; обеспечить надлежащую передачу тепловых сетей и теплопотребляющих установок, выбывших из владения потребителя; произвести теплонабжающей организации полную оплату за тепловую энергию и теплоноситель".
Таким образом, разногласия сторон по указанному пункту были связаны с установлением срока сообщения теплоснабжающей организации об утрате права управления многоквартирным домом.
Поскольку такое юридически значимое обстоятельство как выбытие из управления многоквартирного дома возникает с момента прекращения отношений между собственниками помещений и управляющей организацией по основаниям, изложенным в Жилищном кодексе Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно принята редакция пункта 2.3.7, предусматривающая уведомление об этом не позднее следующего дня с даты выбытия многоквартирного дома из управления потребителя.
Судом обоснованно исключены из текста договора п. п. 2.3.24., 2.3.26. поскольку условия пунктов не являются существенными, содержание пунктов дублирует п. 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 N 115.
При этом п. 2.3.26 предусматривает установку потребителем на узле ввода регулятора расхода и дросселирующего устройства и, по мнению истца, возложение данной обязанности на ТСЖ не предусмотрено Правилами N 115. На многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета, до установки приборов учета истцу выданы технические условия, приборы учета приняты теплоснабжающей организацией в эксплуатацию.
Пункт 2.4.3. проекта договора предусматривает ограничение подачи тепловой энергии в случае неоплаты потребителем тепловой энергии и возобновление подачи теплоэнергии.
Истец предлагает пункт изложить в следующей редакции: "Приостановить или ограничить предоставление тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с требованиями раздела XI Правил предоставления коммунальных услуг", ответчиком в протоколе согласования разногласий просит принять пункт в редакции: "В случае неоплаты потребителем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя ограничить подачу тепловой энергии, теплоносителя после письменного предупреждения потребителя в соответствии с п. 3.9 Приложения N 8".
Указанный пункт договора судом правомерно принят в редакции истца, поскольку отношения сторон при оказании коммунальных услуг, в том числе по поставке тепловой энергии регулируются Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом этого, принятая судом редакция пункта 2.4.3 соответствует положениям п. 13 Правил N 354.
Согласно п. 2.5.2 договора, находящегося в разделе о правах потребителя предложен ответчиком в редакции следующего содержания: "Потребитель вправе получать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в количестве, режиме и с качеством, указанными в Приложении N 1 к настоящему Договору".
Истец предлагает изложить в редакции: "Получать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель в необходимых объемах и надлежащего качества для оказания коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг".
Данный пункт обоснованно судом принят в редакции, предложенной истцом, поскольку данная редакция пункта 2.5.2 учитывает специфику правоотношений сторон как ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг, правовых оснований для изменения решения суда в этой части у апелляционного суда не имеется, при этом Приложение N 1 содержит ориентировочное количество тепловой энергии, принимаемое потребителем в год, а каких-либо сведений о качестве поставляемого теплоресурса в приложении не содержится. Согласно ст. 541 ГК РФ, п.п. а п. 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.
Ответчиком предложена следующая редакция п. 3.7 договора: "Количество потребленного теплоносителя определяется в соответствии с Приложением N 6 к настоящему договору".
Истец предлагает изложить в редакции: "Количество потребленной потребителем тепловой энергии и теплоносителя определяется в соответствии с показаниями коммерческих приборов учета, при отсутствии у потребителя приборов учета, количество тепловой энергии определяется теплоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг".
По результатам рассмотрения разногласий по указанному пункту договора, судом первой инстанции пункт 3.7. правомерно принят в редакции истца на основании следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Проанализировав положения норм ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении", а также Правила N 354, а также учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 22.09.2009 N 59/09, от 23.11.2010 N 6530/10, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя с использованием данных приборов учета, а при их отсутствии - в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 3.9 договора в редакции, предложенной ОАО "ТГК N 9" предусмотрено, что для расчета использования мощности потребителем тепловой энергии применяется установленный максимум тепловых нагрузок (мощность) теплопотребляющих установок, определяемый как сумма величин максимальных тепловых нагрузок по видам теплового потребления на: отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и технологические нужды, указанных в Приложении N1 к договору, независимо от факта и продолжительности потребления тепловой энергии теплопотребляющими установками потребителя по видам теплового потребления в расчетном периоде.
