г. Вологда |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А52-1577/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Палкинская передвижная механизированная колонна" на решение Арбитражного суда Псковской области от 24 сентября 2013 года по делу N А52-1577/2013 (судья Героева Н.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Палкинская передвижная механизированная колонна" (ОГРН 1036001700613; далее - предприятие, МУП "Палкинская ПМК") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508; далее - управление, УФАС по Псковской области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 25.04.2013 N 14/10/13-ЕМ и предписания от 25.04.2013 N 1072/ИФ.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 24 сентября 2013 года по делу N А52-1577/2013 в удовлетворении требований предприятия отказано.
МУП "Палкинская ПМК" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 795 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской от 27 августа 2012 года N 857" (далее - постановление Правительства N 795) подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление Правительства N 857) признан утратившим силу, в связи с чем не подлежит применению принятое в соответствии с данным подпунктом постановление администрации Псковской области от 14.09.2012 N 480 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Псковской области в 2012 - 2014 годах" (далее - постановление администрации ПО N 480). Также указывает, что постановление Правительства N 857 необходимо применять исключительно при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных приборами учета помещениями. В связи с изложенным полагает, что порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению за период с ноября 2012 года по март 2013 года предприятием соблюден.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, МУП "Палкинская ПМК" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
УФАС по Псковской области в отзыве на жалобу с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 15.02.2013 в управление поступило заявление Швандыревой Н.П. о нарушении предприятием антимонопольного законодательства, выразившемся в несоблюдении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению с ноября 2012 года по март 2013 года в отношении многоквартирных жилых домов поселка Палкино Псковской области.
Приказом управления от 29.03.2013 в отношении МУП "Палкинская ПМК" возбуждено дело N 43 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Рассмотрев названное дело, комиссия УФАС по Псковской области вынесла решение от 25.04.2013 N 14/10/13-ЕМ, которым признала предприятие нарушившим часть 1 статьи 10 Закон N 135-ФЗ в части ущемления интересов граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах поселка Палкино Псковской области, оборудованных общедомовыми приборами учета, в том числе Швандыревой Н.П., путем нарушения порядка расчета размера платы за услуги теплоснабжения.
На основании данного решения антимонопольный орган выдал МУП "Палкинская ПМК" предписание от 25.04.2013 N 03-10АМЗ/12, согласно которому на предприятие возложена обязанность в срок до 05.06.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: произвести перерасчет платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах поселка Палкино Псковской области, оборудованных коллективными приборами учета тепловой энергии, в том числе Швандыревой Н.П., за период с ноября 2012 года по март 2013 года; а также в период действия постановления администрации ПО N 480 производить расчет платы за отопление в строгом соответствии с нормами подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Не согласившись с названными решением и предписанием, МУП "Палкинская ПМК" обжаловало их в арбитражный суд.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На основании части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
МУП "Палкинская ПМК" занимает доминирующее положение на рынке услуги по теплоснабжению в Палкинском районе Псковской области.
Приказом Псковского УФАС России по Псковской области от 14.03.2006 N 8 данная организация включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35%.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые предусматривают порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета.
В силу пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 21 названных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 2 к Правилам, определяется из расчета общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 01.09.2012 в законную силу вступили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 345 (далее - Правила N 345).
Новые Правила предоставления коммунальных услуг предполагают начисление платы за коммунальную услугу по отоплению исключительно в месяцах отопительного периода независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета тепла.
Вместе с тем постановлением Правительства N 857 (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что Правила N 345 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом особенностей, в числе которых в подпункте "б" пункта 1 указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с прежними Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановлением администрации ПО N 480 установлено, что в указанный период на территории Псковской области применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
Решением Палкинского районного суда Псковской области от 06.04.2012 по делу N 2-71/2012 удовлетворен иск прокурора Палкинского района к МУП "Палкинская ПМК" о возложении обязанности на предприятие производить расчет платы за отопление в соответствии с Правилами N 307.
Названным решением суд обязал предприятие производить расчеты платы за отопление с потребителями, проживающими в многоквартирных домах, снабженных коллективными приборами учета тепловой энергии, в строгом соответствии с нормами подпункта "б" пункта 21 Правил N 307.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Данный судебный акт имеет преюдициальное значения для настоящего дела.
Таким образом, в спорный период предприятие при определении расчета платы за коммунальную услугу не должно было руководствоваться Правилами N 345.
Апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что, не исполняя постановление администрации ПО N 480 и предъявляя счета за отопление только по показаниям приборов учета в соответствии с Правилами N 354, предприятие ущемило интересы других потребителей, которые должны оплачивать услуги за отопление в соответствии с Правилами N 307, то есть равными долями на протяжении всего года, поскольку оплата за календарный месяц отопительного периода превышает размер ежемесячных выплат, уплачиваемых равными долями в течение календарного года.
Следовательно, предприятием нарушен пункт 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение антимонопольного органа от 25.04.2013 по делу N 14/10/13-ЕМ и предписание от 25.04.2013 N 1072/ИФ соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы МУП "Палкинская ПМК".
Довод подателя жалобы о том, что постановлением Правительства N 795 подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства N 857 признан утратившим силу, в связи с чем не подлежит применению принятое в соответствии с данным подпунктом постановление администрации ПО N 480, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Соответствующие изменения в постановление Правительства N 857 внесены уже после принятия оспариваемых решения и предписания (25.04.2013), в то время как законность ненормативных актов проверяется на момент их принятия.
Не принимается судом апелляционной инстанции и ссылка предприятия на то, что постановление Правительства N 857 необходимо применять исключительно при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных приборами учета помещениями, поскольку согласно подпункту "б" пункта 1 названного постановления (в редакции, действовавшей в спорный период), устанавливающего особенности начисления платы за отопление в период 2012 - 2014 годов, применение органам власти субъектов Российской Федерации порядка, изложенного в прежних Правилах N 307, возможно при расчете платы за отопление независимо от наличия или отсутствия приборов учета.
В апелляционной жалобе предприятие также указывает, что судом не учтены положения части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем указанные положения конкретизируются положениями Правил N 307.
Установленные данными Правилами императивные положения о расчетах, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, в данном случае являются обязательными.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы предприятия отказано, расходы по госпошлине с управления в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 24 сентября 2013 года по делу N А52-1577/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Палкинская передвижная механизированная колонна" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1577/2013
Истец: МУП "Палкинская ПМК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области