г. Пермь |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А71-6270/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Виноградовой Л.Ф.,
судей Голубцовой Ю.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Решановой Д.М.,
при участии:
от истца администрации Камбарского района Удмуртской Республики:
Лагуновой М.В. - доверенность N 01-18/3759 от 09 января 2014 года,
паспорт;
от ответчика администрации муниципального образования "Камбарское":
Лушникова Д.Б. - глава администрации, Выписка из ЕГРЮЛ,
удостоверение;
Дьякова К.М. - доверенность от 09 января 2014 года, паспорт;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
администрации муниципального образования "Камбарское",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 ноября 2013 года
по делу N А71-6270/2013,
принятое судьей Коньковой Е.В.
по иску администрации Камбарского района Удмуртской Республики
к администрации муниципального образования "Камбарское"
об обязании принять имущество в собственность путём подписания передаточного акта,
установил:
Администрация Камбарского района Удмуртской Республики (истец) обратилась в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования "Камбарское" (ответчик) о возложении обязанности принять в собственность муниципального образования "Камбарское" имущество, указанное в Постановлении Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2012 года N 497 "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием "Камбарский район" и входящим в его состав муниципальным образованием "Камбарское" путем подписания с администрацией Камбарского района Удмуртской Республики передаточного акта на основании статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л. д. 5-6).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2013 года, принятым судьей Коньковой Е.В. по делу N А71-6270/2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме. На администрацию муниципального образования "Камбарское" возложена обязанность подписать передаточный акт о принятии в собственность имущества в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2012 года N 497 "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием "Камбарский район" и входящим в его состав муниципальным образованием "Камбарское" (л. д. 95-99).
Ответчик, администрация муниципального образования "Камбарское", не согласившись с названным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. Ответчик полагает, что судом необоснованно удовлетворены исковые требования, поскольку передаточный акт не может быть им подписан. В решение городского совета депутатов муниципального образования "Камбарское" N 43 от 15 марта 2012 года, которым согласован перечень имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское", внесены изменения. Из перечня имущества, подлежащего передаче, исключен 101 объект недвижимости. Ответчик полагает, что предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) трехмесячный срок для предъявления требования о подписании передаточного акта на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2013 года N 497 истцом пропущен. Данное обстоятельство также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 828-О-П безвозмездная передача имущества предполагает наличие волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, администрация муниципального образования "Камбарское" просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика доводы апелляционной жалобы поддержали (протокол судебного заседания от 23 января 2014 года).
Представитель истца, администрации Камбарского района Удмуртской Республики, в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (протокол судебного заседания от 23 января 2014 года).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Законом Удмуртской Республики от 08 декабря 2004 года N 81-РЗ "Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Камбарского района Удмуртской Республики" установлены границы муниципального образования-поселения "Камбарское" в составе населенного пункта город Камбарка (административный центр муниципального образования). Данное муниципальное образование наделено статусом городского поселения (статья 2 названного Закона).
15 марта 2012 года в связи с разграничением собственности между муниципальным образованием "Камбарский район" и муниципальным образованием "Камбарское" решением городского совета депутатов муниципального образования "Камбарское" N 43 согласован перечень имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское", включающий в себя 4 административных здания, 147 жилых помещений и 2 земельных участка в г. Камбарка (л. д. 7-11).
Данный перечень направлен для согласования в представительный орган муниципального образования "Камбарский район".
31 мая 2012 годя решением совета депутатов муниципального образования "Камбарский район" N 45 согласован предлагаемый перечень имущества, подлежащего передаче из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское" (л. д. 12-16).
06 ноября 2012 года Правительство Удмуртской Республики постановило разграничить имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования "Камбарский район", между муниципальным образованием "Камбарский район" и входящим в его состав муниципальным образованием "Камбарское" и утвердить перечень имущества, подлежащего передаче из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское" ( Постановление N 497, л. д. 17-24).
20 ноября 2012 года администрация Камбарского района Удмуртской Республики направила администрации муниципального образования "Камбарское" для подписания передаточный акт имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское" (л. д. 25-31).