Исключая названный пункт из текста договора, суд первой инстанции принял во внимание наличие незаполненных граф со стороны ответчика в тексте Приложения N 1 к договору (в частности, ответчиком не были указаны тепловые нагрузки (мощность) на технологические нужды).
Оспаривая исключение пункта 3.9 из договора, ответчик указывает на то, что названный пункт определяет мощность тепловой нагрузки, независимо от факта и продолжительности потребления тепловой энергии по видам потребления в расчетном периоде, что определяется Приложением N 1; формулы расчета приведены в Приложении N 6 к договору.
Апелляционный суд считает возможным рассмотреть разногласия по пункту 3.9 одновременно с разногласиями по пунктам 4.5.1, 4.5.2 и 4.5.3 договора, также исключенных судом первой инстанции из текста договора.
Указанные пункты содержатся в разделе 4 договора "Цена и порядок расчетов" и предусматривают возможность применения одноставочных, двухставочных и однокомпонентных тарифов.
Так, согласно п. 4.5.1. стоимость тепловой энергии (мощности), теплоносителя, принятых Потребителем за расчетный период и рассчитанных в соответствии с разделом 3 настоящего договора, определяется при применении одноставочных тарифов, как сумма произведений: тарифа на тепловую энергию на количество фактически потребленной тепловой энергии (при отсутствии раздельного учета тепловой энергии, потребляемой для нужд: отопления и вентиляции, горячего водоснабжения (в случае наличия инженерно-технического оборудования в составе объектов, в отношении которых осуществляется теплоснабжение) и технологических нужд - определение фактического количества потребленной тепловой энергии осуществляется пропорционально мощности теплоиспользующих установок); тарифа на горячую воду на количество фактически потребленной горячей воды; тарифа на теплоноситель на количество фактически потребленного теплоносителя.
Согласно п. 4.5.2. при двухставочном тарифе, как сумма произведений: ставки платы за потребляемую тепловую энергию на количество фактически потребленной тепловой энергии, ставки платы за использование тепловой мощности на величину тепловой нагрузки (мощности) теплопотребляющих установок, тарифа на теплоноситель на количество фактически потребленного теплоносителя; тарифа на горячую воду на количество фактически потребленной горячей воды.
Согласно исключенному пункту 4.5.3. при однокомпонентном тарифе на горячую воду как произведение: тарифа на горячую воду на количество фактически потребленной горячей воды.
При двухкомпонентном тарифе на горячую воду, как сумма произведений: тарифа на компонент в виде воды, используемой для нужд горячего водоснабжения на количество фактически потребленной горячей воды; тарифа на компонент в виде тепловой энергии, использованную на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения на фактическое количество тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с п.п. 4, 5 п. 1 ст. 8 ФЗ "О теплоснабжении" регулированию подлежат, в числе прочего, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Поскольку в материалах дела не имеется доказательств установления для потребителей ОАО "ТГК N 9" двухставочных тарифов, предусматривающих расчет за тепловую энергию и мощность, исключение пунктов 3.9, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3 из текста договора не нарушает прав ОАО "ТГК N 9", и соответствует нормам Правил N 354.
Кроме того, указание в пункте 4.5.1 договора на возможность определения фактического количества тепловой энергии пропорционально мощности теплоиспользующих установок при применении одноставочного тарифа при отсутствии раздельного учета тепловой энергии, потребляемой для нужд отопления и вентиляции, горячего водоснабжения и технологических нужд не соответствует положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приложению N 2 к Правилам N 354, пунктам 15- 28 Правил N 307.
Таким образом, п.п. 3.9., 4.5.1., 4.5.2., 4.5.3. обоснованно исключены из текста договора.
