город Москва |
|
21 января 2014 г. |
дело N А40-117420/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.01.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.01.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ЗМ Россия"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2013
по делу N А40-117420/13, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению ЗАО "ЗМ Россия" (121614, Москва, ул. Крылатская, д. 17, к. 3, ИНН 7702045083, ОГРН 1027700133988)
к Смоленской таможне (214027, Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105)
об оспаривании постановления;
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ульянов Д.В. по доверенности N 04-52/13 от 25.01.2013; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2013 в удовлетворении заявленных ЗАО "ЗМ Россия" требований о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни от 11.02.2013 N 10113000-892/2012 по делу об административном правонарушении, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель таможенного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17.09.2012 ЗАО "ЗМ Россия" подана через таможенного представителя на Стабнинский таможенный пост Смоленской таможни декларация на товары N 10113100/170912/0033716, предъявлен к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар "полная маска со сменными фильтрами для защиты органов дыхания серии 6000..., изготовитель "ЗМ США", код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза - 9020000000", товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ходе контроля после выпуска товара Смоленской таможней установлено, что товар, заявленный обществом по ДТ N 10113100/170912/0033716, на момент ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и декларирования входит в Список товаров, технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661.
В связи с тем, что данный товар подпадает под действие Списка, в соответствии с Федеральный законом "Об экспортном контроле" от 18.07.1999 и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 " 691 "Об утверждении положения о лицензировании внешнеэкономических операций...", на его ввоз необходима лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
Ввоз товара без получения указанной лицензии является нарушением действующих запретов и ограничений неэкономического характера.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В основу вывода таможенного органа о нарушении обществом действующих запретов и ограничений неэкономического характера положено заключение независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) в целях экспортного контроля, проведенной Научно-методическим центром по экспортному контролю ФГУП "Гостехстрой", а также лицензия ФСТЭК России от 02.10.2012 N Л6432455051586, выданная обществу на аналогичный товар, после совершения таможенных операций по ДТ N 10113100/170912/0033716.
Впоследствии, ФСТЭК России выдана ЗАО "ЗМ Россия" лицензия N Л6432455051929 на аналогичную продукцию, ввозимую по внешнеторговому контракту от 20.06.1997 N RU/11502704/100175 (данная лицензия выдана взамен аннулированной лицензии от 02.10.2012 N Л6432455051586).
При помещении спорного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления лицензия ФСТЭК России на указанный товар таможенному органу не представлялась.
Данные обстоятельства несоблюдения ЗАО "ЗМ Россия", установленных международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию, послужили основанием для вынесения Смоленской таможней в отношении ЗАО "ЗМ Россия" определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 10113000-892/2012 по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведенного административного расследования в отношении ЗАО "ЗМ Россия" составлен протокол об административном правонарушении N -10113000-892/2012.
Постановлением Смоленской таможни от 11.02.2013 по делу об административном правонарушении N 10113000-892/2012 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности, у административного органа имелись; вина общества в совершении административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав представителя таможенного органа, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100.000 до 300.000 руб.
Оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса.
Диспозицией данной нормы права является несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса.
Объективную сторону административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует несоблюдение запретов и ограничений на ввоз и (или) вывоз товаров.
Согласно п. п. 8 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного Союза запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств- членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств-членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ТС.
В соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса таможенного Союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на территорию Российской Федерации в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежит лицензированию.
Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации подлежит лицензированию, устанавливается Правительством РФ на основании списков (перечней), указанных в ст. 6 Закона. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Согласно ст. 6 Закона списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661 утвержден Список контролируемых товаров.
На основании п. 2 Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 691, лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией выдаются ФСТЭК России.
Согласно п. 2 Положения о едином Порядке контроля таможенными органами ввоза на территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденного решением Комиссии ТС от 22.06.2011 N 687, лицензируемые товары перемещаются участниками внешнеэкономической деятельности государств-членов Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза на основании лицензии.
До перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Таможенного союза, оригинал лицензии представляется владельцем лицензии для постановки на контроль того государства- члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии.
Следовательно, общество обязано получить лицензию в ФСТЭК России до фактического перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Товар, заявленный обществом по ДТ N 10113100/170912/0033716 по своему наименованию, модели, артикулу соответствует аналогичному товару, который заключением от 24.08.2012 N 021-1900-12 независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) в целях экспортного контроля, проведенной ФГУП "Гостехсрой", признан входящим в Список, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 N 1661, а также аналогичным товарам, на которые ФСТЭК выданы лицензии.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что указанный товар относится к контролируемым товарам, ввоз в Российской Федерации, которых подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 9 Положения заверенные копии лицензии представляются при осуществлении таможенных операций в таможенный орган в соответствии с таможенным законодательством. Заверенная таможенным органом копия лицензии представляется в таможенный орган (структурное подразделение) в комплекте документов к декларации на товары, по которой осуществляется таможенное декларирование лицензируемого товара в счет лицензии в первый раз, и остается в таможенном органе.
На момент таможенного декларирования в комплекте документов к декларации N 10113100/170912/0033716 лицензия не представлена, сведения о лицензии в графе 44 декларации на товар отсутствуют.
Письмами от 29.11.2012 N 240/55/2621, от 23.11.2012 N ЭК/211-Т ФСТЭК России подтверждено, что полнолицевые маски, ввезенные ЗАО "ЗМ Россия" идентичны товарам, являвшимся объектом независимой идентификационной экспертизы.
Из письма ФСТЭК России от 29.11.2012 N 240/55/2621 следует, что лицензия ФСТЭК России для ввоза товаров получена в октябре 2012, которая не распространяется на товары, ранее ввезенные на территорию Таможенного союза, поскольку лицензия действует с даты ее выдачи.
Исходя из положений ст. ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами Кодекса или закона субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
На административный орган возлагается обязанность доказывания обстоятельств правонарушения, вменяемого заявителю, обстоятельств, установленных при рассмотрении дела и свидетельствующих о наличии состава, в том числе объективной стороны и вины лица в совершении правонарушения.
Наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом установлены и подтверждены материалами дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности исполнить требования закона, обществом не представлены (ст. 65 АПК РФ).
Оснований для отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2013 по делу N А40-117420/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117420/2013
Истец: ЗАО "ЗМ Россия"
Ответчик: Смоленская таможня