Поскольку данный акт администрацией муниципального образования "Камбарское" в установленный срок подписан не был, администрация Камбарского района Удмуртской Республики обратилась с иском о возложении на ответчика обязанности принять в собственность муниципального образования "Камбарское" имущество, указанное в Постановлении Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2012 года N 497 "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием "Камбарский район" и входящим в его состав муниципальным образованием "Камбарское", путем подписания с администрацией Камбарского района Удмуртской Республики передаточного акта на основании статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л. д. 5-6).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 50 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Пунктом 11.1 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ установлено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется, в том числе, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 08 декабря 2008 года N 50-РЗ "О порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике" также предусмотрено, что разграничение муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными городскими, сельскими поселениями в Удмуртской Республике (далее - муниципальные районы и поселения) осуществляется правовыми актами Правительства Удмуртской Республики.
Правовые акты Правительства Удмуртской Республики о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами и поселениями принимаются по согласованным предложениям органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления входящих в их состав поселений, представляющим собой согласованные ими перечни имущества, находящегося в собственности муниципальных районов, подлежащего передаче в собственность поселений в процессе разграничения муниципального имущества (пункт 2 названной статьи).
В соответствии с названными положениями законов решениями N 43 от 15 марта 2012 года и N 45 от 31 мая 2012 года органами местного самоуправления муниципального образования "Камбарское" и муниципального образования "Камбарский район" соответственно согласован перечень имущества, подлежащего передаче из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское" (л. д. 7-16).
Разногласий по указанному перечню между муниципальными образованиями не возникло. Доказательства иного в материалы дела не представлены (статья 65 АПК РФ).
Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 497 от 06 ноября 2012 года (л. д. 17-25).
Названное постановление опубликовано на Официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики 09 ноября 2012 года.
Однако направленный 20 ноября 2012 года администрацией Камбарского района Удмуртской Республики администрации муниципального образования "Камбарское" для подписания передаточный акт имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское" последним в установленный срок не подписан (статья 65 АПК РФ).
Поскольку порядок согласования перечня передаваемого из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское" имущества, установленный ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и Законом Удмуртской Республики от 08 декабря 2008 года N 50-РЗ соблюден, основания для отказа в подписании передаточного акта у администрации муниципального образования "Камбарское" отсутствовали.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования администрации Камбарского района Удмуртской Республики о возложении на администрацию муниципального образования "Камбарское" обязанности принять в собственность муниципального образования "Камбарское" имущество, указанное в Постановлении Правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2012 года N 497 путем подписания передаточного акта указанного имущества.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2013 года является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что передаточный акт не может быть им подписан в связи с тем, что в решение N 43 от 15 марта 2012 года, которым им согласован перечень имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Камбарский район" в собственность муниципального образования "Камбарское", внесены изменения об исключении из него 101 объекта недвижимости, подлежит отклонению судом.
Перечень передаваемого имущества в установленном порядке согласован муниципальными образованиями и утвержден правовым актом Правительства Удмуртской Республики. Основания для распоряжения ответчиком имуществом, включенным в утвержденный перечень передаваемого имущества, путем его исключения у администрации муниципального образования "Камбарское" отсутствуют, поскольку возможность такого исключения после окончания процедуры согласования и утверждения перечня передаваемого имущества ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также Законом Удмуртской Республики от 08 декабря 2008 года N 50-РЗ не предусмотрена.
Ссылка администрации муниципального образования "Камбарское" на пропуск истцом предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока для предъявления требований о подписании передаточного акта на основании Постановления правительства Удмуртской Республики от 06 ноября 2013 года N 497, подлежит отклонению судом на основании пункта 11.1 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
В силу названной нормы права споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
При этом согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности по указанным требованиям составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Довод ответчика о том, что безвозмездная передача имущества в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 828-О-П предполагает наличие волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, правомерен.
Вместе с тем, волеизъявление администрации муниципального образования "Камбарское" на безвозмездную передачу имущества выражено им путем согласования решением N 43 от 15 марта 2012 года перечня имущества и направления его для согласования администрации Камбарского района Удмуртской Республики (л. д. 7-11).
Таким образом, апелляционная жалоба ответчика, администрации муниципального образования "Камбарское", удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя, администрацию муниципального образования "Камбарское". Однако в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 ноября 2013 года по делу N А71-6270/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ф. Виноградова |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6270/2013
Истец: Администрация Камбарского района Удмуртской Республики, Администрация Камбарского района УР
Ответчик: Администрация муниципального образования "Камбарское"