В силу пункта 3.10 в редакции, предложенной ОАО "ТГК N 9", в случае отказа в допуске представителей теплоснабжающей организации в соответствии с п.2.4.1, умышленном выводе из строя прибора учета или иного воздействия, приводящего к искажению его показаний, теплоснабжающая организация определяет количество тепловой энергии и (или) теплоносителя, потребленной потребителем расчетным путем в порядке, предусмотренном Приложением N6 к договору с момента предыдущей проверки узла учета, с учетом показателей договорного температурного графика.
Исключая указанный пункт из текста договора, суд первой инстанции правомерно указал на то, что Правилами N 354 не предусмотрена возможность перерасчета количества тепловой энергии и теплоносителя в случае обнаружения неисправности прибора учета, несанкционированного вмешательства в его работу с момента предыдущей проверки узла учета.
Пункты 5.3.4, 8.1 правомерно исключены судом первой инстанции из договора.
Истец считает, что не имеется зависимости между понижением температуры теплоносителя и количеством тепловой энергии в Гкал/час, поставляемой ответчиком от режима ее потребления истцом до границы эксплуатационной ответственности. Истец не сможет обеспечить температуру горячей воды 60 градусов подаваемой населению, если ответчиком она будет подана до границы балансовой ответственности со сниженными параметрами теплоносителя.
Изучив указанную позицию, судом первой инстанции верно указано на то, что условие пункта 5.3.4. противоречит ст. 541, 542 ГК РФ.
Пункт 8.1 договора изложен ответчиком в следующей редакции: "К потребителю - исполнителю коммунальных услуг положения настоящего договора применяются, если иное не установлено условиями Приложения N 8 к настоящему договору" (Особенности теплоснабжения потребителя, являющегося исполнителем коммунальных услуг).
Приложение N 8 регулирующее особенности теплоснабжения потребителя, являющегося исполнителем коммунальных услуг со стороны истца подписано не было.
С учетом того, что особенности расчетов за коммунальные ресурсы, предоставляемые исполнителем коммунальных услуг путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями предусмотрены Правилами N 354, суд первой инстанции правомерно исключил пункты 5.3.4. и 8.1 из текста договора.
При заключении договора ОАО "ТГК N 9" предлагалось включить в пункт 9.3 договора, перечисляющий перечень приложений к договору, в числе прочего Приложение N 6 "Порядок определения договорных (плановых) величин и количества тепловой энергии горячей воды и теплоносителя, а также расчетного способа определения объемов потребленных ресурсов при отсутствии (непредставлении показаний) приборов учета, в случае превышения допустимой продолжительности отсутствия таких показаний (временной интервал при котором прибор учета считается вышедшим из строя), Приложение N 8 "Особенности теплоснабжения потребителя, являющегося исполнителем коммунальных услуг".
Перечисленные Приложения N 6, 8 к договору со стороны потребителя не подписаны.
В части редакции указанных Приложений к договору, судом первой инстанции отмечено, что в связи с имеющимися у потребителя общедомовыми приборами учета, оплата в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса производится на основании данных приборов учета.
Указанные выводы суда первой инстанции являются верными, оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется. Кроме этого, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 541 Гражданского кодекса в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Порядок определения количества коммунального ресурса, в том числе, при отсутствии (непредоставлении) показаний приборов учета, урегулирован Правилами N 354. С учетом этого, поскольку ответчик не обосновал необходимость включения Приложения N 6 в текст договора, а также не привел доводов о том, каким образом, нарушаются права ответчика в результате исключения Приложения N 6 из текста договора, оснований для выводов о нарушении судом первой инстанции норм материального права в этой части, не имеется.
Приложение N 8 к договору также обосновано исключено судом первой инстанции, поскольку особенности теплоснабжения потребителя, являющегося исполнителем коммунальных услуг предусмотрены Правилами N 354, в связи с чем необходимости в дублировании их положений в тексте Приложения N 8 к договору не имеется.
При этом Приложение N 7 не являлось предметом разногласий (л.д. 19).
С учетом изложенного, решение суда от 21.10.2013 является законным, обоснованным. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения, предусмотренных статьей 270 АПК РФ не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 октября 2013 года по делу N А50-12147/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю.Назарова |
Судьи |
А.Н.Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12147/2013
Истец: ТСЖ "Гознаковское"
Ответчик: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"